Эксоцман
на главную поиск contacts

Культура

Опубликовано на портале: 31-03-2004
Социологи и антропологи используют это понятие в качестве собирательного, отражающего символические, небиологические, то есть приобретаемые аспекты жизни человеческого общества. Культура включает язык, обычаи и согласованные традиции (конвенции). Предметом культурной антропологии (в отличие от антропологии физической) является анализ культуры человеческих обществ. Антропологи признают, что человеческое поведение в значительной мере определяется культурой, а не генетически, что вызывает споры о культурной диффузии, степени уникальности культур и культурном релятивизме.

В англо-французской традиции понятие «культура» часто используется в качестве синонима понятия «цивилизация». Однако в Германии в рамках традиции романтизма культура представлялась вместилищем всего наилучшего в человеке, средоточием художественных достижений и областью индивидуального совершенствования, тогда как цивилизация рассматривалась в качестве процесса материального развития, угрожающего достоинству индивидуальной культуры развитием городского массового общества. Романтическая критика общества модерна оказала влияние на подход к культуре представителей Франкфуртской школы, а также на социологию Н.Элиаса.

В американской и британской социологии понятие культуры не имеет такой критической подоплеки. При этом, несмотря на то, что англо-американские социологи рассматривают в качестве культуры всю совокупность убеждений и обычаев (или «образ жизни») определенной группы, они обычно используют более дифференцированные понятия, такие, как «система убеждений», «система ценностей» или даже «идеология». Поэтому понятие «культура социальной группы» наиболее часто встречается в таких областях, как социология знания или социология девиантного поведения. Социологи склонны рассматривать современное общество в качестве множества «жизненных миров», а не как обладающее единой культурной системой; обычно культура индустриального общества представляется им как фрагментированная и разрозненная. Однако отсутствие у современных обществ общей культуры ставит перед социологией в целом вопрос о том, каким образом в индустриальном обществе может поддерживаться консенсус, а перед марксистскими школами – о том, каким образом господствующая идеология осуществляет функцию инкорпорирования социальных классов. В социологии до сих пор существуют теоретические разногласия по поводу того, свойственна ли современным обществам некая господствующая культура или господствующая идеология, ведущая к определенному социальному консенсусу, несмотря на фрагментацию, являющуюся результатом социальной дифференциации, этнического разнообразия, классовой структуры и региональных различий. (Источник: Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь / Пер. с англ. под ред. С.А.Ерофеева - М.: Экономика, 1999)
Ключевые слова

См. также:
Светлана Владимировна Лурье
Общественные науки и современность. 1997.  № 2. С. 146-159. 
[Статья]
Сергей Александрович Ушакин
Журнал социологии и социальной антропологии. 2004.  Т. 7. № 2. С. 160-172. 
[Статья]
Игорь Дмитриевич Колесин
Социологические исследования. 1999.  № 1. С. 130-136. 
[Статья]