Постмодернизм
Опубликовано на портале: 12-04-2004
Движение в живописи, литературе, кино, телевидении и в искусстве в целом. Единого
мнения относительно основных черт постмодернизма нет, тем не менее, в их числе упоминаются:
(1) пастиш (pastiche) – смешение стилевых элементов, заимствованных из совершенно
разных контекстов и исторических эпох; (2) рефлексивность: способность к осознанию
себя, часто сопровождающаяся чувством иронии; (3) релятивизм: провозглашение отсутствия
объективных стандартов истинности; (4) неприятие определенных классических
художественных приемов, таких, как нарратив («повествование», изложение
сюжета
в определенной последовательности при логическом завершении) или репрезентация (попытка
отображения реальности); (5) неуважение к таким традиционным границам в искусстве,
как границы между «популярной» и «высокой» культурой, а также
границы между различными художественными формами, стремление их преодолеть; (6) преуменьшение
значимости автора как создателя текста.
Постмодернизм часто противопоставляется модернизму. Однако многое из вышеперечисленного свойственно и тому, и другому. Поэтому модернизм и постмодернизм правильнее рассматривать как движения художественного авангарда, противопоставляющие себя традиционному искусству лишь с тем, чтобы со временем самим стать традиционными.
Любопытным с социологической точки зрения является вопрос об отношении постмодернизма к постмодерну, а именно – может ли первый выступать в качестве «культуры» последнего. Однако как в случае с постмодернизмом, так и в случае с постмодерном проблема заключается в том, являются ли они в действительности новыми культурными и социальными формами или представляют собой лишь некие переходные явления, порожденные быстрым социальным изменением.
Ист.: Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь / Пер. с англ. под ред. С.А.Ерофеева - М.: Экономика, 1999
Постмодернизм часто противопоставляется модернизму. Однако многое из вышеперечисленного свойственно и тому, и другому. Поэтому модернизм и постмодернизм правильнее рассматривать как движения художественного авангарда, противопоставляющие себя традиционному искусству лишь с тем, чтобы со временем самим стать традиционными.
Любопытным с социологической точки зрения является вопрос об отношении постмодернизма к постмодерну, а именно – может ли первый выступать в качестве «культуры» последнего. Однако как в случае с постмодернизмом, так и в случае с постмодерном проблема заключается в том, являются ли они в действительности новыми культурными и социальными формами или представляют собой лишь некие переходные явления, порожденные быстрым социальным изменением.
Ист.: Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь / Пер. с англ. под ред. С.А.Ерофеева - М.: Экономика, 1999