Информационно-методическое обеспечение перечня формирования направлений и специальностей в области информационно-коммуникационных технологий
Опубликовано на портале: 06-09-2006
Москва: МАКС Пресс, 2006, 272 с.
Тематический раздел:
В книге представлена методика формирования структуры и содержания среднего и высшего
профессионального образования в области информационно-коммуникационных технологий
с учетом действующих и перспективных моделей соответствующих сегментов рынка труда,
а также результатов сравнительного анализа структуры и содержания используемых в
российских и зарубежных вузах учебных планов и программ. Автором предложена метамодель
структуры и содержания среднего и высшего профессионального образования для области
ИКТ и информационная модель проектирования перечня направлений и специальностей,
а также содержания образования в области ИКТ.
Для специалистов в области информационного обеспечения сложных информационных систем,
ИКТ-образования, управления образованием, руководителей организаций среднего и высшего
профессионального образования.
|
![]() |
Введение | 6 |
1. Разработка принципов формирования номенклатуры специальностей в области информационно-коммуникационных технологий на основе системно-аналитического исследования существующих тенденций развития профессионального образования | 8 |
1.1. Тенденции развития профессионального ИКТ-образования | 12 |
1.2. Требования к структуре и содержанию среднего и высшего профессионального ИКТ-образования | 18 |
1.3. Методология Статистического управления ООН (UNSD) | 28 |
1.4. Методология Всемирной торговой организации (BTO) | 31 |
1.5. Методология Статистического агентства Евросоюза (Eurostat) | 35 |
1.6. Методология статистических служб стран NAFTA | 37 |
1.7. Тенденции развития системы статистических показателей инновационной экономики в России | 43 |
2. Метамодель структуры и содержания среднего и высшего профессионального образования в области информационно-коммуникационных технологий | 48 |
3. Разработка тезауруса профессиональной деятельности в области информационно-коммуникационных технологий | 56 |
3.1. Разработка типологии сферы профессиональной деятельности в области ИКТ | 56 |
3.2. Структурированная система квалификационных требований к специалистам в сфере ИКТ | 70 |
3.3. Онтологическое описание образовательной среды среднего и высшего профессионального образования для области ИКТ | 74 |
4. Методическое обеспечение формирования структуры и содержания среднего и высшего профессионального ИКТ-образования | 75 |
4.1. Методика формирования номенклатуры направлений и специальностей среднего и высшего профессионального ИКТ-образования | 77 |
4.2. Методика формирования стандартов направлений и специальностей среднего и высшего профессионального ИКТ-образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по образовательным программам | 95 |
4.3. Методика количественной оценки качества структуры и содержания среднего и высшего профессионального ИКТ-образования | 108 |
4.3.1. Анализ полноты охвата области профессиональной деятельности перечнем образовательных программ (направлений подготовки и специальностей) по каждому квалификационному уровню (в соответствии с выделенной областью профессиональной деятельности и ее структурой) | 109 |
4.3.2. Выявление степени дублирования квалификационных требований и минимума содержания между различными образовательными программами (в соответствии с установленными предельными нормативами сходности содержания обучения и образования) | 110 |
4.3.3. Определение адекватности сроков обучения (в соответствии с установленным нормативным сроком для данной ступени образования) | 111 |
4.3.4. Анализ количественного соотношения отдельных составных частей минимума содержания образовательных программ (в соответствии с установленными нормативами) | 111 |
5. Использование методического и информационного обеспечения при разработке структуры и содержания среднего и высшего профессионального ИКТ-образования | 113 |
5.1. Вариант применения формализованной методики формирования перечня образовательных программ (направлений подготовки и специальностей) среднего и высшего профессионального образования на примере среднего профессионального образования | 113 |
5.2. Конкретизация обобщенных функций профессиональной деятельности | 118 |
5.3. Вариант применения формализованной методики формирования перечня образовательных программ (направлений подготовки и специальностей) среднего и высшего профессионального образования на примере высшего профессионального образования | 118 |
5.4. Рекомендации по применению разработанных методов и моделей к различным областям профессиональной подготовки | 122 |
5.4.1. Формирование метамодели для образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования | 123 |
5.4.2. Использование методик для преподавателей и учебно-методических подразделений ссузов и вузов | 125 |
5.4.3. Использование методик для повышения квалификации (переподготовки) ППС в области ИКТ | 126 |
Заключение | 128 |
Приложение 1. | 130 |
Приложение 2. Глоссарий области профессионального образования | 248 |
Ключевые слова
информационная система информационно-коммуникационные технологии информационные технологии информационные технологии в образовании
См. также:
Общественные науки и современность.
2016.
№ 4.
С. 171-176.
[Статья]
Общественные науки и современность.
2016.
№ 3.
С. 64-74.
[Статья]
Социология: теория, методы, маркетинг.
2004.
No. 2.
P. 120-132.
[Статья]
Российский журнал менеджмента.
2006.
Т. 4.
№ 1.
С. 55-76.
[Статья]
[Статья глоссария]