Экономика символического обмена
Опубликовано на портале: 14-07-2007
Москва: Инфра-М, 2006, 632 с.
|
![]() |
О КНИГЕ | 3 |
ОТ АВТОРА | 10 |
ВВЕДЕНИЕ | 13 |
ЧАСТЬ 1. ПЕРСПЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО БИЗНЕСА | 27 |
Глава 1.1. Народно-освободительное движение в музыке | 27 |
1.1.1. Плюсы и минусы свободной музыки | 27 |
1.1.2. Копирайт на страже интересов. Чьих? | 30 |
1.1.3. Структура цены звукозаписей | 32 |
1.1.4. Экономическая основа контрактов в музиндустрии | 35 |
1.1.5. Перипетии внедрения интернет-дистрибьюции | 37 |
1.1.6. Неуловимые мстители | 39 |
1.1.7. Социально-экономические противовесы копирайту | 41 |
1.1.8. Как удалось нивелировать преимущество пиратов? | 42 |
1.1.8.1. Уроки Napster. Дело Grokster | 43 |
1.1.9. Пиратская модель бизнеса | 47 |
1.1.10. RIAA против народа | 49 |
1.1.11. Во что обходится музыкальный улов? | 50 |
1.1.12. Экономический смысл сэмплинга | 53 |
Глава 1.2. Парадокс однородных цен | 54 |
1.2.1. Хорошо ли, когда цены одинаковы? | 55 |
1.2.2. Почему не разнообразят цены? | 57 |
1.2.3. Возможна ли иная ценовая политика? | 59 |
1.2.4. Незащищенность безоболочечных продуктов культуры | 60 |
1.2.5. Блошиный рынок звукозаписей | 61 |
1.2.6. Ухудшающий отбор в индустрии звукозаписи | 63 |
Глава 1.3. Навигация – новый вид услуг в мире музыки | 65 |
1.3.1. Решение проблемы потребительской навигации: публичная оценка воспринимаемого качества | 66 |
1.3.1.1. Как учесть разницу во вкусах? | 67 |
1.3.1.2. Что рекомендателям следует оценивать в музыке? | 68 |
1.3.2. Изобретение, которого не было | 69 |
1.3.2.1. Коллаборативная фильтрация – фундаментальное решение проблемы навигации | 69 |
1.3.2.2. Механизм коллаборативной фильтрации | 70 |
1.3.2.3. Ringo – первая в мире рекомендательная система по музыке: ее история и опыт | 70 |
1.3.2.4. Приостановка фильтрации | 72 |
1.3.2.5. Трюк с подменой технологии | 76 |
1.3.2.6. Кто кого фильтрует? | 77 |
1.3.2.7. Бизнес-версия коллаборативной фильтрации, или зачем поступаться принципами? | 79 |
1.3.2.8. Коллаборативная фильтрация и система цен | 82 |
1.3.2.9. Рекомендательная деятельность как самостоятельный бизнес | 84 |
1.3.3. Изобретение, которое будет | 85 |
1.3.3.1. Эксперименты «Синема» и «Театрон»: апробация двухступенчатой системы оплаты | 87 |
1.3.3.2. Почему именно деньги, а не баллы? | 88 |
1.3.4. Устройство культурной биржи | 90 |
1.3.4.1. Трудности и опасения | 92 |
1.3.5. Преимущества новой модели | 94 |
1.3.5.1. Экономический смысл предложенного решения | 95 |
1.3.6. Предтечи культурной биржи | 96 |
1.3.6.1. Об истинном значении New Artist Program | 96 |
ЧАСТЬ 2. УХУДШАЮЩИЙ ОТБОР В ИНДУСТРИЯХ КУЛЬТУРЫ | 99 |
Глава 2.1. Навигация потребителя в культуре | 99 |
Глава 2.2. Экономическая наука о культуре | 102 |
Глава 2.3. Успешный бизнес vs. успешный потребитель | 106 |
Глава 2.4. Ухудшающий отбор в культуре: постановка вопроса | 109 |
2.4.1. Информационное неравноправие как стимул к переустройству рыночных правил | 111 |
2.4.2. Что такое тенденция ухудшающего отбора? | 112 |
2.4.2.1. О пользе «лимонов» | 112 |
2.4.2.2. Другие примеры информационной асимметрии. Предконтрактный оппортунизм | 113 |
Глава 2.5. Уязвимость культуры к действию ухудшающего отбора | 116 |
2.5.1. Предпосылки для возникновения ухудшающего отбора | 116 |
2.5.2. Принцип действия ухудшающего отбора в культуре | 118 |
2.5.3. Симптомы ухудшающего отбора в культуре | 120 |
2.5.4. Почему ухудшающий отбор в культуре труднодоказуем? | 120 |
2.5.5. Унификация цен и ухудшающий отбор | 123 |
2.5.6. Почему поставщики не трогают цены? | 124 |
2.5.6.1. Блок-букинг в кино | 131 |
2.5.7. Главный вопрос о цене | 133 |
Глава 2.6. Реакции агентов на ухудшающий отбор | 134 |
2.6.1. Перерождение авторов | 137 |
2.6.1.1. Патронаж или рынок? | 140 |
2.6.1.2. Государственный патронаж или частный? | 144 |
2.6.2. Перерождение публики | 148 |
2.6.2.1. Прагматическое определение искусства | 151 |
2.6.2.2. Плацебо-эффект в культуре | 153 |
2.6.2.3. Цена как ориентир в пестовании вкуса | 155 |
2.6.3. Перегрузки критики | 157 |
2.6.4. Болезнь издержек «ручной» аттестации искусства | 159 |
2.6.4.1. Потребительская навигация и роль критики | 159 |
2.6.4.2. Где критики берут чистую воду? | 163 |
2.6.4.3. Коллективная профессиональная экспертиза | 166 |
2.6.4.4. Рейтинги | 173 |
Глава 2.7. Обзор рекомендательных систем | 179 |
2.7.1. Контентные методы выработки рекомендаций | 180 |
2.7.1.1. Недостатки | 182 |
2.7.2. Вспомогательные системы | 182 |
2.7.3. Коллаборативные методы производства рекомендаций | 183 |
2.7.3.1. Проблемы и недостатки | 186 |
2.7.4. Гибридные методы производства рекомендаций | 190 |
2.7.5. Эффективность и многомерность рекомендаций | 191 |
Глава 2.8. Тендер на экспертизу | 193 |
ЧАСТЬ 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЛОГИКА ТВОРЧЕСКИХ РЕПУТАЦИЙ | 196 |
Глава 3.1. Невозможность страхования и гарантий | 196 |
Глава 3.2. Открытое акционирование искусства | 198 |
Глава 3.3. Экономическая специфика культурных благ | 201 |
3.3.1. Роль брендов | 201 |
3.3.2. Отличия культурных благ | 203 |
3.3.3. Неявное качество плюс неповторяемость | 204 |
3.3.4. Экономический подход к выявлению качества: поиск, проба, интерпретация и доверие | 206 |
3.3.5. Денежно-временная шкала культурного потребления | 211 |
3.3.6. Опытные или исследуемые: трудности классификации | 212 |
Глава 3.4. Репутация брендовых репутаций | 214 |
3.4.1. Традиционный взгляд на рекламу | 216 |
3.4.2. Современная экономическая трактовка рекламы | 219 |
3.4.2.1. Что значит приучить? | 219 |
3.4.2.2. Экономика внимания | 220 |
3.4.2.3. Брендинг и «дешевый разговор» | 221 |
3.4.2.4. Кого и о чем информирует реклама? | 222 |
3.4.2.5. Брендинг как осовремененная рациональная жертва | 222 |
3.4.2.6. «Нand made» в свете жертвы | 223 |
3.4.2.7. Реципрокность культурного обмена | 225 |
3.4.2.8. Генная инженерия hand made | 227 |
3.4.3. Барьеры входа для одних – это барьеры выхода для других | 232 |
3.4.4. Пропорции качества и рекламы | 233 |
3.4.4.1. Интерьер взамен кухни | 234 |
3.4.5. Что влияет на информативность брендов и цен? | 235 |
3.4.6. Сценарии брендинга | 237 |
3.4.6.1. Бренд-менеджмент – игра по правилам и без | 239 |
3.4.6.2. Пример с «мерседесом» | 240 |
3.4.6.3. Распространенные сценарии культурного брендинга | 240 |
3.4.7. (Не)функциональный спрос как вотчина культурных брендов | 242 |
Глава 3.5. Информационная экономика индустрий моды | 247 |
3.5.1. Ценовая дискриминация как продукт и источник информационной асимметрии | 249 |
3.5.1.1. Пакетная продажа | 252 |
3.5.2. Экономическое видение распродаж модной одежды | 253 |
3.5.2.1. Этические аспекты распродаж. Два отрицательных внешних эффекта | 254 |
3.5.3. Конкурентная борьба в индустрии моды | 258 |
3.5.3.1. Сейсмоустойчивость бренда (случай Пьера Кардена) | 262 |
3.5.3.2. История Гуччи | 262 |
3.5.3.3. Ассимиляция модных брендов | 264 |
3.5.4. Общий вектор перемен моды | 265 |
3.5.4.1. Растягивание репутации (на примере Polo Ralph Lauren) | 266 |
3.5.4.2. От чего зависят ритмы моды? | 268 |
3.5.4.3. Люкс, упраздняющий роскошь | 272 |
3.5.4.4. Как рождается мода? | 274 |
3.5.5. Аура и цена | 275 |
3.5.6. Что общего в моде и музыке? | 279 |
Глава 3.6. Культурная навигация по звездам | 282 |
3.6.1. Экономическая астрология | 282 |
3.6.2. Звезды и воспринимаемое качество | 288 |
3.6.3. Блокбастер и информационный каскад | 293 |
3.6.4. Звезда – детонатор блокбастера | 297 |
3.6.5. Звезды и ассортимент кино | 298 |
3.6.6. Плохая слышимость сарафанного радио | 302 |
Глава 3.7. Арбитраж на рынке билетов | 304 |
3.7.1. Спекулянты как лоцманы в акватории культуры | 304 |
3.7.1.1. Билетная спекуляция – колыбель российского бизнеса | 307 |
3.7.2. Нужно ли истреблять «жучков»? | 309 |
3.7.2.1. Законы о спекуляции билетами в США | 310 |
3.7.2.2. Почему неистребимы «жучки»? | 311 |
3.7.2.3. Еще о пользе и вреде «жучков» | 314 |
3.7.3. О влиянии спекуляции на благосостояние | 315 |
3.7.4. Онлайн против оффлайн-продаж | 317 |
3.7.4.1. Фьючерсная билетная биржа как альтернатива спекулянтам | 319 |
3.7.5. Сигнализирование о качестве как внешний эффект пиратства | 320 |
Глава 3.8. Телевидение как лаборатория экономики внимания | 323 |
3.8.1. TiVo и VOD – операторы на рынке свободного времени | 325 |
Глава 3.9. Беспосредническая экспертиза в культуре | 328 |
ЧАСТЬ 4. КОНЦЕПЦИЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ КУЛЬТУРЫ | 330 |
Глава 4.1. Рыночное измерение культурной ценности | 330 |
4.1.1. Соотношение цен и ценностей | 330 |
4.1.2. Цена, ценность и редкость | 333 |
4.1.3. Экономическая ценовая ортодоксия | 336 |
4.1.4. Потребление как коллекционирование: парадокс неубывающей полезности | 341 |
4.1.5. Один утопический подход к измерению ценности | 344 |
4.1.6. Нерыночные методы выявления культурной ценности | 346 |
4.1.7. Техники выявленных предпочтений | 348 |
Глава 4.2. Культурная ценность в свете теории благосостояния | 348 |
4.2.1. Экономика счастья | 349 |
4.2.2. Экономика благосостояния и экономика общественного выбора | 352 |
Глава 4.3. Оценка благосостояния через культуру | 356 |
Глава 4.4. Материальное обогащение vs. личностная трата | 358 |
Глава 4.5. Качественное время – универсальный индикатор и цель культуры | 360 |
4.5.1. Искусство как средство порождения качественного времени | 363 |
4.5.2. Коллаборативная фильтрация – способ индикации качественного времени | 365 |
Глава 4.6. Приращение символического капитала – универсальная цель культуры | 367 |
4.6.1. Что такое символический капитал? | 367 |
4.6.2. Оценка символического капитала | 368 |
4.6.3. Децильный коэффициент символического капитала | 369 |
Глава 4.7. Модифицированный отношенческий контракт в культуре | 371 |
Глава 4.8. Деньги и дар | 372 |
4.8.1. Деньги и микропатронаж | 376 |
4.8.2. Добровольческие схемы оплаты | 377 |
Глава 4.9. Перспективы копирайта | 380 |
4.9.1. Копирайт – мост между искусством и коммерцией | 380 |
4.9.1.1. Зарождение авторского права | 383 |
4.9.2. Экономический анализ копирайта | 386 |
4.9.2.1. Что такое копирайт? | 386 |
4.9.2.2. Тестирование фундаментальной логики копирайта | 388 |
4.9.3. Копирайт и прогресс цифровых технологий | 392 |
4.9.3.1. Моральный износ копирайта | 392 |
4.9.3.2. Проблема производных творческих продуктов | 393 |
4.9.3.3. Размытые контуры копирайта | 395 |
4.9.3.4. Двусторонний эффект новых технологий | 399 |
4.9.3.5. Авторское право – медвежья услуга авторам? | 400 |
4.9.4. Регулирование масштаба копирайта | 401 |
4.9.4.1. Закон что дышло? | 403 |
4.9.5. Экономическая философия копирайта | 406 |
4.9.5.1. Копирайт и фольклор | 408 |
4.9.5.2. Пример: пиявки в общественном водоеме | 410 |
4.9.6. Возможен ли рынок без копирайта? | 411 |
4.9.7. Копирайт с экономико-символических позиций | 414 |
4.9.8. Культурный коммунизм – это копилефт плюс коллаборационизация всей культуры | 415 |
4.9.8.1. Что такое копилефт? | 415 |
4.9.9. Анатомия «длинного хвоста» | 418 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ГЛАВНЫЙ ДЕФИЦИТ КУЛЬТУРЫ – ДЕФИЦИТ МЕТАЯЗЫКА | 422 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1: МАРКЕТИНГ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАПИСЕЙ | 427 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2: Судебные разбирательства по пиринговым сетям | 565 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3: Виды свободных лицензий | 580 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4: Проекты «Синема» и «Театрон» | 586 |
Список литературы | 598 |

Текст книги
[5.97 МБ]
[5.97 МБ]
Ключевые слова
См. также:
Журнал социологии и социальной антропологии.
2007.
Т. 10.
№ 3.
С. 173-184.
[Статья]