Эксоцман
на главную поиск contacts

Информационно-методическое обеспечение перечня формирования направлений и специальностей в области информационно-коммуникационных технологий

Опубликовано на портале: 06-09-2006
Москва: МАКС Пресс, 2006, 272 с.
В книге представлена методика формирования структуры и содержания среднего и высшего профессионального образования в области информационно-коммуникационных технологий с учетом действующих и перспективных моделей соответствующих сегментов рынка труда, а также результатов сравнительного анализа структуры и содержания используемых в российских и зарубежных вузах учебных планов и программ. Автором предложена метамодель структуры и содержания среднего и высшего профессионального образования для области ИКТ и информационная модель проектирования перечня направлений и специальностей, а также содержания образования в области ИКТ. Для специалистов в области информационного обеспечения сложных информационных систем, ИКТ-образования, управления образованием, руководителей организаций среднего и высшего профессионального образования.

Введение6
1. Разработка принципов формирования номенклатуры специальностей в области информационно-коммуникационных технологий на основе системно-аналитического исследования существующих тенденций развития профессионального образования8
1.1. Тенденции развития профессионального ИКТ-образования12
1.2. Требования к структуре и содержанию среднего и высшего профессионального ИКТ-образования18
1.3. Методология Статистического управления ООН (UNSD)28
1.4. Методология Всемирной торговой организации (BTO)31
1.5. Методология Статистического агентства Евросоюза (Eurostat)35
1.6. Методология статистических служб стран NAFTA37
1.7. Тенденции развития системы статистических показателей инновационной экономики в России43
2. Метамодель структуры и содержания среднего и высшего профессионального образования в области информационно-коммуникационных технологий48
3. Разработка тезауруса профессиональной деятельности в области информационно-коммуникационных технологий56
3.1. Разработка типологии сферы профессиональной деятельности в области ИКТ56
3.2. Структурированная система квалификационных требований к специалистам в сфере ИКТ70
3.3. Онтологическое описание образовательной среды среднего и высшего профессионального образования для области ИКТ74
4. Методическое обеспечение формирования структуры и содержания среднего и высшего профессионального ИКТ-образования75
4.1. Методика формирования номенклатуры направлений и специальностей среднего и высшего профессионального ИКТ-образования77
4.2. Методика формирования стандартов направлений и специальностей среднего и высшего профессионального ИКТ-образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по образовательным программам95
4.3. Методика количественной оценки качества структуры и содержания среднего и высшего профессионального ИКТ-образования108
4.3.1. Анализ полноты охвата области профессиональной деятельности перечнем образовательных программ (направлений подготовки и специальностей) по каждому квалификационному уровню (в соответствии с выделенной областью профессиональной деятельности и ее структурой)109
4.3.2. Выявление степени дублирования квалификационных требований и минимума содержания между различными образовательными программами (в соответствии с установленными предельными нормативами сходности содержания обучения и образования)110
4.3.3. Определение адекватности сроков обучения (в соответствии с установленным нормативным сроком для данной ступени образования)111
4.3.4. Анализ количественного соотношения отдельных составных частей минимума содержания образовательных программ (в соответствии с установленными нормативами)111
5. Использование методического и информационного обеспечения при разработке структуры и содержания среднего и высшего профессионального ИКТ-образования113
5.1. Вариант применения формализованной методики формирования перечня образовательных программ (направлений подготовки и специальностей) среднего и высшего профессионального образования на примере среднего профессионального образования113
5.2. Конкретизация обобщенных функций профессиональной деятельности118
5.3. Вариант применения формализованной методики формирования перечня образовательных программ (направлений подготовки и специальностей) среднего и высшего профессионального образования на примере высшего профессионального образования118
5.4. Рекомендации по применению разработанных методов и моделей к различным областям профессиональной подготовки122
5.4.1. Формирование метамодели для образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования123
5.4.2. Использование методик для преподавателей и учебно-методических подразделений ссузов и вузов125
5.4.3. Использование методик для повышения квалификации (переподготовки) ППС в области ИКТ126
Заключение128
Приложение 1.130
Приложение 2. Глоссарий области профессионального образования248
PDF Document
00. Ведение
[115 КБ]
Ключевые слова

См. также:
Юлия Юрьевна Юмашева
Общественные науки и современность. 2016.  № 4. С. 171-176. 
[Статья]
Светлана Владимировна Сигова, Александра Леонидовна Кекконен, Евгений Александрович Питухин
Общественные науки и современность. 2016.  № 3. С. 64-74. 
[Статья]
Борис Андреевич Головко
Социология: теория, методы, маркетинг. 2004.  No. 2. P. 120-132. 
[Статья]
Марина Юрьевна Шерешева
Российский журнал менеджмента. 2006.  Т. 4. № 1. С. 55-76. 
[Статья]
[Статья глоссария]