Эксоцман
на главную поиск contacts

Экономика символического обмена

Опубликовано на портале: 14-07-2007
Москва: Инфра-М, 2006, 632 с.

О КНИГЕ 3
ОТ АВТОРА 10
ВВЕДЕНИЕ 13
ЧАСТЬ 1. ПЕРСПЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО БИЗНЕСА 27
Глава 1.1. Народно-освободительное движение в музыке 27
1.1.1. Плюсы и минусы свободной музыки 27
1.1.2. Копирайт на страже интересов. Чьих? 30
1.1.3. Структура цены звукозаписей 32
1.1.4. Экономическая основа контрактов в музиндустрии 35
1.1.5. Перипетии внедрения интернет-дистрибьюции 37
1.1.6. Неуловимые мстители 39
1.1.7. Социально-экономические противовесы копирайту 41
1.1.8. Как удалось нивелировать преимущество пиратов? 42
1.1.8.1. Уроки Napster. Дело Grokster 43
1.1.9. Пиратская модель бизнеса 47
1.1.10. RIAA против народа 49
1.1.11. Во что обходится музыкальный улов? 50
1.1.12. Экономический смысл сэмплинга 53
Глава 1.2. Парадокс однородных цен 54
1.2.1. Хорошо ли, когда цены одинаковы? 55
1.2.2. Почему не разнообразят цены? 57
1.2.3. Возможна ли иная ценовая политика? 59
1.2.4. Незащищенность безоболочечных продуктов культуры 60
1.2.5. Блошиный рынок звукозаписей 61
1.2.6. Ухудшающий отбор в индустрии звукозаписи 63
Глава 1.3. Навигация – новый вид услуг в мире музыки 65
1.3.1. Решение проблемы потребительской навигации: публичная оценка воспринимаемого качества 66
1.3.1.1. Как учесть разницу во вкусах? 67
1.3.1.2. Что рекомендателям следует оценивать в музыке? 68
1.3.2. Изобретение, которого не было 69
1.3.2.1. Коллаборативная фильтрация – фундаментальное решение проблемы навигации 69
1.3.2.2. Механизм коллаборативной фильтрации 70
1.3.2.3. Ringo – первая в мире рекомендательная система по музыке: ее история и опыт 70
1.3.2.4. Приостановка фильтрации 72
1.3.2.5. Трюк с подменой технологии 76
1.3.2.6. Кто кого фильтрует? 77
1.3.2.7. Бизнес-версия коллаборативной фильтрации, или зачем поступаться принципами? 79
1.3.2.8. Коллаборативная фильтрация и система цен 82
1.3.2.9. Рекомендательная деятельность как самостоятельный бизнес 84
1.3.3. Изобретение, которое будет 85
1.3.3.1. Эксперименты «Синема» и «Театрон»: апробация двухступенчатой системы оплаты 87
1.3.3.2. Почему именно деньги, а не баллы? 88
1.3.4. Устройство культурной биржи 90
1.3.4.1. Трудности и опасения 92
1.3.5. Преимущества новой модели 94
1.3.5.1. Экономический смысл предложенного решения 95
1.3.6. Предтечи культурной биржи 96
1.3.6.1. Об истинном значении New Artist Program 96
ЧАСТЬ 2. УХУДШАЮЩИЙ ОТБОР В ИНДУСТРИЯХ КУЛЬТУРЫ 99
Глава 2.1. Навигация потребителя в культуре 99
Глава 2.2. Экономическая наука о культуре 102
Глава 2.3. Успешный бизнес vs. успешный потребитель 106
Глава 2.4. Ухудшающий отбор в культуре: постановка вопроса 109
2.4.1. Информационное неравноправие как стимул к переустройству рыночных правил 111
2.4.2. Что такое тенденция ухудшающего отбора? 112
2.4.2.1. О пользе «лимонов» 112
2.4.2.2. Другие примеры информационной асимметрии. Предконтрактный оппортунизм 113
Глава 2.5. Уязвимость культуры к действию ухудшающего отбора 116
2.5.1. Предпосылки для возникновения ухудшающего отбора 116
2.5.2. Принцип действия ухудшающего отбора в культуре 118
2.5.3. Симптомы ухудшающего отбора в культуре 120
2.5.4. Почему ухудшающий отбор в культуре труднодоказуем? 120
2.5.5. Унификация цен и ухудшающий отбор 123
2.5.6. Почему поставщики не трогают цены? 124
2.5.6.1. Блок-букинг в кино 131
2.5.7. Главный вопрос о цене 133
Глава 2.6. Реакции агентов на ухудшающий отбор 134
2.6.1. Перерождение авторов 137
2.6.1.1. Патронаж или рынок? 140
2.6.1.2. Государственный патронаж или частный? 144
2.6.2. Перерождение публики 148
2.6.2.1. Прагматическое определение искусства 151
2.6.2.2. Плацебо-эффект в культуре 153
2.6.2.3. Цена как ориентир в пестовании вкуса 155
2.6.3. Перегрузки критики 157
2.6.4. Болезнь издержек «ручной» аттестации искусства 159
2.6.4.1. Потребительская навигация и роль критики 159
2.6.4.2. Где критики берут чистую воду? 163
2.6.4.3. Коллективная профессиональная экспертиза 166
2.6.4.4. Рейтинги 173
Глава 2.7. Обзор рекомендательных систем 179
2.7.1. Контентные методы выработки рекомендаций 180
2.7.1.1. Недостатки 182
2.7.2. Вспомогательные системы 182
2.7.3. Коллаборативные методы производства рекомендаций 183
2.7.3.1. Проблемы и недостатки 186
2.7.4. Гибридные методы производства рекомендаций 190
2.7.5. Эффективность и многомерность рекомендаций 191
Глава 2.8. Тендер на экспертизу 193
ЧАСТЬ 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЛОГИКА ТВОРЧЕСКИХ РЕПУТАЦИЙ 196
Глава 3.1. Невозможность страхования и гарантий 196
Глава 3.2. Открытое акционирование искусства 198
Глава 3.3. Экономическая специфика культурных благ 201
3.3.1. Роль брендов 201
3.3.2. Отличия культурных благ 203
3.3.3. Неявное качество плюс неповторяемость 204
3.3.4. Экономический подход к выявлению качества: поиск, проба, интерпретация и доверие 206
3.3.5. Денежно-временная шкала культурного потребления 211
3.3.6. Опытные или исследуемые: трудности классификации 212
Глава 3.4. Репутация брендовых репутаций 214
3.4.1. Традиционный взгляд на рекламу 216
3.4.2. Современная экономическая трактовка рекламы 219
3.4.2.1. Что значит приучить? 219
3.4.2.2. Экономика внимания 220
3.4.2.3. Брендинг и «дешевый разговор» 221
3.4.2.4. Кого и о чем информирует реклама? 222
3.4.2.5. Брендинг как осовремененная рациональная жертва 222
3.4.2.6. «Нand made» в свете жертвы 223
3.4.2.7. Реципрокность культурного обмена 225
3.4.2.8. Генная инженерия hand made 227
3.4.3. Барьеры входа для одних – это барьеры выхода для других 232
3.4.4. Пропорции качества и рекламы 233
3.4.4.1. Интерьер взамен кухни 234
3.4.5. Что влияет на информативность брендов и цен? 235
3.4.6. Сценарии брендинга 237
3.4.6.1. Бренд-менеджмент – игра по правилам и без 239
3.4.6.2. Пример с «мерседесом» 240
3.4.6.3. Распространенные сценарии культурного брендинга 240
3.4.7. (Не)функциональный спрос как вотчина культурных брендов 242
Глава 3.5. Информационная экономика индустрий моды 247
3.5.1. Ценовая дискриминация как продукт и источник информационной асимметрии 249
3.5.1.1. Пакетная продажа 252
3.5.2. Экономическое видение распродаж модной одежды 253
3.5.2.1. Этические аспекты распродаж. Два отрицательных внешних эффекта 254
3.5.3. Конкурентная борьба в индустрии моды 258
3.5.3.1. Сейсмоустойчивость бренда (случай Пьера Кардена) 262
3.5.3.2. История Гуччи 262
3.5.3.3. Ассимиляция модных брендов 264
3.5.4. Общий вектор перемен моды 265
3.5.4.1. Растягивание репутации (на примере Polo Ralph Lauren) 266
3.5.4.2. От чего зависят ритмы моды? 268
3.5.4.3. Люкс, упраздняющий роскошь 272
3.5.4.4. Как рождается мода? 274
3.5.5. Аура и цена 275
3.5.6. Что общего в моде и музыке? 279
Глава 3.6. Культурная навигация по звездам 282
3.6.1. Экономическая астрология 282
3.6.2. Звезды и воспринимаемое качество 288
3.6.3. Блокбастер и информационный каскад 293
3.6.4. Звезда – детонатор блокбастера 297
3.6.5. Звезды и ассортимент кино 298
3.6.6. Плохая слышимость сарафанного радио 302
Глава 3.7. Арбитраж на рынке билетов 304
3.7.1. Спекулянты как лоцманы в акватории культуры 304
3.7.1.1. Билетная спекуляция – колыбель российского бизнеса 307
3.7.2. Нужно ли истреблять «жучков»? 309
3.7.2.1. Законы о спекуляции билетами в США 310
3.7.2.2. Почему неистребимы «жучки»? 311
3.7.2.3. Еще о пользе и вреде «жучков» 314
3.7.3. О влиянии спекуляции на благосостояние 315
3.7.4. Онлайн против оффлайн-продаж 317
3.7.4.1. Фьючерсная билетная биржа как альтернатива спекулянтам 319
3.7.5. Сигнализирование о качестве как внешний эффект пиратства 320
Глава 3.8. Телевидение как лаборатория экономики внимания 323
3.8.1. TiVo и VOD – операторы на рынке свободного времени 325
Глава 3.9. Беспосредническая экспертиза в культуре 328
ЧАСТЬ 4. КОНЦЕПЦИЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ КУЛЬТУРЫ 330
Глава 4.1. Рыночное измерение культурной ценности 330
4.1.1. Соотношение цен и ценностей 330
4.1.2. Цена, ценность и редкость 333
4.1.3. Экономическая ценовая ортодоксия 336
4.1.4. Потребление как коллекционирование: парадокс неубывающей полезности 341
4.1.5. Один утопический подход к измерению ценности 344
4.1.6. Нерыночные методы выявления культурной ценности 346
4.1.7. Техники выявленных предпочтений 348
Глава 4.2. Культурная ценность в свете теории благосостояния 348
4.2.1. Экономика счастья 349
4.2.2. Экономика благосостояния и экономика общественного выбора 352
Глава 4.3. Оценка благосостояния через культуру 356
Глава 4.4. Материальное обогащение vs. личностная трата 358
Глава 4.5. Качественное время – универсальный индикатор и цель культуры 360
4.5.1. Искусство как средство порождения качественного времени 363
4.5.2. Коллаборативная фильтрация – способ индикации качественного времени 365
Глава 4.6. Приращение символического капитала – универсальная цель культуры 367
4.6.1. Что такое символический капитал? 367
4.6.2. Оценка символического капитала 368
4.6.3. Децильный коэффициент символического капитала 369
Глава 4.7. Модифицированный отношенческий контракт в культуре 371
Глава 4.8. Деньги и дар 372
4.8.1. Деньги и микропатронаж 376
4.8.2. Добровольческие схемы оплаты 377
Глава 4.9. Перспективы копирайта 380
4.9.1. Копирайт – мост между искусством и коммерцией 380
4.9.1.1. Зарождение авторского права 383
4.9.2. Экономический анализ копирайта 386
4.9.2.1. Что такое копирайт? 386
4.9.2.2. Тестирование фундаментальной логики копирайта 388
4.9.3. Копирайт и прогресс цифровых технологий 392
4.9.3.1. Моральный износ копирайта 392
4.9.3.2. Проблема производных творческих продуктов 393
4.9.3.3. Размытые контуры копирайта 395
4.9.3.4. Двусторонний эффект новых технологий 399
4.9.3.5. Авторское право – медвежья услуга авторам? 400
4.9.4. Регулирование масштаба копирайта 401
4.9.4.1. Закон что дышло? 403
4.9.5. Экономическая философия копирайта 406
4.9.5.1. Копирайт и фольклор 408
4.9.5.2. Пример: пиявки в общественном водоеме 410
4.9.6. Возможен ли рынок без копирайта? 411
4.9.7. Копирайт с экономико-символических позиций 414
4.9.8. Культурный коммунизм – это копилефт плюс коллаборационизация всей культуры 415
4.9.8.1. Что такое копилефт? 415
4.9.9. Анатомия «длинного хвоста» 418
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ГЛАВНЫЙ ДЕФИЦИТ КУЛЬТУРЫ – ДЕФИЦИТ МЕТАЯЗЫКА 422
ПРИЛОЖЕНИЕ 1: МАРКЕТИНГ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАПИСЕЙ 427
ПРИЛОЖЕНИЕ 2: Судебные разбирательства по пиринговым сетям 565
ПРИЛОЖЕНИЕ 3: Виды свободных лицензий 580
ПРИЛОЖЕНИЕ 4: Проекты «Синема» и «Театрон» 586
Список литературы 598
PDF Document
Текст книги
[5.97 МБ]
Ключевые слова

См. также:
Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 3. С. 173-184. 
[Статья]