Финансы предприятия: менеджмент и анализ
Учебное пособие подготовлено в соответствии с новой программой проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора в области общего аудита, утвержденной 23 января 2003 г. Минфином России; освещает вопросы всех тем раздела 4 «Финансы предприятий: менеджмент и анализ». Данное учебное пособие полностью соответствует и программе аналогичного учебного курса магистратуры МГУ им. М.В. Ломоносова по направлению «Менеджмент». Предназначено для претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора, для переподготовки практикующих аудиторов, а также для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям.
|
![]() |
От авторов
Глава 1. ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ ОРГАНИЗАЦИИ
- 1.1. Финансовая система современной российской экономики
- 1.2. Финансовая концепция коммерческой организации
- 1.3. Формы и виды финансирования предприятий: собственный и заемный капитал
- 1.4. Финансовый рынок. Формы доступа предприятий к финансовым рынкам
- 1.5. Финансовый механизм управления предприятием и его элементы
- 1.6. Финансовые взаимоотношения предприятий с бюджетом, внебюджетными фондами, банками и страховыми организациями
Глава 2. СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
- 2.1. Финансовый менеджмент: содержание, цели и функции
- 2.2. Инструменты, используемые в системе финансового менеджмента
- 2.3. Управление капиталом и определение цены капитала
- 2.4. Учет временной ценности денег в финансовом управлении
- 2.5. Управление портфелем ценных бумаг предприятия
- 2.6. Управление финансовыми рисками. Классификация финансовых рисков
Глава 3. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ И ЕГО МЕТОДЫ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ
- 3.1. Экономический анализ как база обоснования и принятия управленческих решений
- 3.2. Классификация видов экономического анализа и их роль в управлении предприятием
- 3.3. Пользователи аналитической экономической информации как субъекты анализа
- 3.4. Характеристика и особенности проведения финансового управленческого и производственного анализа, их взаимосвязь и роль в принятии управленческих решений
- 3.5. Бухгалтерская отчетность предприятия как информационная база финансового анализа
- 3.6. Цели и этапы анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности
- 3.7. Стандартные приемы анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия
- 3.8. Общая характеристика экономико-математических и статистических методов анализа
- 3.9. Экономико-математическое моделирование
- 3.10. Методы экономического факторного анализа
- 3.11 Раскрытие аналитической информации в пояснениях к бухгалтерской отчетности
- 3.12. Место и роль финансового анализа авторской деятельности
Глава 4. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА
- 4.1. Система формирования экономических показателей как база комплексного планирования и анализа
- 4.2. Структура и основные цели бизнес-плана
- 4.3. Сметное планирование сбалансированности показателей бизнес-плана
Глава 5. МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОДАЖЕЙ ТОВАРОВ
- 5.1. Показатели, характеризующие об1?ем производства и продаж. Методика их расчета
- 5.2. Маркетинговый анализ: объекты и методы
- 5.3. Планирование выручки от продаж продукции
- 5.4. Система цен на продукцию. Методы аналитического обоснования цен
- 5.5. Анализ и оценка влияния использования производственных ресурсов на объем продаж
- 5.6. Анализ влияния объема продаж на изменение прибыли от продаж
Глава 6. СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДАЖ: РАСЧЕТ, АНАЛИЗ И ОЦЕНКА
- 6.1. Показатели расходов по обычным видам деятельности, себестоимости продаж и расходов периода
- 6.2. Факторный анализ себестоимости продаж. Анализ влияния себестоимости на величину прибыли от продаж
- 6.3. Анализ поведения затрат и взаимосвязи объема, себестоимости и прибыли. Расчет маржинального дохода, порога рентабельности и запаса финансовой прочности
- 6.4. Операционный рычаг и оценка эффекта операционного рычага
Глава 7. ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: РАСЧЕТ, АНАЛИЗ И ОЦЕНКА
- 7.1. Состав доходов и расходов как экономическая база формирования финансовых результатов
- 7.2. Прибыль как показатель эффективности хозяйственной деятельности предприятия. Формирование и расчет показателей прибыли
- 7.3. Анализ уровня и динамики финансовых результатов по данным отчета о прибылях и убытках
- 7.4. Факторы, влияющие на формирование прибылей и убытков
- 7.5. Оценка влияния инфляции на финансовые результаты
- 7.6. Факторный анализ прибыли от продаж и его влияние на управление прибылью
- 7.7. Анализ прибыли от прочей реализации, финансовых вложений и внереализационной деятельности
- 7.8. Анализ качества прибыли. Влияние учетной политики на прибыль
- 7.9. Анализ и оценка использования чистой прибыли
- 7.10. Расчет и факторный анализ рентабельности продаж и затрат
Глава 8. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ: РАСЧЕТ, АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ
- 8.1. Анализ состава, структуры и динамики внеоборотных активов
- 8.2. Основные средства организации: анализ их поступления и выбытия, технического состояния, износа
- 8.3. Расчет и оценка показателей использования основных средств
- 8.4. Анализ и оценка показателей эффективности использования основных средств
- 8.5. Основы управления инвестициями
- 8.6. Система показателей анализа и оценки эффективности инвестиций
Глава 9. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ: РАСЧЕТ, АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ
- 9.1. Оборотный капитал организации: характеристика кругооборота и оборота, анализ структуры оборотного капитала
- 9.2. Источники формирования оборотного капитала
- 9.3. Расчет величины собственных оборотных средств и оценка обеспеченности ими организации
- 9.4. Система показателей оборачиваемости оборотных активов. Порядок их расчета и оценка динамики
- 9.5. Расчет и оценка показателей оборачиваемости запасов, дебиторской и кредиторской задолженности
- 9.6. Показатели оценки использования оборотных средств
- 9.7. Безналичный и наличный денежный оборот
- 9.8. Анализ отчета о движении денежных средств. Прямой и косвенный методы составления отчета о денежных потоках
Глава 10. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ АКТИВОВ И КАПИТАЛА: РАСЧЕТ, АНАЛИЗ И ОЦЕНКА
- 10.1 Рентабельность активов и собственного капитала как показатели оценки эффективности хозяйственной деятельности
- 10.2. Система показателей рентабельности активов и собственного капитала
- 10.3. Моделирование показателей рентабельности активов как база проведения многофакторного анализа
- 10.4. Основные факторы и пути повышения рентабельности активов
- 10.5. Методы факторного анализа рентабельности активов и собственного капитала
- 10.6. Взаимосвязь экономической (рентабельности активов) и финансовой (рентабельности собственного капитала) рентабельности. Эффект финансового рычага
Глава 11. ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ: АНАЛИЗ И ОЦЕНКА
- 11.1. Сущность, факторы и система показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия
- 11.2. Анализ состава, структуры и динамики активов предприятия
- 11.3. Анализ состава, структуры и динамики источников формирования активов
- 11.4. Порядок расчета чистых активов
- 11.5. Анализ финансового состояния по абсолютным данным бухгалтерского баланса
- 11.6. Методика анализа финансового состояния с использованием финансовых коэффициентов
- 11.7. Оценка степени финансового состояния организации на основе группировки активов и обязательств
- 11.8. Анализ и оценка кредитоспособности организации
Глава 12. ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И БАНКРОТСТВА. ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
- 12.1. Показатели и факторы неплатежеспособности (финансовой несостоятельности) организации
- 12.2. Особенности анализа финансового состояния неплатежеспособных предприятий
- 12.3. Процедура банкротства коммерческой организации
- 12.4. Методы прогнозирования возможного банкротства предприятия
- 12.5. Основы антикризисного управления
Глава 13. МЕТОДЫ КОМПЛЕКСНОГО ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕСА
- 13.1. Анализ факторов, показателей и конечных результатов хозяйственной деятельности
- 13.2. Общая характеристика методов комплексной оценки хозяйственной деятельности
- 13.3. Методика комплексной оценки эффективности хозяйственной деятельности
- 13.4. Методы сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния эмитентов
Специальная литература, рекомендуемая по курсу "Финансы предприятий: менеджмент и анализ"
Приложения
Основные формы бухгалтерской отчетности
См. также: