Социальные индикаторы
Опубликовано на портале: 18-12-2003
|
Aннотация:
Курс представляет собой синтетическое изложение трудностей и проблем в разработке, измерении, интерпретации и использовании социально-экономических ин-дикаторов (далее сокращенно – «социальных индикаторов» или «СИ») в описании, анализе, прогнозировании, исследовании социально-экономических процессов и феноменов на глобальном, национальном и местном уровнях. Трудности и проблемы увязываются с построением исходных концепций и теорий, способами получения информации и ее характером, назначением СИ. Полученные знания находят в течение курса практическое применение в построении индикаторов оценки различных социальных ситуаций и состояний отдельных демосоциальных групп населения по разным аспектам жизни.
Настоящий курс пока что единственный и первый в российских вузах. В то же время, при наступившей сейчас необходимости измерения многих социально-экономических параметров, резко отличающихся от традиционных для отечественной статистики, а также характеристик как населения в целом, так и отдельных демосоциальных групп и общностей, остро проявилась нужда в грамотном подходе к формированию нужных показателей (индикаторов). Выход России на мировую арену требует также создания системы показателей, допускающей сравнение ее состояния в разнообразных сферах и аспектах с состояниями других стран. Этим и обусловлено появление курса по социальным и экономическим индикаторам как одного из обязательных для студентов, специализирующихся в области экономической социологии.
Курс рассчитан на 54 аудиторных часов (36 часов лекций и практических занятий, 18 - самостоятельной работы). Программа включает содержание курса, списки основной и дополнительной литературы, контрольные вопросы по курсу, примерные темы эссе и рефератов.
Курс представляет собой синтетическое изложение трудностей и проблем в разработке, измерении, интерпретации и использовании социально-экономических ин-дикаторов (далее сокращенно – «социальных индикаторов» или «СИ») в описании, анализе, прогнозировании, исследовании социально-экономических процессов и феноменов на глобальном, национальном и местном уровнях. Трудности и проблемы увязываются с построением исходных концепций и теорий, способами получения информации и ее характером, назначением СИ. Полученные знания находят в течение курса практическое применение в построении индикаторов оценки различных социальных ситуаций и состояний отдельных демосоциальных групп населения по разным аспектам жизни.
Настоящий курс пока что единственный и первый в российских вузах. В то же время, при наступившей сейчас необходимости измерения многих социально-экономических параметров, резко отличающихся от традиционных для отечественной статистики, а также характеристик как населения в целом, так и отдельных демосоциальных групп и общностей, остро проявилась нужда в грамотном подходе к формированию нужных показателей (индикаторов). Выход России на мировую арену требует также создания системы показателей, допускающей сравнение ее состояния в разнообразных сферах и аспектах с состояниями других стран. Этим и обусловлено появление курса по социальным и экономическим индикаторам как одного из обязательных для студентов, специализирующихся в области экономической социологии.
Курс рассчитан на 54 аудиторных часов (36 часов лекций и практических занятий, 18 - самостоятельной работы). Программа включает содержание курса, списки основной и дополнительной литературы, контрольные вопросы по курсу, примерные темы эссе и рефератов.
Содержание курса:
- Введение в дисциплину. Логика курса. Примеры социальных индикаторов. Простейший индикатор учебного характера. Элементарные определения социальных индикаторов.
- Классические дополнения. Элементы теории измерения. Система классических парадигм в описании и анализе общества.
- Парадигмы и модели. Параллели в классических парадигмальных представлениях социологов и экономистов. Социальные блага и социальные беды.
- Определения социального индикатора. Социальный индикатор как производная шкала. Одномерные и многомерные социальные индикаторы. Социальные индикаторы со структурой (системы производных шкал). Формирование и анализ структуры. Технология конструирования и классификации социальных индикаторов. Источники искажений и ошибок в формировании индикаторов.
- Требования к социальным индикаторам, критерии отбора.
- Методологические подходы к конструированию социальных индикаторов: агрегация и дезагрегация. Методы агрегации (свертки) социальных показателей и социальных индикаторов.
- Сферы применения. Социальная политика и социальные индикаторы. Типы социальной политики в терминах парадигм и моделей. Идеологическая окраска индикаторов. Межрегиональные и межстрановые статические и динамические сравнения и анализ. Академические исследования и социальные индикаторы. Индикаторы в мониторинге социальных проектов.
- Международные стандарты систем социальных индикаторов. Системы ООН, OECD. Принципы построения индикаторов.
Ключевые слова
агрегация дезагрегация международный стандарт построение индикатора социальный индикатор теория измерений
См. также:
Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М).
1994.
№ 3-4.
С. 110-153.
[Статья]
[Учебная программа]
Statistical Journal of the United Nations Economic Commission for Europe.
2000.
Vol. 17.
No. 3-4.
P. 201-260.
[Статья]
Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М).
1998.
№ 10.
С. 97-121.
[Статья]
Мир России.
2005.
Т. 14.
№ 1.
С. 62-88.
[Статья]