Эксоцман
на главную поиск contacts

Естественная монополия

Опубликовано на портале: 09-07-2007
Фирма, средние затраты длительного периода которой снижаются на всем диапазоне спроса вследствие возрастающей отдачи от масштаба, является естественной монополией. Таким образом, одна фирма может удовлетворить весь рыночный спрос на товар с меньшими средними затратами, чем те, которые были бы возможны, если бы две или несколько конкурирующих фирм поставляли точно такое же количество товара.
Строго говоря, наличие возрастающей отдачи от масштаба на всем протяжении линии спроса - условие достаточное, но не необходимое для существования естественной монополии. Естественная монополия может иметь место и при убывающей отдаче от масштаба.

Ключевым параметром здесь является субаддитивность функции затрат. Наличие у функции затрат свойства субаддитивности показывает, что весь объем производства может быть произведен с меньшими затратами единственной фирмой

Многопродуктовая естественная монополия. Этот тип предприятия гораздо более распространен, чем рассмотренная выше естественная монополия с единственным продуктом. Если наличие возрастающей отдачи от масштаба является достаточным (но не необходимым) условием существования однопродуктовой естественной монополии, то для многопродуктовой фирмы возрастающая отдача не является ни необходимым, ни достаточным аргументом в пользу отнесения фирмы к числу естественных монополистов.

Причина заключается в действии экономии от разнообразия (economies on scope). Экономия от разнообразия имеет место, когда производство комбинации продуктов на единственном предприятии обходится дешевле, чем производство каждого из товаров специализированным предприятием. Для пассажирских и товарных перевозок железной дорогой используются одни и те же рельсы, сигнальное оборудование, услуги диспетчеров и управленческого персонала дороги, что позволяет предоставлять их с меньшими затратами, чем в ситуации существования разных железных дорог для разных видов перевозок. При производстве нескольких продуктов (предоставлении нескольких услуг) экономия от разнообразия может перевесить действие отрицательной отдачи от масштаба, а это сделает экономически более выгодным деятельность только одной фирмы в отрасли. Таким образом, существование многопродуктовой естественной монополии определяется субаддитивностью ее функции затрат, а наличие возрастающей отдачи от масштаба может быть необязательным.

Лит.:Журнал-учебник "Экономическая школа". Выпуск 5. Лекция 48.

Ключевые слова

См. также:
Екатерина И Королькова
Экономический журнал ВШЭ. 2000.  Т. 4. № 2. С. 235-273. 
[Статья]
Октай Юсуфович Мамедов
TERRA ECONOMICUS. 2006.  Т. 4. № 1. С. 5-6. 
[Статья]
Наталья Револьдовна Исправникова
[Учебная программа]
Nancy L. Rose, Paul Joskow
[Учебная программа]
Claude Menard, Андрей Евгеньевич Шаститко, Полина Викторовна Крючкова, Елена Николаевна Кудряшова, О.А. Пороховская, Диана Михайловна Сорк
[Книга]
Е Малинникова
Экономический журнал ВШЭ. 1998.  Т. 2. № 4. С. 516-535. 
[Статья]