Эксоцман
на главную поиск contacts

Социология культуры

Опубликовано на портале: 10-04-2004
Культура является основой человеческого общежития. Искусство, наука, религия, образование, ценности, традиции, убеждения, да и сам язык – все это обычно рассматривается социологами как элементы той или иной культурной системы. В случае каждого конкретного общества эта система является основой коммуникации и взаимодействия для всех индивидов и социальных групп, составляющих данное общество. Для обществоведов важно то, что при этом механизмы культурной коммуникации и взаимодействия строятся на существующих институционализированных иерархиях, обусловливающих диспозиции акторов, отношение к культурным объектам и процессам, в конечном счете определяя характер отношений власти и роль социального различия (Bourdieu P. «Distinction»).

Социология учитывает то, что проблема культуры может рассматриваться двояко. Во-первых, культура обеспечивает, говоря словами М.Вебера, теодицею, «оправдывая» наше существование на основе предельных ценностей, исторически сформулированных в рамках религиозных доктрин. Во-вторых, она и есть та нормативная система, которая регулирует социальные отношения (Холл Дж. «Проблема культуры»). Иначе это сформулировано у Дж.Г.Мида: с одной стороны, человеческое «Я» недетерминировано и непознаваемо, однако с другой – оно является организованной системой отношений других, будучи детерминированным и познаваемым. Именно нормативная природа культуры и познаваемость ее механизмов являются основанием для ее социологического изучения. Акцент на социальной данности, реальности отличает социологию культуры от философских интерпретаций культуры, а интерес к системным закономерностям в конкретном социальном контексте отличает ее от исторических, искусствоведческих, описательно-этнографических и, шире, «общекультурологических» исследований.

Исторической предшественницей социологии культуры является социология знания (К.Мангейм, П.Бергер и Т.Лукман), ее духу близки принципы «исторической социологии» (Н.Элиас). Однако более-менее институционализированный характер она стала приобретать благодаря ускоренному развитию самых разнообразных культурных форм в период после Второй мировой войны в условиях деколонизации, роста молодежных и других социальных движений, диверсификации и постмодернизации художественного производства и роста консьюмеризма. Характерно то, что интереса к системности для современной социологии культуры недостаточно. Как бы заново развиваясь с начала 1970-х гг. (Д.Крейн) и пользуясь преимуществами культурно-ориетированных подходов в рамках различных социогуманитарных наук, она все в большей степени концентрируется на проблематике социального изменения, акцентируя важность диалектики традиции и инновации, культурного господства и подчинения, глобализации и локальных ответов на ее вызов. Изучение динамики культуры, перехода к современному и постсовременному обществу (постиндустриальному, информационному, «обществу знания») является приоритетом деятельности социологов. Поэтому в известном смысле отцы-основатели социологии были также социологами культуры.

Разные направления современной культурно-ориентированной социологии концентрируются на разных проблемах: известная предсказуемость социального взаимодействия (марксизм), культурная обусловленность внеполитических и внеэкономических механизмов власти (структурализм и постструктурализм), пределы культурной относительности и неопределенности (постмодернизм и его критика). В отношении оценки нынешнего места и роли социологии культуры в контексте социальных и гуманитарных исследований возможен двоякий подход. Во-первых, особая актуальность проблематики культуры может подчеркиваться с позиций обновленного институционального анализа в рамках социологии культуры как таковой, как специфической отрасли социологии в целом (в данном случае «культура» по-прежнему предстает как социальный институт, пусть даже наиболее комплексный, включающий не только институты искусства или религии, но и многое другое). Во-вторых, социология культуры может рассматриваться как особый модус социологии в целом, ее особое измерение, общее направление (тогда «культура» выступает в качестве «смыслового аспекта» всей социальной системы, ее «программного обеспечения» или «души»). Определенный баланс в понимании проблем социологии культуры возможен на основе переосмысления истории теоретической социологии и пересмотра отраслевой социологической и междисциплинарной картографии. Задачи социологии культуры в отношении к общим социологическим дискуссионным сферам (проблематика социального порядка, становления модерна/постмодерна, идентичности, глобализации/индивидуализации) сегодня часто обсуждаются с точки зрения концептуализации «культурных исследований», «социокультурного анализа» и «культурной социологии».
Ключевые слова

См. также:
Даниил Александрович Александров
[Учебная программа]
Ольга Дмитриевна Шемякина
Общественные науки и современность. 2018.  № 5. С. 171–179. 
[Статья]
Л.А. Буровкина
Среднее профессиональное образование. 2010.  № 4. С. 31-33. 
[Статья]
Николай Валентинович Романовский
Социологические исследования. 1999.  № 9. С. 100-106. 
[Статья]
Жан Терентьевич Тощенко
Социологические исследования. 1998.  № 5. С. 3-6. 
[Статья]
[Интернет-ресурс]