Образовательный процесс как пространство взаимодействия толерантных и личностно-смысловых отношений
Опубликовано на портале: 11-08-2004
|
Aннотация:
Цель спецкурса - рассмотреть и проанализировать категории "толерантность" и "личностный смысл" как сопряженные характеристики образовательного процесса. В спецкурсе делается попытка сблизить две глобальные идеи современной науки, пересечь их в общей точке – идеи толерантности и идеи личностного смысла. Предпосылкой их сближения и слияния служит реальная связь толерантных и личностно-смысловых отношений, проявляющаяся в конкретных жизненных ситуациях и нуждающаяся в научном объяснении. Взгляд на толерантность с позиций личностного смысла, как и прочтение личностного смысла языком толерантности, - путь, ведущий к взаимообогащению рассматриваемых категорий.
Цель спецкурса - рассмотреть и проанализировать категории "толерантность" и "личностный смысл" как сопряженные характеристики образовательного процесса. В спецкурсе делается попытка сблизить две глобальные идеи современной науки, пересечь их в общей точке – идеи толерантности и идеи личностного смысла. Предпосылкой их сближения и слияния служит реальная связь толерантных и личностно-смысловых отношений, проявляющаяся в конкретных жизненных ситуациях и нуждающаяся в научном объяснении. Взгляд на толерантность с позиций личностного смысла, как и прочтение личностного смысла языком толерантности, - путь, ведущий к взаимообогащению рассматриваемых категорий.
Задачи курса:
- Показать, что толерантность как качество личности и феномен общественного
бытия принадлежит к числу высших, базовых ценностей культуры. Оно входит в состав
«смысловых единиц жизни» и фактом своей значимости предписывает создание
таких моделей образовательного процесса, которые бы исходили из жизненной практики
толерантной культуры и основывались на субъектном опыте толерантных отношений участников
процесса.
- Рассматривая образовательный процесс как своеобразную модель культуры (совокупность,
множество базовых ценностей), показать, что образование есть фактор развития у учащихся
толерантных возможностей и этот вопрос непосредственно связан с развитием у них смысловой
сферы. Поскольку базовые ценности представляют собой не что иное, как «откристаллизованные»
смыслы человеческого бытия в знаковом, текстовом, символическом состоянии, с одной
стороны, и «раскристаллизованные» смыслы в их жизненных, реальных, ментальных
проявлениях, с другой, образовательный процесс выступает как смысловая реальность,
как поле непрерывного «замыкания» и «размыкания» связей субъектного
опыта учащихся и объективных ценностей культуры, как источник, питающий личностно
– смысловые структуры сознания.
Наиболее значимой для данного спецкурса становится задача осмысления того, что
явленные в ходе обучения и воспитания учащимся смыслы – это «ячейки»
сознания, в совокупности образующие матрицу их жизненных ориентаций.
- Показать, что воспитание толерантного сознания на личностно – смысловой основе может эффективно осуществляться в модели поликультурного образовательного пространства. Одно из таких «пространств», например, получившее распространение в многонациональной России, предполагает множественность этнических культур, а значит, палитру и взаимодействие личностных смыслов, их несовпадение и взаимоисключение или, напротив, их взаимное сближение. Рассматриваемый вариант поликультурного образовательного пространства, составляющим которого являются диалог, механизмы взаимной адаптации, интерактивные методы общения, проблемные технологии обучения, ситуации выбора реализует различные в т.ч., конечно, и толерантные задачи.
Учебно-тематический план спецкурса:
- Современная теория обучения в смысловой интерпретации.
- Психолого-дидактические закономерности и их смыслообразующий потенциал.
- Обучение как двуединый процесс и его главные, движущие силы в контексте теории смысла.
- Толерантность: определения, критерии, основные подходы:
- Толерантность как предмет психолого-педагогического исследования.
- Толерантность в школе: социальная практика.
- Смысл и толерантность как сопряженные характеристики образовательного процесса:
- Уровень протекания толерантно-ориентированного образовательного процесса.
- Уровень протекания учебной деятельности.
- Уровень личностных качеств учащихся
- Диагностика толерантных и смысловых компонент развития личности школьника:
- Диагностика смысловой сферы школьника.
- Диагностика уровня развития толерантных особенностей школьника.
- Основные подходы к обучению различным видам толерантности в средней школе с ориентацией на различные образовательные модели и технологии.
- Формирование толерантных форм сознания школьников через развитие смысловых образований.
Ключевые слова
личностный смысл образовательный процесс психолого-педагогическое исследование смысловые образования толерантная личность толерантные формы
См. также:
Директор школы.
2003.
№ 8.
С. 10-17.
[Статья]
Университетское управление.
2003.
№ 5-6(28).
С. 121-125.
[Статья]
Журнал социологии и социальной антропологии.
2004.
Т. 7.
№ 2.
С. 201-206.
[Статья]
Директор школы.
2010.
№ 1 (144).
С. 65-70.
[Статья]
Университетское управление.
2004.
№ 3(31).
С. 68-76.
[Статья]