Социология знания и организация науки
Опубликовано на портале: 27-08-2004
|
Aннотация:
Лекционный курс «Социология знания и организация науки» вводит основные понятия социологии знания, рассматривает проблемы производства и воспроизводства знания, способы функционирования научных сообществ.
Курс рассматривает основные концепции и подходы в социологии знания и социологии науки.
Основной упор сделан на изучении научной повседневности. Примеры из истории науки (в частности, истории социологии) освещают социальные условия производства знания.
Лекционный курс «Социология знания и организация науки» вводит основные понятия социологии знания, рассматривает проблемы производства и воспроизводства знания, способы функционирования научных сообществ.
Курс рассматривает основные концепции и подходы в социологии знания и социологии науки.
Основной упор сделан на изучении научной повседневности. Примеры из истории науки (в частности, истории социологии) освещают социальные условия производства знания.
Задача курса в том, чтобы выработать у слушателей рефлексивную установку исследователей, научив критически применять социологические подходы к науке и научному знанию, в том числе и в первую очередь, к социологии.
К содержанию курса «Социология знания и организация науки» прилагается: список тем к семинарам, список обязательной литературы к семинарам, обширный список список общей литературы по всему курсу.
Основные темы курса «Социология знания и организация науки»:
- Лекция 1. Проблемы социологии знания и социологии науки. Водораздел между наукой и обыденными знаниями. Исключительное положение научного знания. Начало социологии знания: К. Маркс, Э. Дюркгейм, К. Маннхейм. Задачи курса и проблема рефлексивности исследователя в социологии.
- Лекция 2. Роберт Мертон: становление взглядов и формирование социологии науки.
Мертон и мертонианцы: развод социологии науки и социологии знания. Приращение знания:
эмпирические исследования мертоновской школы.
Семинар. Начала социологии знания. Поколения, стили и идеология: Карл Маннхейм. - Лекция 3. Споры о научном знании в контексте времени: Карл Поппер, Майкл Поляни,
Томас Кун и др. Критика мертоновской социологии науки и возвращение к социологии
знания. Основные направления социологии научного знания.
Семинар. Стиль мышления и мыслительные коллективы. Идеи и судьба Людвика Флека. - Лекция 4. Альфред Шютц и его жизненный мир. Феноменологическая социология. Научная
повседневность и жизненный мир ученого.
Семинар. Феноменологическая социология знания: социальное конструирование реальности Питера Бергера и Томаса Лукмана. Альфред Шюц о социологии. - Лекция 5. Социальная организация научного знания. Злоупотребление Томасом Куном
и парадигмы в социологии. Дисциплинарная организация знания: дисциплинирование научных
дисциплин, когнитивная власть, символические границы и их построение.
Семинар. Знание на рынке символического капитала (Пьер Бурдье). - Лекция 6. Организация сообщества и представление о мире: неодюркгеймианские схемы
Мери Дуглас. Гендерные аспекты науки: феминистская критика науки, карьерный рост
и стратегии гендерной дискриминации, маскулинность и наука в разные эпохи и в разных
дисциплинах.
Семинар. Сиволическая экономика науки. Кредит доверия и динамика науки (Бруно Латур и Стив Вулгар). Моральная экономика науки (Роберт Коулер) - Лекция 7. Научные коммуникации: изучение сетей, международное общение, изучение повседневности научных коммуникаций. Антропология науки. Расширение границ научной повседневности и способы ее социологизации.
- Семинар. Радикальная теория социологии научного знания: Мишель Каллон и Бруно Латур об актантах и сетях.
|
«Социология
знания
и
организация
науки»,
полный
текст:
http://eu.spb.ru/socio/courses/sp13_01.d... |
Ключевые слова
См. также:
Общественные науки и современность.
1995.
№ 4.
С. 109-112.
[Статья]
Общественные науки и современность.
2018.
№ 6.
С. 87–97.
[Статья]
Общественные науки и современность.
1995.
№ 4.
С. 143-153.
[Статья]
Общественные науки и современность.
2017.
№ 2.
С. 165–176.
[Статья]
Проблемы теоретической социологии.
2003.
№ 4.
[Статья]