Эксоцман
на главную поиск contacts

Модернизация российского образования: документы и материалы

Опубликовано на портале: 10-09-2004
Москва: ГУ ВШЭ, 2002, cерия "Библиотека развития образования", 332 с.
В настоящем издании впервые собраны основные документы и материалы по вопросам модернизации российского образования.
В сборнике представлены материалы заседания Государственного совета Российской Федерации по данным вопросам, состоявшегося 29 августа 2001 г., материалы рабочей группы президиума Госсовета Российской Федерации, подготовленные к этому заседанию, и документы Правительства Российской Федерации по проблемам модернизации образования.
Для управленцев и специалистов в области образования, руководителей учебных заведений, преподавателей, аспирантов, студентов. Издание может быть использовано при подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров.


От редактора-составителя

Модернизация образования является в настоящее время ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики. Модернизация образования— это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования. Это фронтальный пересмотр принципов функционирования системы образования, унаследованных от ушедшей эпохи, равно как и принципов управления данной системой. Это масштабные изменения в содержании, технологии и организации самой образовательной деятельности, которая также несет в себе значительные рудименты прошлого и во многом подчинена задачам вчерашнего дня. Это, наконец, глубокие изменения в образовательном мировоззрении, все еще в немалой степени авторитарном и тоталитарном, в образовательной политике, пока еще оторванной от потребностей личности, общества, страны.

Два центральных направления модернизации образования — кардинальное обновление содержания образования и экономики образования. Ее стержневые задачи — повышение доступности, качества и эффективности образования. Без решения этих задач образование не сможет выполнить свою историческую миссию — стать двигателем поступательного развития страны, генератором роста ее человеческого капитала.

В новейшей истории российского образования все перечисленные выше проблемы были поставлены в ходе образовательной реформы 1990—1992 гг. (в значительной мере опережавшей изменения в других сферах общественной жизни) и отражены в Законе Российской Федерации "Об образовании" 1992 г. Сегодняшняя модернизация образования берет свое начало оттуда, во многом довершая решение обозначенных тогда задач. Вместе с тем она делает существеннейший шаг вперед как в своей экономической и технологической оснастке, так и в постановке новых образовательных задач, отвечающих требованиям времени.

В этом плане модернизация образования предстает как ответ на два вызова: 1) вызов незавершенного исторического действия, предпринятого в ходе образовательной реформы 1990—1992 гг., и 2) вызов современности — актуальных и перспективных потребностей развития страны. Эти потребности новой России в новом тысячелетии — доминанта модернизации отечественного образования.

Настоящий сборник документов и материалов открывает серию «Библиотека развития образования», в которой, по замыслу Государственного университета — Высшей школы экономики, должны получить всестороннее отражение основные проблемы и ход процесса модернизации и развития российского образования.

В данном сборнике помещены материалы заседания Государственного совета Российской Федерации 29 августа 2001 г. «О развитии образования в Российской Федерации», документы и материалы рабочей группы президиума Госсовета Российской Федерации к этому заседанию, документы Правительства Российской Федерации по вопросам модернизации образования.

Последующие книги серии будут посвящены ведущим направлениям и ключевым проблемам модернизации и развития образования. В их числе организационно-экономические и социально-педагогические проблемы модернизации образования, обновление содержания школьного образования и современная организация образовательного процесса, модернизация начальной и основной школы, создание профильной старшей школы, проблемы единого государственного экзамена, модернизация начального и среднего профессионального образования, модернизация высшего образования и педагогического образования, опыт модернизации образования в регионах, зарубежный опыт современного реформирования образования и др.

Задачи данной серии:

во-первых, дать глубокий, системный анализ основных проблем современного образования, путей их решения и тем самым стимулировать процессы модернизации и развития образования;

во-вторых, осуществлять постоянный мониторинг этих процессов с целью их корректировки и повышения эффективности;

в-третьих, обеспечить возможно более полное информирование образовательного сообщества и общества в целом о задачах и ходе данных процессов. Эта третья цель имеет особое значение. Ибо только вовлеченность общества в модернизацию образования — гарантия ее успеха.

    От редактора-составителя

    Заседание Государственного совета Российской Федерации 29 августа 2001 г. "О развитии образования в Российской Федерации"

  1. Вступительное слово Президента Российской Федерации, Председателя Государственного совета Российской Федерации В.В. Путина
  2. Доклад Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.И. Матвиенко
  3. Доклад руководителя рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам реформы образования, Председателя Правительства Республики Карелия С.Л. Катанандова
  4. Заключительное слово Президента Российской Федерации В.В. Путина

    Документы и материалы рабочей группы к заседанию Государственного совета Российской Федерации

  5. Доклад рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам реформы образования 29 августа 2001 г. "Образовательная политика России на современном этапе"
  6. Справочно-статистические материалы по системе российского образования. Материалы к докладу "Образовательная политика России на современном этапе"
  7. Основы современной образовательной политики России. Стратегические тезисы
  8. Российское образование к 2001 г. Аналитический обзор
  9. Главы о главном в развитии образования России
  10. Проблемы образования. Социологические исследования

    Документы и материалы Правительства Российской Федерации

  11. Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу (извлечения)
  12. План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000—2001 г. (извлечения)
  13. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002—2004 гг.) (извлечения)
  14. Образовательная политика России на современном этапе. Тезисы доклада заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.И. Матвиенко на Государственном совете Российской Федерации
  15. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.

    Приложение

    Днепров Э.Д. Модернизация российского образования — императив современной образовательной политики

Ключевые слова

См. также:
Анна Георгиевна Санина, Ани Геворковна Закарян, Олег Вячеславович Обидовский
Вопросы образования. 2012.  № 3. С. 217-240. 
[Статья]
Марина Владимировна Ларионова, О.И. Горбунова
Вестник международных организаций. 2008.  № 7-8. С. 29-57. 
[Статья]
Сергей Александрович Дружилов
Вопросы образования. 2013.  № 2. С. 270-280. 
[Статья]
Олег Леонидович Веревкин
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010.  № 2(96). С. 179-190. 
[Статья]
Давид Львович Константиновский
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010.  № 5(99). С. 40-65. 
[Статья]
Елена Наумовна Пенская
Вопросы образования. 2012.  № 3. С. 288-292. 
[Статья]
Ирина Всеволодовна Абанкина, Фуад Тагиевич Алескеров, Вероника Юрьевна Белоусова, Кирилл Викторович Зиньковский, Всеволод Владимирович Петрущенко
Вопросы образования. 2013.  № 2. С. 15-48. 
[Статья]