Преподаватели экономических дисциплин: профессиональный потенциал, особенности занятости и трудовой мотивации
Опубликовано на портале: 14-02-2006
Москва: МАКС Пресс, 2005, 280 с.
Книга подготовлена на основе материалов социологического исследования, посвященного
различным сторонам деятельности современного преподавателя экономических дисциплин.
В ней рассмотрены структура занятости, важнейшие характеристики преподавателей экономических
кафедр, вопросы мотивации их труда, основные проблемы, препятствующие реализации
преподавательской миссии и многие другие. Для преподавателей, аспирантов социально-экономических
дисциплин, а также для специалистов в области управления образованием.
|
![]() |
Предисловие | 5 |
Введение | 7 |
1. Структура экономической кафедры | 21 |
1.1. Демографические характеристики | 21 |
1.2. Профессиональная мобильность | 26 |
2. Категория вуза и компетентность преподавателей | 34 |
2.1. Характеристики преподавателей сильных и слабых вузов | 36 |
2.2. Экспертные оценки компетентности преподавателей | 41 |
2.3. Уровень преподавания в вузе: оценки преподавателей | 46 |
2.4. Косвенные оценки работы преподавателей | 50 |
3. Профессиональный ресурс | 61 |
3.1. Образование | 61 |
3.2. Умения и возможности | 81 |
3.3. Отношение преподавателей к возможным изменениям в высшей школе | 99 |
4. Самоидентификация и сфера основных интересов преподавателя | 111 |
4.1. Профессиональная самоидентификация преподавателей | 111 |
4.2. Самоидентификация и основные интересы преподавателей экономических дисциплин | 161 |
5. Ориентация преподавателей в отношении Запада | 122 |
5.1. Примеры ориентации преподавателей в отношении Запада | 122 |
5.2. Профессиональные связи | 128 |
6. Реализация профессионального ресурса: трудовая занятость | 134 |
6.1. Опыт работы | 134 |
6.2. Множественная занятость | 138 |
6.3. Характеристика работ, выполняемых преподавателями | 149 |
7. Субъективные представления преподавателей об основной работе | 159 |
7.1. Основная работа — в вузе | 159 |
7.2. Основная работа — научные исследования | 163 |
7.3. Основная работа — вне вуза | 167 |
8. Нагрузка и активность | 171 |
8.1. Структура преподавательской нагрузки | 171 |
8.2. Индикаторы профессиональной активности преподавателей | 175 |
8.3. "Цена" трудовых нагрузок | 181 |
9. Благосостояние преподавателей | 187 |
9.1. Доходы и их связь с трудовыми нагрузками | 187 |
9.2. Рабочее место преподавателя | 196 |
10. Мотивация труда и миссия преподавателя | 198 |
10.1. Удовлетворенность преподавательской деятельностью.... | 198 |
10.2. Ценность некоторых сторон работы преподавателя | 204 |
10.3. Образование детей преподавателей | 215 |
10.4. Миссия | 216 |
Заключение: типы преподавателей | 222 |
Библиография | 231 |
Приложение | 243 |