Эксоцман
на главную поиск contacts

Совокупное предложение (aggregate supply)

Опубликовано на портале: 15-07-2004
Совокупное предложение (aggregate supply) – суммарное производство отечественными предприятиями конечных товаров и услуг за некоторый период времени при существующем в экономике уровне цен товаров и ресурсов.

Объем производимого ВВП на душу населения является одной из самых важных характеристик уровня жизни в стране, поэтому любая власть заинтересована в росте данного показателя.

Функцией агрегированного предложения называют зависимость совокупного производства от уровня цен на товары в некоторой стране.

Производство ведет себя по-разному в краткосрочном и долгосрочном периодах. Считается, что в долгосрочном периоде уровень производства равен потенциальному уровню ВВП. Потенциальным ВВП называют такой ВВП, который будет производиться в случае равновесия на всех рынках факторов производства: труда, капитала, и т.д. Потенциальный ВВП страны зависит от запаса капитала в стране, предложения рабочей силы, доступа к технологиям, наделенности природными ресурсами и других факторов. Принципиально важно, что потенциальный ВВП не зависит от уровня цен в экономике, так как, например, при изменении уровня цен товаров реальные цены ресурсов меняться не будут, что не создаст стимулов для изменения объема производства в экономике.

В краткосрочном периоде совокупное предложение положительно зависит от уровня цен. Это позволяет в некоторой степени управлять совокупным производством с помощью мер фискальной и монетарной политики, стимулирующих совокупный спрос.

Существует несколько объяснений положительной зависимости совокупного производства в краткосрочном периоде от уровня цен товаров.

Самая первая трактовка была дана Кейнсом, который предположил, что в самом коротком периоде фирмы, видя дополнительный спрос на свою продукцию, будут его удовлетворять по текущим ценам. Такую ситуацию называют краткосрочной жесткостью цен.

Однако, было замечено, что резерва для увеличения производства у фирм обычно нет, поэтому фирмы скорее всего в ситуации избыточного спроса просто повысят цены на свою продукцию. Повышение цен приведет к повышению спроса на труд (каждая единица труда теперь приносит фирме больше прибыли). Но, так как заработная плата рабочих обычно фиксирована в долгосрочных соглашениях, предельные издержки фирм изменятся несильно. В итоге фирмы будут заставлять рабочих работать больше времени, платя им маленькую (в реальном выражении) зарплату. Производство увеличится при увеличении цен. Данный сюжет основан на краткосрочной жесткости заработной платы. По идее долгосрочного периода фирмы не могут бесконечно платить рабочим низкую реальную заработную плату и, в конце концов, будут вынуждены ее поднять, одновременно снизив производство, и возвратившись к прежнему уровню (мы уже видели, что в долгосрочном периоде производство в стране не зависит от уровня цен).

Есть и другие подходы к объяснению положительной зависимости совокупного производства от уровня цен. Например, можно объяснить это с помощью асимметрии информации о ценах у рабочих и фирм (модель Лукаса). Обычно фирмы лучше информированы об уровне цен в экономике, чем рабочие и, скажем, при повышении цен, справедливо увеличивают спрос на труд. Так как рабочие о повышении цен могут и не узнать, то предложение труда остается неизменным, и в итоге рабочие соглашаются больше работать за меньшую реальную заработную плату. Сами же рабочие при этом будут уверены, что их реальная зарплата возросла. Такая приятная для фирм ситуация также не может длиться долго и как только рабочие узнают истинный уровень цен, производство возвращается на потенциальный уровень.

Были попытки объяснить краткосрочную кривую предложения с помощью неполноты информации у фирм о всех ценах в экономике. В этом случае фирма может подумать, что повышение цен на собственную продукцию вызвано повышением спроса на ее продукцию и увеличит производство. Хотя, возможно, этого делать не стоило, так как цены, возможно, поднялись на все товары одновременно. Сейчас, впрочем, фирма может легко узнать о повышении цен на другие товары, так как современная статистика позволяет это сделать без проблем.

Наконец, современным обоснованием жесткости цен является неокейнсианская теория издержек меню. Идея данной точки зрения состоит в том, что фирма несет издержки от изменения цен (так называемые издержки меню) и выгоды от изменения цен могут не покрыть издержки на изменение цен. В этом случае цены в некоторых пределах колебания спроса будут оставаться постоянными (жесткими), что совпадает с выводом Кейнса.

Итак, какая бы не была идея положительной зависимости совокупного производства от уровня цен в краткосрочном периоде, долгосрочный финал один и тот же: совокупное предложение возвращается на потенциальный уровень.

Ключевые слова

См. также:
Gregory N. Mankiw
[Книга]
Татьяна Юрьевна Матвеева
[Книга]
Michael K. Evans
[Книга]