Эксоцман
на главную поиск contacts

Банковский менеджмент

Опубликовано на портале: 17-08-2004
Факультет: Экономический
Дисциплина: Финансы и кредит
Язык: Русский
Тематические разделы: Экономика, Банки и банковская деятельность

Aннотация:
Преподавание данной дисциплины целесообразно на старших курсах, когда у студентов уже имеется соответствующая база для усвоения предмета. Среди предметов, которые следует освоить до изучения данной дисциплины, в первую очередь можно назвать "Экономическую теорию" (в части теории денег), "Финансы, денежное обращение и кредит"; "Основы банковского дела", "Менеджмент"; "Маркетинг"; "Стратегическое планирование"; "Управление финансовыми рисками"; "Учет и экономический анализ в коммерческих банках"; "Финансовый менеджмент"; "Хозяйственное право" и др.

Дисциплина "Банковский менеджмент" входит в цикл специальных предметов, предлагаемых кафедрой "Банковское дело". В ней рассматриваются основополагающие вопросы теории и практики организации и функционирования рационального управления коммерческими банками в условиях современной России.

Вопросы специфической профессиональной деятельности по организации прибыльной работы коммерческого банка являются важными разделами организации банковского дела. Поэтому изучение этих вопросов позволяет ознакомить будущих специалистов с основами синтеза, как основного метода управления банковским делом, а также применения основных методов банковского менеджмента, которые позволяют обучить опыту ведения банковского бизнеса, способствовать более широкому взгляду на внешнюю и внутреннюю среду банковского дела, получить навыки соизмерения неопределенности инфраструктуры и структуры банка с имеющимися ресурсами для ее преодоления.

Основной формой проведения занятий по данной дисциплине с учетом профессиональной ориентации студентов является лекционная форма. Предусматривается выполнение самостоятельных работ студентами на основе кейсов, контрольных работ по наиболее важным вопросам банковского менеджмента и подготовку одного эссе (реферата).

Для выпускников Высшей школы экономики по направлениям конкретной экономики настоящий программный материал будет содействовать повышению их профессионального уровня вне зависимости от того, будет ли выпускник работать в сфере банковской деятельности или в сфере организаций нефинансового профиля, так как вопросы специфической профессиональной деятельности, связанной с организацией прибыльного бизнеса тесно связаны как с коммерческими банками, так и с хозяйственными коммерческими структурами нефинансового профиля.

В самостоятельную работу студента по данной тематике входит более глубокое ознакомление с теоретическими и методическими основами организации управления банковской деятельности по литературным источникам, а также изучение нормативных документов Банка России в рамках требований сдачи итоговых зачетов (экзаменов).



Программы дисциплины "Банковский менеджмент"

для специальности 060400 - Финансы и кредит (третий уровень высшего профессионального образования)

Автор программы: д.э.н., профессор кафедры "Банковское дело" ГУ ВШЭ Масленченков Юрий Семенович

Программа состоит из двух разделов:

1-й раздел "Стратегический банковский менеджмент";

2-й раздел "Тактический и оперативный банковский менеджмент" Оценка знаний студентов проводится по балльной системе по результатам выполнения кейсов, контрольных работ и подготовки реферата (эссе). Максимальное количество баллов, которое можно набрать по данному курсу, составляет 100 баллов, в том числе:

а) оценка по выполнению кейса - 50 баллов;

б) оценка по реферату (эссе):

отлично - 30 баллов;

хорошо - 20 баллов;

удовлетворительно - 10 баллов;

в) оценки по контрольным работам:

максимальная оценка - 20 баллов.

Курс завершается экзаменом (зачетом).

Цель изучения дисциплины - сформировать у студентов научно обоснованные представления о природе организации деятельности коммерческого банка; механизмах управления банковской деятельностью как в обычных, так и экстремальных (кризисных) условиях, в том числе об основах эффективного взаимодействия производственного предприятия (организации) и коммерческого банка.

Задачи изучения дисциплины. Исходя из указанной выше цели при изучении данного курса решаются следующие основные задачи.

  • Развития стратегического мышления (анализ развития ситуации в долгосрочной перспективе с учетом всех действующих факторов, формулировка и оценка альтернатив).

  • Анализа внешней среды, формирование стратегий, основываясь на невозможности однозначного принятия решений.

  • Определения состояния конкурентной среды, ее влияние на внутренние бизнес-процессы коммерческого банка.

  • Оценки организационного построения и функционального взаимодействия структурных подразделений коммерческого банка и оценки внутренних возможностей кредитной организации для реализации бизнес-процессов.

  • Формирования бизнес-стратегий коммерческого банка, детализации стратегии и соотнесение ее с функциональными структурами кредитной организации.

  • Проектирования и перепроектирования организационных структур и бизнес-процессов банка для достижения стратегических целей.

  • Разработки проектов, обслуживающих основные и вспомогательные бизнес-процессы кредитной организации.

  • Определения потенциальных рисков в управлении банковской деятельностью, систематизация деятельности коммерческого банка по группам рисков.

В результате изучения дисциплины студент должен обучится следующим навыкам и умениям:

  • по определению стратегии выживания коммерческого банка и на ее основе грамотно подходить к вопросам управления кредитной организации как к инструменту ее реализации;

  • осуществлять линейный менеджмент реализации стратегии, конкретизировать ее задачи, формировать и изменять организационную и функциональную структуру, исходя из поставленных задач, планировать ее деятельность, исходя из поставленных стратегических задач;

  • готовить решения по реализации стратегии банка на основании анализа внешней среды и многовариантности ее воздействующих факторов;

  • рационального использования финансовых ресурсов банка для поддержания и развития его деятельности;

  • оценки потенциальных возможностей банка для реализации бизнес-процессов;

  • организации будущих бизнес-процессов в банке, инжинирингу и реинжинирингу существующих бизнес-процессы с целью эффективной работы банка на рынке банковских услуг;

  • по подходам к взаимодействию с внешней средой, принимая во внимание наличие различных рисков;

  • определять функции, наиболее подверженные риску, и находить альтернативы этим функциям, принимать решения, основываясь на знаниях основных принципов разрешения рисков банковской деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ 1. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ БАНКОВСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Тема 1 (2 часа лекционных, 2 часа самостоятельной работы) ХАРАКТЕРИСТИКА АСПЕКТОВ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ БАНКА: 1. Социально-экономические и политические аспекты стратегии. 2. Стратегия адаптивного управления банком. 3. Стратегия обеспечения взаимодействия органов управления дочерних и головного банков. 4. Операционно-технологические аспекты стратегии.

Тема 2 (4 часа лекционных, 2 часа самостоятельной работы). ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ БАНКА: 1. Ключевые компоненты процесса стратегического управления: анализ внешних факторов банковской деятельности; анализ внутренних условий банка; постановка целей в свете общего анализа; разработка вариантов стратегического развития; проверка стратегических вариантов с помощью финансовой модели; выбор оптимальной стратегии; разработка бизнес-плана. 2. Оценка внешних и внутренних факторов: анализ рынка и конкуренции банков; конкурентоспособность предоставляемых услуг; текущая операционная деятельность и ресурсы; оценка тактических целей. 4. Разработка вариантов стратегического развития и их тестирование: разработка финансового плана; разработка финансовой модели и ее структура; тестирование стратегических вариантов с использованием финансовой модели; выбор оптимальной стратегии. 5. Анализ стратегических возможностей как основа разработки бизнес-плана: возможности, ограничения и риски; маркетинг; оценка состояния рынка, перспектив его развития и конкуренции; SWOT-анализ; идентификация стратегических возможностей.

Тема 3 (2 часа лекционных, 2 часа самостоятельной работы). КОНЦЕПЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ БАНКОВ: 1. Концепция партнерства коммерческого банка и клиента. 2. Концепция эволюционного реинжиниринга технологического уклада коммерческого банка. 3. Концепция управления развитием интеллектуального потенциала коммерческого банка.

Тема 4 (4 часа лекционных, 2 часа самостоятельной работы). МОДУЛИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БАНКА: организационно-структурный модуль банка; модуль "Стратегическое управление"; модуль "Финансовый менеджмент"; модуль "Организация маркетинга"; модуль "Организация кредитной деятельности"; модуль "Организация корпоративного бизнеса"; модуль "Управление персоналом и система контроля"; модуль "Информационно-техническая поддержка".

Тема 5 (6 часов лекционных, 2 часа самостоятельной работы). ОРГАНИЗАЦИЯ БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГА: 1. Особенности банковского маркетинга и объекты анализа. 2. Рынок банковских услуг и смежные секторы рынка. Сегментация рынка банковских услуг. Взаимосвязь конъюнктуры спроса и предложения различных секторов рынка. Факторы, определяющие конъюнктуру рынка. 3. Выбор маркетинговой стратегии и ее обоснование. Планирование маркетинговой деятельности: структура плана и его основные элементы; процедуры и техника планирования. 4. Роль маркетинга и стратегического планирования в разработке банковских продуктов. Определение возможностей на российском рынке. Методы управления проектами, применяемые при разработке банковских продуктов. Методология разработки новых банковских продуктов. Разработка новых продуктов: внутренние операции и инфраструктура; внедрение продуктов; осуществление и контроль за предоставлением услуг клиентам. 5. Формирование цены продуктов: характеристики продуктов и ценообразование; оценка рентабельности и риска; анализ безубыточности; первоначальные капиталовложения; доходность капиталовложений; ценообразование при обслуживании VIP-кпиентов. 6. Подготовка продажи: источники информации и базы данных о клиенте; использование имеющихся материалов (картотеки, досье); сегментация клиентуры. Изучение мотивации клиентов: критерии выбора банка; поведение клиентов и мотивы покупки. Послепродажная работа: актуализация коммерческих сведений; возобновление попыток продать продукты (если клиент не купил в первый раз); отчет о проделанной работе и показатели, позволяющие ее измерить.

2. ТАКТИЧЕСКИЙ И ОПЕРАТИВНЫЙ БАНКОВСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Тема 1 (2 часа лекционных, 2 часа самостоятельной работы). МЕТОДЫ РАБОТЫ БАНКА С КОРПОРАТИВНЫМИ КЛИЕНТАМИ: 1.Классификация корпоративных клиентов. 2. Изучения потребностей корпоративных клиентов в банковских продуктах: дифференциация услуг; сегментация рынка; отраслевые особенности. 3. Разработка пакетов банковских продуктов для корпоративных клиентов. 4. Виды банковских продуктов. 5. Методы работы с корпоративными клиентами: сегментация клиентуры; управление взаимоотношениями; принципы ценообразования. 6. Тарифная политика банка по отношению к крупным клиентам.

Тема 2 (8 часов лекционных, 2 часа самостоятельной работы). БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ БАНКА: 1. Клиентские бизнес-стратегии банка: Бизнес-стратегия реализации клиентской политики. Бизнес-стратегия реализации региональной политики. 2. Бизнес-диагностика корпоративного клиента банка Понятие бизнес-диагностики клиента. Методика маркетинговой оценки клиента. Методика экспертной оценки надежности бизнеса клиента. Модели оценки привлекательности отрасли для банка. 3. Партнерские отношения банка с корпоративньми клиентами: технологии установления и поддержания. Установление партнерских отношений: постановка задач. Банковский инжиниринг: методы и методики. Разработка принципиальных схем партнерских отношений: экспертные основы. Увеличение (удержание) сроков размещения средств клиента. 4. Организация разработки технологий и формирования программно-целевой группы для обслуживания банковской клиентуры: Ре-инжиниринг организационно-технологического менеджмента банка. Организация обслуживания корпоративной клиентуры: требования к структурам управления. Технология обслуживания корпоративного клиента: методика разработки и реализации. Программно-целевая группа по обслуживанию корпоративного клиента: методика формирования и основы функционирования. Функции, структура и организация деятельности программно-целевой группы.

Тема 3 (2 часа лекционных, 2 часа самостоятельной работы). СТРУКТУРИЗАЦИЯ СПОСОБОВ И ЗАДАЧ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ БАНКА И МЕТОДЫ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ: 1. Оперативное управление банком на основе бюджетирования их деятельности. 2. Оперативное управление активами и пассивами банка.

Тема 4 (4 часа лекционных, 1 час самостоятельной работы). ОПРЕДЕЛЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ: 1. Оценки финансовых рисков банка: оценка риска ликвидности; оценка кредитного риска;

оценка риска изменения процентных ставок; оценка валютного риска. 2. Методика оценки риска санкций Банка России. 3. Оценки коэффициентов важности факторов рисков.

Тема 5 (4 часа лекционных, 1 час самостоятельной работы). МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ БАНКОВ: 1. Оценка качества финансового менеджмента банка по уровням рисков. 2. Типовые меры реструктуризации банков. 3. Типовые задачи развития финансового менеджмента банков.

Список литературы:

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • Масленченков Ю.С. Финансовый менеджмент в коммерческом банке. Фундаментальный анализ. - М.: Перспектива, 1996.

  • Масленченков Ю.С. Финансовый менеджмент в коммерческом банке. Книга вторая. Технологический уклад кредитования. - М.: Перспектива, 1996.

  • Масленченков Ю.С. Финансовый менеджмент в коммерческом банке. Книга третья. Финансовый менеджмент клиента. - М.: Перспектива, 1997.

  • Масленченков Ю.С. Особенности финансового менеджмента в коммерческом банке. Глава в учебнике "Финансовый менеджмент: теория и практика", под ред. Стояновой Е.С. -М.: Перспектива, 1997, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002.

  • Масленченков Ю.С. Технология и организация работы банка: теория и практика. -М.: ДеКА, 1998.

  • Масленченков Ю.С. Банк. Глава в книге "Партнеры предприятия" - М.: Центр экономики и маркетинга, 1999.

  • Масленченков Ю.С., Тронин Ю.Н. Финансово-промышленные корпорации России:

  • организация, инвестиции, лизинг. - М.: ДеКА, 1999.

  • Масленченков Ю.С., Тавасиев А.М. Банк - партнер предприятия: расчетно-платеж-ные операции и хеджирование: Учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ, 2000.

  • Масленченков Ю.С. и др. Расчетные и кассовые услуги банка: Учеб. пособие. - М.:

  • ЮНИТИ, 2001.

  • Масленченков Ю.С., Дубанков А.П. Экономика банка. - М.: БДЦ-Пресс, 2002.

  • Масленченков Ю.С., Тронин Ю.Н. Работа банка с корпоративными клиентами. Учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ, 2002.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • Банковское дело: Учебник. Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2000.

  • Банковское дело. Учебное пособие. Под ред. А.М. Тавасиева. - М.: ЮНИТИ, 2001.

  • Синки Дж., мл. Управление финансами в банке. - М.: 1994

  • Роуз П. Банковский менеджмент. - М.: 1995

  • Усоскин В.М. Современный коммерческий банк. - М.: 1995

Тематика занятий по различным формам текущего контроля (курсовых, эссе, рефератов, контрольных работ) - соответствует конкретным темам и внутри тем вопросам раздела: 1. "Стратегический банковский менеджмент" и 2. "Тактический и оперативный банковский менеджмент".

Методические указания студентам: для выполнения контрольных работ и подготовки эссе (реферата) на избранную тему студент должен после прослушания лекции или участия в семинарских занятиях закрепить свои знания путем самостоятельного изучения материала по конкретному вопросу, используя все доступные и методы повышения уровня знаний, включая информационные технологии.



Ключевые слова

См. также:
Г.П. Головина
Экономические науки. 2010.  Т. 68. № 7. С. 239-244. 
[Статья]
М.Г. Сорокина, Т.В. Юдакова
Экономические науки. 2011.  № 10. С. 165-167. 
[Статья]