Эксоцман
на главную поиск contacts

Банковский менеджмент

Опубликовано на портале: 09-08-2003
Язык: Русский

Aннотация:

Преподавание данной дисциплины целесообразно на старших курсах, когда у студентов уже имеется соответствующая база для усвоения предмета. Среди предметов, которые следует освоить до изучения данного курса, в первую очередь можно назвать: экономическую теорию (в части теории денег); финансы, денежное обращение и кредит; основы банковского дела; менеджмент; маркетинг; стратегическое планирование; управление финансовыми рисками; учет и экономический анализ в коммерческих банках; финансовый менеджмент; хозяйственное право и др.

Дисциплина банковский менеджмент входит в цикл специальных предметов, предлагаемых кафедрой "Банковское дело". В ней рассматриваются основополагающие вопросы теории и практики организации и функционирования рационального управления коммерческими банками в условиях современной России.

Вопросы специфической профессиональной деятельности по организации прибыльной работы коммерческого банка являются важными разделами организации банковского дела. Поэтому изучение этих вопросов позволяет ознакомить будущих специалистов с основами синтеза как основного метода управления банковским делом, а также с применением основных методов банковского менеджмента, обучающих опыту ведения банковского бизнеса, вырабатывающих широкий взгляд на внешнюю и внутреннюю среду банковского дела, дающих навыки соизмерения неопределенности инфраструктуры и структуры банка с имеющимися ресурсами для ее преодоления.

Для выпускников Высшей школы экономики по направлениям конкретной экономики настоящий программный материал будет содействовать повышению их профессионального уровня вне зависимости от того, будет ли выпускник работать в сфере банковской деятельности или в сфере организаций нефинансового профиля, так как вопросы специфической профессиональной деятельности, связанной с организацией прибыльного бизнеса, тесно связаны как с коммерческими банками, так и с хозяйственными коммерческими структурами нефинансового профиля.

В самостоятельную работу по данной тематике входит более глубокое ознакомление с теоретическими и методическими основами организации управления банковской деятельности по литературным источникам, а также изучение нормативных документов Банка России в рамках требований сдачи итоговых зачетов (экзаменов).

Программа состоит из двух разделов:

1-й раздел "Стратегический банковский менеджмент";

2-й раздел "Тактический и оперативный банковский менеджмент".

Цель изучения дисциплины - сформировать у студентов научно обоснованные представления: о природе организации деятельности коммерческого банка; механизмах управления банковской деятельностью как в обычных, так и экстремальных (кризисных) условиях; об основах эффективного взаимодействия производственного предприятия (организации) и коммерческого банка.





Банковский менеджмент для специальности 060400 - Финансы и кредит (третий уровень высшего профессионального образования)

Автор программы: д.э.н., профессор кафедры "Банковское дело" ГУ ВШЭ Масленченков Юрий Семенович

Содержание программы

Раздел 1. Стратегический банковский менеджмент

Тема 1 (2 часа лекционных, 2 часа самостоятельной работы) Характеристика аспектов стратегии развития банка:

1. Социально-экономические и политические аспекты стратегии.
2. Стратегия адаптивного управления банком.
3. Стратегия обеспечения взаимодействия органов управления дочерних и головного банков.
4. Операционно-технологические аспекты стратегии.

Тема 2 (4 часа лекционных, 2 часа самостоятельной работы). Формирование стратегии развития банка:
1. Ключевые компоненты процесса стратегического управления: анализ внешних факторов банковской деятельности; анализ внутренних условий банка; постановка целей в свете общего анализа; разработка вариантов стратегического развития; проверка стратегических вариантов с помощью финансовой модели; выбор оптимальной стратегии; разработка бизнес-плана.
2. Оценка внешних и внутренних факторов: анализ рынка и конкуренции банков; конкурентоспособность предоставляемых услуг; текущая операционная деятельность и ресурсы; оценка тактических целей.
4. Разработка вариантов стратегического развития и их тестирование: разработка финансового плана; разработка финансовой модели и ее структура; тестирование стратегических вариантов с использованием финансовой модели; выбор оптимальной стратегии.
5. Анализ стратегических возможностей как основа разработки бизнес-плана: возможности, ограничения и риски; маркетинг; оценка состояния рынка, перспектив его развития и конкуренции; SWOT-анализ; идентификация стратегических возможностей.

Тема 3 (2 часа лекционных, 2 часа самостоятельной работы). Концепции стратегической реструктуризации и развития банков:
1. Концепция партнерства коммерческого банка и клиента.
2. Концепция эволюционного реинжиниринга технологического уклада коммерческого банка.
3. Концепция управления развитием интеллектуального потенциала коммерческого банка.

Тема 4 (4 часа лекционных, 2 часа самостоятельной работы). Модули стратегического развития банка:
организационно-структурный модуль банка;
модуль "Стратегическое управление";
модуль "Финансовый менеджмент";
модуль "Организация маркетинга";
модуль "Организация кредитной деятельности";
модуль "Организация корпоративного бизнеса";
модуль "Управление персоналом и система контроля";
модуль "Информационно-техническая поддержка".

Тема 5 (6 часов лекционных, 2 часа самостоятельной работы). Организация банковского маркетинга:
1. Особенности банковского маркетинга и объекты анализа.
2. Рынок банковских услуг и смежные секторы рынка. Сегментация рынка банковских услуг. Взаимосвязь конъюнктуры спроса и предложения различных секторов рынка. Факторы, определяющие конъюнктуру рынка.
3. Выбор маркетинговой стратегии и ее обоснование. Планирование маркетинговой деятельности: структура плана и его основные элементы; процедуры и техника планирования.
4. Роль маркетинга и стратегического планирования в разработке банковских продуктов. Определение возможностей на российском рынке. Методы управления проектами, применяемые при разработке банковских продуктов. Методология разработки новых банковских продуктов. Разработка новых продуктов: внутренние операции и инфраструктура; внедрение продуктов; осуществление и контроль за предоставлением услуг клиентам.
5. Формирование цены продуктов: характеристики продуктов и ценообразование; оценка рентабельности и риска; анализ безубыточности; первоначальные капиталовложения; доходность капиталовложений; ценообразование при обслуживании VIP-кпиентов.
6. Подготовка продажи: источники информации и базы данных о клиенте; использование имеющихся материалов (картотеки, досье); сегментация клиентуры. Изучение мотивации клиентов: критерии выбора банка; поведение клиентов и мотивы покупки. Послепродажная работа: актуализация коммерческих сведений; возобновление попыток продать продукты (если клиент не купил в первый раз); отчет о проделанной работе и показатели, позволяющие ее измерить.

2. Тактический и оперативный банковский менеджмент

Тема 1 (2 часа лекционных, 2 часа самостоятельной работы). Методы работы банка с корпоративными клиентами:
1.Классификация корпоративных клиентов.
2. Изучения потребностей корпоративных клиентов в банковских продуктах: дифференциация услуг; сегментация рынка; отраслевые особенности.
3. Разработка пакетов банковских продуктов для корпоративных клиентов.
4. Виды банковских продуктов.
5. Методы работы с корпоративными клиентами: сегментация клиентуры; управление взаимоотношениями; принципы ценообразования.
6. Тарифная политика банка по отношению к крупным клиентам.

Тема 2 (8 часов лекционных, 2 часа самостоятельной работы). Бизнес-процессы обслуживания корпоративных клиентов банка:
1. Клиентские бизнес-стратегии банка: Бизнес-стратегия реализации клиентской политики. Бизнес-стратегия реализации региональной политики.
2. Бизнес-диагностика корпоративного клиента банка Понятие бизнес-диагностики клиента. Методика маркетинговой оценки клиента. Методика экспертной оценки надежности бизнеса клиента. Модели оценки привлекательности отрасли для банка.
3. Партнерские отношения банка с корпоративньми клиентами: технологии установления и поддержания. Установление партнерских отношений: постановка задач. Банковский инжиниринг: методы и методики. Разработка принципиальных схем партнерских отношений: экспертные основы. Увеличение (удержание) сроков размещения средств клиента.
4. Организация разработки технологий и формирования программно-целевой группы для обслуживания банковской клиентуры: Ре-инжиниринг организационно-технологического менеджмента банка. Организация обслуживания корпоративной клиентуры: требования к структурам управления. Технология обслуживания корпоративного клиента: методика разработки и реализации. Программно-целевая группа по обслуживанию корпоративного клиента: методика формирования и основы функционирования. Функции, структура и организация деятельности программно-целевой группы.

Тема 3 (2 часа лекционных, 2 часа самостоятельной работы). Структуризация способов и задач управления финансовой деятельностью банка и методы оперативного управления:
1. Оперативное управление банком на основе бюджетирования их деятельности.
2. Оперативное управление активами и пассивами банка.

Тема 4 (4 часа лекционных, 1 час самостоятельной работы). Определения и классификация финансовых рисков: 1.
Оценки финансовых рисков банка: оценка риска ликвидности; оценка кредитного риска; оценка риска изменения процентных ставок; оценка валютного риска.
2. Методика оценки риска санкций Банка России.
3. Оценки коэффициентов важности факторов рисков.

Тема 5 (4 часа лекционных, 1 час самостоятельной работы). Методические основы решения задач реструктуризации банков:
1. Оценка качества финансового менеджмента банка по уровням рисков.
2. Типовые меры реструктуризации банков.
3. Типовые задачи развития финансового менеджмента банков.

Список литературы:

Основная литература

  • Масленченков Ю.С. Финансовый менеджмент в коммерческом банке. Фундаментальный анализ. - М.: Перспектива, 1996.

  • Масленченков Ю.С. Финансовый менеджмент в коммерческом банке. Книга вторая. Технологический уклад кредитования. - М.: Перспектива, 1996.

  • Масленченков Ю.С. Финансовый менеджмент в коммерческом банке. Книга третья. Финансовый менеджмент клиента. - М.: Перспектива, 1997.

  • Масленченков Ю.С. Особенности финансового менеджмента в коммерческом банке. Глава в учебнике "Финансовый менеджмент: теория и практика", под ред. Стояновой Е.С. -М.: Перспектива, 1997, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002.

  • Масленченков Ю.С. Технология и организация работы банка: теория и практика. -М.: ДеКА, 1998.

  • Масленченков Ю.С. Банк. Глава в книге "Партнеры предприятия" - М.: Центр экономики и маркетинга, 1999.

  • Масленченков Ю.С., Тронин Ю.Н. Финансово-промышленные корпорации России:

  • организация, инвестиции, лизинг. - М.: ДеКА, 1999.

  • Масленченков Ю.С., Тавасиев А.М. Банк - партнер предприятия: расчетно-платеж-ные операции и хеджирование: Учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ, 2000.

  • Масленченков Ю.С. и др. Расчетные и кассовые услуги банка: Учеб. пособие. - М.:

  • ЮНИТИ, 2001.

  • Масленченков Ю.С., Дубанков А.П. Экономика банка. - М.: БДЦ-Пресс, 2002.

  • Масленченков Ю.С., Тронин Ю.Н. Работа банка с корпоративными клиентами. Учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ, 2002.

Дополнительная литература

  • Банковское дело: Учебник. Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2000.

  • Банковское дело. Учебное пособие. Под ред. А.М. Тавасиева. - М.: ЮНИТИ, 2001.

  • Синки Дж., мл. Управление финансами в банке. - М.: 1994

  • Роуз П. Банковский менеджмент. - М.: 1995

  • Усоскин В.М. Современный коммерческий банк. - М.: 1995



Ключевые слова

См. также:
Gary Gorton, Frank Schmid
Journal of Corporate Finance. 1999.  Vol. 5. No. 2. P. 119-140. 
[Статья]
Жанна Гаврииловна Голодова, Т.А. Ромащенко
[Учебная программа]
Олег Алексеевич Зверев
[Учебная программа]
Сергей Анатольевич Андрюшин
[Учебная программа]
Виктор Андреевич Горемыкин, Анатолий Юрьевич Богомолов
[Книга]