Эксоцман
на главную поиск contacts

Образовательный процесс как пространство взаимодействия толерантных и личностно-смысловых отношений

Опубликовано на портале: 11-08-2004
Факультет: психологии
Язык: Русский
Тематические разделы: Социология, Социология личности, Социология образования

Aннотация:
Цель спецкурса - рассмотреть и проанализировать категории "толерантность" и "личностный смысл" как сопряженные характеристики образовательного процесса. В спецкурсе делается попытка сблизить две глобальные идеи современной науки, пересечь их в общей точке – идеи толерантности и идеи личностного смысла. Предпосылкой их сближения и слияния служит реальная связь толерантных и личностно-смысловых отношений, проявляющаяся в конкретных жизненных ситуациях и нуждающаяся в научном объяснении. Взгляд на толерантность с позиций личностного смысла, как и прочтение личностного смысла языком толерантности, - путь, ведущий к взаимообогащению рассматриваемых категорий.



Задачи курса:
  1. Показать, что толерантность как качество личности и феномен общественного бытия принадлежит к числу высших, базовых ценностей культуры. Оно входит в состав «смысловых единиц жизни» и фактом своей значимости предписывает создание таких моделей образовательного процесса, которые бы исходили из жизненной практики толерантной культуры и основывались на субъектном опыте толерантных отношений участников процесса.

     

  2. Рассматривая образовательный процесс как своеобразную модель культуры (совокупность, множество базовых ценностей), показать, что образование есть фактор развития у учащихся толерантных возможностей и этот вопрос непосредственно связан с развитием у них смысловой сферы. Поскольку базовые ценности представляют собой не что иное, как «откристаллизованные» смыслы человеческого бытия в знаковом, текстовом, символическом состоянии, с одной стороны, и «раскристаллизованные» смыслы в их жизненных, реальных, ментальных проявлениях, с другой, образовательный процесс выступает как смысловая реальность, как поле непрерывного «замыкания» и «размыкания» связей субъектного опыта учащихся и объективных ценностей культуры, как источник, питающий личностно – смысловые структуры сознания. Наиболее значимой для данного спецкурса становится задача осмысления того, что явленные в ходе обучения и воспитания учащимся смыслы – это «ячейки» сознания, в совокупности образующие матрицу их жизненных ориентаций.

     

  3. Показать, что воспитание толерантного сознания на личностно – смысловой основе может эффективно осуществляться в модели поликультурного образовательного пространства. Одно из таких «пространств», например, получившее распространение в многонациональной России, предполагает множественность этнических культур, а значит, палитру и взаимодействие личностных смыслов, их несовпадение и взаимоисключение или, напротив, их взаимное сближение. Рассматриваемый вариант поликультурного образовательного пространства, составляющим которого являются диалог, механизмы взаимной адаптации, интерактивные методы общения, проблемные технологии обучения, ситуации выбора реализует различные в т.ч., конечно, и толерантные задачи.

Учебно-тематический план спецкурса:

  1. Современная теория обучения в смысловой интерпретации.
  2. Психолого-дидактические закономерности и их смыслообразующий потенциал.
  3. Обучение как двуединый процесс и его главные, движущие силы в контексте теории смысла.
  4. Толерантность: определения, критерии, основные подходы:
  5. Толерантность как предмет психолого-педагогического исследования.
  6. Толерантность в школе: социальная практика.
  7. Смысл и толерантность как сопряженные характеристики образовательного процесса:
  8. Уровень протекания толерантно-ориентированного образовательного процесса.
  9. Уровень протекания учебной деятельности.
  10. Уровень личностных качеств учащихся
  11. Диагностика толерантных и смысловых компонент развития личности школьника:
  12. Диагностика смысловой сферы школьника.
  13. Диагностика уровня развития толерантных особенностей школьника.
  14. Основные подходы к обучению различным видам толерантности в средней школе с ориентацией на различные образовательные модели и технологии.
  15. Формирование толерантных форм сознания школьников через развитие смысловых образований.


Ключевые слова

См. также:
Татьяна Сергеевна Вычик
Журнал социологии и социальной антропологии. 2004.  Т. 7. № 2. С. 201-206. 
[Статья]
Эльмира Тимергазиевна Нигаматова
Директор школы. 2010.  № 1 (144). С. 65-70. 
[Статья]
Тамара Александровна Непомнящая, Наталья Николаевна Давыдова, Надежда Николаевна Мангилева
Университетское управление. 2003.  № 5-6(28). С. 121-125. 
[Статья]
Галина Анатольевна Заводова
Директор школы. 2011.  № 5 (158). С. 9-14. 
[Статья]
Лидия Александровна Окольская
Отечественные записки. 2006.  № 3 (30). С. 160–166. 
[Статья]
Валерий Леонидович Нестеров
Университетское управление. 2004.  № 3(31). С. 68-76. 
[Статья]