Эксоцман
на главную поиск contacts

История науки. Введение в методологию гуманитарного знания

Опубликовано на портале: 17-01-2008
Москва: Изд-во РГГУ, 2007
Тематический раздел:
Содержание пособия составили материалы лекционных и семинарских занятий, проводившихся в Институте Европейских Культур (РГГУ) в 1996 – 2007 гг. Отталкиваясь от корпуса теоретических высказываний историков, социологов, философов, определивших интеллектуальную карту XVIII–XX веков (М. Вебер, К. Поппер, А. Шюц, М. Фуко, П. Рикер и др.), автор пытается выявить имплицитные предпосылки основных исследовательских стратегий гуманитарного знания – позитивистской, спекулятивной, интуитивистской, критической. Курс лекций одновременно преследует несколько целей: предложить читателю компактный вариант истории гуманитарной гносеологии и способствовать упражнениям в методологической саморефлексии гуманитариев, начинающих собственные исследования. Представлена подборка вспомогате­льных материалов: планы занятий, схемы, список литературы, указатель имен, терминов и объяснительных конструкций. Для студентов, аспирантов, преподавателей и всех интересующихся методологией гуманитарного знания.

Введение11
Лекция 1. Модель методического (научного) знания. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт. Понятия предметной, философской и гуманитарной познавательных установок28
Лекция 2. Складывание модели новоевропейского гуманитарного знания41
Лекция 3. Основные линии развития западноевропейской гносеологии в XVIII веке52
Лекция 4. Философски-спекулятивная составляющая гуманитарного знания63
Лекция 5. Позитивизм74
Лекция 6. Романтически-интуитивистская стратегия гуманитарного знания81
Лекция 7. Неокантианская модель гуманитарного знания92
Лекция 8. Методологическая концепция Макса Вебера (1864 – 1920)100
Лекция 9. Прагматизм111
Лекция 10. Неопозитивизм121
Лекция 11. Теория фальсификации Карла Поппера130
Лекция 12. Социология знания135
Лекция 13. Интуитивистская стратегия в ХХ веке146
Лекция 14. «Эра подозрения». Развитие критической позиции в гуманитарной гносеологии Пример реализации стратегий подозрения в гуманитарном знании: психоанализ154
Лекция 15. Структурализм171
Лекция 16. Мишель Фуко (1926 – 1984) и дискурсивный анализ178
Лекция 17. Постструктурализм187
Лекция 18. Постмодернизм206
Приложения к тексту лекций курса «История науки: введение в методологию гуманитарного знания»220
Приложение 1. Планы лекционных занятий226
Приложение 2. Планы семинарских занятий256
Приложение 3. Список литературы к курсу по методологии гуманитарного знания. Список электронных ресурсов (включая сайт: www.aperlov.narod.ru)276
Приложение 4. Указатель терминов, имен и объяснительных конструкций к курсу лекций «История науки: введение в методологию гуманитарного знания»291
Приложение 5. Схемы303
Summary307