Эксоцман
на главную поиск contacts

Культура

Опубликовано на портале: 31-03-2004
Социологи и антропологи используют это понятие в качестве собирательного, отражающего символические, небиологические, то есть приобретаемые аспекты жизни человеческого общества. Культура включает язык, обычаи и согласованные традиции (конвенции). Предметом культурной антропологии (в отличие от антропологии физической) является анализ культуры человеческих обществ. Антропологи признают, что человеческое поведение в значительной мере определяется культурой, а не генетически, что вызывает споры о культурной диффузии, степени уникальности культур и культурном релятивизме.

В англо-французской традиции понятие «культура» часто используется в качестве синонима понятия «цивилизация». Однако в Германии в рамках традиции романтизма культура представлялась вместилищем всего наилучшего в человеке, средоточием художественных достижений и областью индивидуального совершенствования, тогда как цивилизация рассматривалась в качестве процесса материального развития, угрожающего достоинству индивидуальной культуры развитием городского массового общества. Романтическая критика общества модерна оказала влияние на подход к культуре представителей Франкфуртской школы, а также на социологию Н.Элиаса.

В американской и британской социологии понятие культуры не имеет такой критической подоплеки. При этом, несмотря на то, что англо-американские социологи рассматривают в качестве культуры всю совокупность убеждений и обычаев (или «образ жизни») определенной группы, они обычно используют более дифференцированные понятия, такие, как «система убеждений», «система ценностей» или даже «идеология». Поэтому понятие «культура социальной группы» наиболее часто встречается в таких областях, как социология знания или социология девиантного поведения. Социологи склонны рассматривать современное общество в качестве множества «жизненных миров», а не как обладающее единой культурной системой; обычно культура индустриального общества представляется им как фрагментированная и разрозненная. Однако отсутствие у современных обществ общей культуры ставит перед социологией в целом вопрос о том, каким образом в индустриальном обществе может поддерживаться консенсус, а перед марксистскими школами – о том, каким образом господствующая идеология осуществляет функцию инкорпорирования социальных классов. В социологии до сих пор существуют теоретические разногласия по поводу того, свойственна ли современным обществам некая господствующая культура или господствующая идеология, ведущая к определенному социальному консенсусу, несмотря на фрагментацию, являющуюся результатом социальной дифференциации, этнического разнообразия, классовой структуры и региональных различий. (Источник: Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь / Пер. с англ. под ред. С.А.Ерофеева - М.: Экономика, 1999)
Ключевые слова

См. также:
Александра Сергеевна Колесник
Общественные науки и современность. 2015.  № 5. С. 163-176. 
[Статья]
А. И. Арнольдов
[Книга]
Николай Розов
[Учебная программа]
Ирина Анатольевна Бутенко
Социологические исследования. 2001.  № 4. С. 139-146. 
[Статья]
Павел Людвигович Белков, Милена Беновска-Събкова, Юрий Евгеньевич Березкин, Владимир Серафимович Бузин, Вес Вильямс, Майкл Горэм, Лев Самойлович Клейн, Павел Клубков, Валериан Александрович Козьмин, Нэнси Конди, Алексей Геннадьевич Новожилов, Мария Владимировна Станюкович, Валерий Александрович Тишков, Валентина Георгиевна Узунова, Сара Филлипс, Борис Максимович Фирсов, Яков Шер, Энди Байфорд, Филип Буллок, Екатерина Александровна Мельникова, Павел Олегович Рыкин, Гаяне Шагоян
Антропологический форум. 2005.  № 3. С. 6-145. 
[Статья]