Эксоцман
на главную поиск contacts

Гендерный подход в менеджементе

Опубликовано на портале: 05-10-2004
Язык: Русский
Тематические разделы: Социология, Гендерная социология

Aннотация:
Учебный курс ставит целью познакомить студентов технических вузов с основами гендерных знаний; способствовать формированию у них эгалитарного мышления с целью смягчения гендерной асимметрии в обществе; помочь будущим инженерам овладеть навыками управления персоналом с учетом стратегии гендерного равенства. Общеизвестно, что от умения специалиста работать с людьми во многом зависит эффективность деятельности коллектива. Этот фактор в значительной степени актуализирует изучение курса, основанного на стратегиях достижения равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин во всех сферах общественной жизни.
В рамках курса решаются следующие задачи:
- ознакомить слушателей с понятиями и терминами, относящимися к гендерной теории, с методикой гендерного подхода в социальной политике и управлении, с основными теориями феминизма;
- рассмотреть процесс формирования гендерных отношений в обществе в российском и мировом контексте;
- обсудить основы гендерной экономической теории;
- дать методику гендерного анализа рынка труда и сферы занятости;
- ознакомить студентов с перспективами гендерного подхода в менеджменте, предложить варианты его использования на промышленном предприятии;
- сформировать у слушателей навыки использования основ гендерных знаний в будущей профессиональной деятельности.
Учебный курс рассчитан на студентов технических вузов различного профиля (текстильного, энергетического, химического, строительного и т.д. ), которые получают специальности инженерно-технических работников в сфере промышленного производства. Курс разработан специально для проекта "Модельная программа комплексного гендерного образования (школа-технический колледж-технический вуз-бизнес)". При разработке курса учитывалась специфика будущей профессиональной деятельности выпускников технического вуза, особенности их работы, связанные с управлением персоналом на производстве.
Курс рассчитан на 72 часа.



ТЕМА 1. ГЕНДЕРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (4 часа)

Гендерные отношения как взаимоотношения мужчин и женщин в обществе, возникающие между ними в ходе общественной и профессиональной деятельности и определяющие своеобразие их поведения и положения в обществе.

Биологический, социальный поли и сексуальность. Культурные детерминанты принадлежности к мужскому женскому полу. Понятия "гендер", "гендерная общность", "гендерная идентичность", "гендерные роли", "гендерные стереотипы", "гендерная структура, социополовые различия".

Иерархический характер гендернах отношений в сферах, экономики, политики, управления.

Типология социокультурных традиций, обычаев и норм взаимоотношений между полами и их воздействие на характер гендерных отношений в обществе.

Гендерная асимметрия как неравенство в социальном положении полов, неравенство шансов мужчин и женщин в различных социальных сферах, обусловленное традиционными представлениями об их предназначении. Формы проявления гендерной асимметрии в различных социальных сферах и различных социокультурных типах обществ.

Гендерное равенство как система гендерных отношений, в рамках которой обеспечиваются равное социальное положение, независимость и всеобъемлющее участие женщин и мужчин в жизни общества. Технологии обеспечения обоим полам равного доступа к экономическим ресурсам, образованию, политике, управлению, участию в рабочей силе, к контролю над доходами.

Факторы, препятствующие достижению гендерного равенства в обществах как социокультурных системах: культурная отсталость, бедность, система воззрений на отношения между полами, гендерная стереотипизация массового сознания, тип политического режима, несбалансированное распределение оплачиваемого и неоплачиваемого труда между мужчинами и женщинами, слабая представленность женщин в сфере политики и др.

Актуальность овладения гендерными знаниями для будущих инженерно-технических специалистов и управленческого персонала: приобщение к новому гуманитарному знанию, формирующему социальные стратегии XXI века, преодоление гендерных стереотипов при оценке деловых качеств и результатов труда работников, создание в трудовом коллективе атмосферы, позволяющей раскрыть свои способности каждому специалисту и работнику независимо от половозрастных и семейных характеристик.

ТЕМА 2. ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ. ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ (2 часа)

Возникновение и развитие гендерных исследований. Женские и гендерные исследования в США, Западной и Северной Европе, Австралии. Этапы развития женских и гендерных исследований за рубежом: 1960-1970-е - создание новой академической дисциплины женских исследований (Women's studies); 1980-е годы - интеграция женских исследований в высшее образование; 1990-е годы - развитие гендерных исследований в странах всех континентов, обмен научной информацией, интеграция гендерных исследований в сферу политики ("mainstreaming").

Женские и гендерные исследования в России 90-х годов. Первые исследовательские центры: Московский центр гендерных исследований (МЦГИ), Харьковский центр гендерных исследований, Санкт-Петербургский центр гендерных исследований. Гендерные исследования в системе высшей школы. Межвузовские научно-исследовательскиепрограммы Минобразования РФ в области феминологии и гендерных исследований в 1994-2000 годах.

Международные научные конференции, всероссийские конкурсы студенческих научных работ по гендернйо рпоблематике. Российский межвузовский центр гендерных исследований на базе Ивановского госуниверситета (РЦГИ). Российский научный журнал "Женщина в российском обществе".

Подготовка научных кадров в системе высшей школы: состояние и перспективы.

ТЕМА 3. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (2 часа).

Гендерный подход в экономических, социальных, политических науках. Понятие "гендерный подход в экономической теории". Гендерная экономика - научное направление, в рамках которого осуществляется анализ экономических различий между мужчинамии женщинами и выявление причин гендерного неравенства. Марксистский, неоклассический, институциональный подходы к изучению источников, масштабов и механизмов проявления гендерных экономических различий.

ТЕМА 4. ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ (4 часа).

Гендерная роль и гендерная идентичность. Связь гендерной идентичности с биологическим полом. Социализация и гендерные стереотипы в современном обществе.

Механизмы гендерной социализации. Моделирование. Роль поощрения и наказания. особенности гендерной социализации в концепциях Н. Ходороу, А. Гидденса.

Семья как важнейший институт перичной гендерной социализации. Роль женщины и мужчины в формировании мышления, психологии и качеств личности у мальчиков и девочек. Модели поведения в ближайшем окружении ребенка и их воздействие на процесс усвоения гендерных норм. Институт бабушек и дедушек: специфика российского и зарубежного опыта.

Гендерная социализация в дошкольном учреждении: усвоение традиционных социополовых ролей в игровом и познавательном поле. Технологии "навязывания" поведенческих стереотипов во половому признаку (выбор игр, игрушек для мальчиков и девочек, занятий по ручному труду, содержание заданий по математике, детские праздники и т.д).

Гендерная социализация в процессе обучения. Феминизмация учительства и ее негативные последствия. Гендерные стереотипы в учебной и досуговой литературе для начального, среднего и старшего школьного возраста.

Направленность и формы проявления инициативы мальчиков и девочек в школе. Воспроизводство гендерных стереотипов в процессе профессионального обучения школьников.

Гендерная социализация в процессе профессионального обучения студенчества. Гендерные различия при выборе профессии, построений жизненной стратегии юношей и девушек. Роль СМИ в процессе усвоения гендерных ролей и стереотипов. Содержание рекламы. Явный и скрытый сексизм в телевизионных передачах.

ТЕМА 5. МУЖЧИНА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ И ЕГО ПРОБЛЕМЫ (4 часа).

Мужчина в профессиональной сфере: доминирование в управлении и политике, эконмической, финансовой, научной элите; "маскулинизированные" отрасли экономика; гендерный дисбаланс в оплате труде между отраслями и внутри них.

Проблемы мужчин в трансформирующемся обществе: противоречия между стеротипной ролью "добытчика" и реалиями рынка труда.

Стереотипы маскулинности в современной российской массовой культуре, рекламе, СМИ, степень их соответствия реальным статусным характеристикам современных мужчин.

Роль мужчины в семье. Участие в формировании и расходовании семейного бюджета, ведении домашнего хозяйтсва, воспитании детей. Специфика подготовки молодого человека к семейной жизни в российской семье. Формы развлечения мужчин.

Здоровье мужчин как важная государственная проблема: специфика заболеваемости, сферы риска, причины высого уровня смертности в трудоспособном возрасте. Репродуктивное здоровье мужчин. Образ жизни и отношение к собственному здоровью. Алкоголизм, наркомания, курение. Суицид.

ТЕМА 6. ЖЕНЩИНА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СЕМЬЕ И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ (4 часа).

Гендерный дисбаланс в сферах управления, политики, предпринимательства, экономической, финансовой, научной элитах. Низкий уровень заинтересованности федеральной и региональных элит в продвижении женщин на уровень принятия государственных и экономических решений.

Специфика менталитета, патриархальность, патернализм в массовом сознании российского женского социума. Профессиональный труд, семья, здоровье, карьера в системе ценностей российской женщины. Степень и формы адаптивности к новым социальн-экономическим условиям.

Социальное настроение. Уровень интернальности и экстернальности. Стратегии развития и выживания в системе жизненных ориентаций.

Проблемы участия женщин в неформальном секторе экономики. Сексуальные домогательства на работе; неготовность общества к осознанию проблемы.

Здоровье женщины: репродуктивные права, проблемы абортов, уровень заболеваемости.

Образ жизни и отношение к собственному здоровью. Алкоголизм, курение. Суицид.

ТЕМА 7 ГЕНДЕРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ. РОССИЙСКАЯ СЕМЬЯ В КОНЦЕ XX-НАЧАЛЕ XXI ВЕКА. НЕОПЛАЧИВАЕМЫЙ ДОМАШНИЙ ТРУД6 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ (6 часов).

Тенденции трансформации российской семьи в постсоветский период: переход к стратегии выживания как основной для большинства семей; сокращение рождаемости в связи с возможностью "планирования семьи"; возрастание роли семьи как фактора психологической защиты в нестабильном внешнем мире; рост экономического значения семьи; рост числа семей с одним родителем.

Социокультурный и исторический контексты формирования гендерных отношений в семье. Традиционный (патриархальный), эгалитарный и смешанный типы семейных отношений.

Гендерная асимметрия в сфере домашнего труда. Семья и домохозяйство. "Новая теория домашнего хозяйства" Г. Беккера: семья как активный производитель потребительских благ. Технологии производства потребительских благ. Время членов семьи как важнейший ресурс для домашнего производства. Проблемы оплаты домашнего труда. Проблемы совмещения профессиональной, семейной ролей и личностной самореализации для мужчин и женщин. Применение гендерного подхода к анализу домашней работы, оплачиваемой работы и распределению доходов в семье.

ТЕМА 8. ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ (6 часов).

Социальная политика: сущность, задачи и функции. Гендерные аспекты социальной политики:

в сфере занятости (соотношение женщин и мужчин по отраслям производства, в бизнесе, в социальной сфере, гендерные различия в оплате труда, новые рабочие места для мужчин и женщин, занятость замужних женщин и др.);

в сфере образования (доступность образования для юношей и девушек, гендерные различия в профессиональном образовании, в сфере науки и др.);

в сфере здравоохранения (гендерный анализ уровня заболеваемости населения, продолжительность жизни мужчин и женщин, группы риска, репродуктивное поведение граждан, система охраны здоровья родителей и детей и др.);

в сфере пенсионного обеспечения (гендерные различия в уровне жизни и размере пенсий лиц пожилого возраста, гендерные аспекты пенсионной реформы др.);

в сфере семейно-брачных отношений (государственная семейная политика, материнское и родительское право, формы социальной поддержки молодых семей и др.).

Гендерный анализ в социальной политике. Цели: выявление потенциального воздействия политических курсов, программ и законодательства на социальный статус гендерных общностей; обеспечение равнозначных результатов для женщин и мужчин, мальчиков и девочек при осуществлении социальных программ.

Методы гендерного анализа: сбор и обработка информации, изучение гендерной статистики, гендерная экспертиза законопроектов, консультации с экспертами, женскими и мужскими организациями и др.

Критерии эффективности социальных программ с позиции гендерного подхода. Gendermainstreaming. Компоненты социальной политики, направленной на достижение гендерного равенства, в странах Северной Европы, Германии и Канаде.

Типы социальной политики, затрагивающей интересы женщин и мужчин: патриархальная, патерналистская, либеральная, эгалитарная.

Этапы российской государственной социальной политики в отношении женщин (1861-1917 гг.; 1917-1991 гг.; 1992-2001 гг.). Историко-социоогический анализ политики в сферах занятости, обеспечения политических прав, здравоохранения, образования, социального обслуживания.

Гендерные аспекты социальной политики в трудовом коллективе: поддержка молодых родителей, обеспечение равного доступа работников - мужчин и женщин к повышению квалификации, служебная карьера, смягчение гендерного дисбаланса в оплате труда и др.

ТЕМА 9.ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ (4 часа).

Гендерная асимметрия в сфере занятости в период экономических трансформаций 90-х годов XX века в России: сокращение количества занятых женщин, рост женской безработицы, маргинализация специалистов с высшим образованием, диспропорции в оплате труда, нарушение трудовых прав женщин при приеме и увольнении с работы.

Гендерноасимметричные тенденции концентрации мужского и женского труда в различных профессиональных сферах. Скрытая безработица "с женским лицом". Женщины в неформальном секторе экономики: формы дискриминации.

Трудовой кодекс 2002 года и его возможное влияние на гендерное измерение занятости.

Гендерная специфика поведения работника при увольнении, переживаниях последствий безработицы, в ходе поиска работы, профессиональной переподготовки и приема на работу. Учет зарубежного опыта. Оплачиваемый и неоплачиваемый труд женщин как экономическая проблема.

ТЕМА 10. ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ НА ВЫБОР ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ (4 часа).

Сущностная характеристика жизненных стратегий как способности к самостоятельному построению своей жизни.

Детерминанты экономического поведения женщин и мужчин: ценностные ориентации, потребности, интересы, гендерная идентичность, профессиональная идентификация, уровень гендерного неравенства, условия для профессиональной самореализации.

Классификация жизненных стратегий по целеполаганию: выживание, успех, благосостояние.

Компоненты каждой из стратегий применительно к гендерной самоидентификации мужчин и женщин.

Факторы, определяющие гендерную специфику жизненной стратегии личности в современном российском обществе. Гендерная специфика экономического поведения населения на потребительском рынке.

Семейная самоидентификация личности и построение жизненных планов. Семья и карьера в жизни женщины.

Влияние гендерных стеротипов на выбор профессии: что есть на рынке труда "женское и "мужское" дело. Факторы, сдерживающие карьерные устремления девушек.

ТЕМА 11. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

Понятие "профессиональная карьера" как поступательное движение личности в какой-либо сфере деятельности; изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с профессиональной деятельностью.

Профессиональная карьера в системе ценностей мужчин и женщин (по данным социологических исследований). Ранжирование значимости атрибутов карьеры для мужчин и женщин (получение больших полномочий, более высокого статуса, власти, материального благополучия).

Факторы, влияющие на осуществление профессиональной карьеры: качественные характеристики женской ии мужской рабочей силы (уровень квалификации, владение новыми информационными технологиями и т.д.), степень бытовой загруженности (как правило, у женщин значительно выше, чем у мужчин, что сдерживает их карьерные устремления), степень гендерной стереотипизации массового сознания, уровень интернальности (ориентации на собственные силы) и экстернальности (зависимости от государства).

Семейная идентификация личности и ее профессиональная карьера. Типология женщин в зависимости от их профессиональной и семейной идентификации: женщины, ориентированные на карьеру, на профессиональный труд, на неполный рабочий день и уход за детьми, на ведение домашнего хозяйства.

Профессиональная карьера и семья в жизненной стратегии мужчин: расстановка приоритетов.

Различия в профессиональном целеполагании и целедостижении мужчин и женщин; образование как фундамент карьеры (прерывистость у женщин, непрерывный характер у мужчин); женщины способствуют росту профессиональной мобильности мужчин за счет собственных перспектив, освобождая их от выполнения домашних обязанностей; гендерные различия в доминантах профессиональной карьеры (у женщин - интересы семьи, у мужчин - реализация профессионального потенциала, успех).

Гендерный анализ карьеры по ее видам: изучение длительности прохождения каждого этапа карьеры представителями различных социополовых групп, выявление сходства и различий у женщин и мужчин. Четыре модели служебной карьеры.

Карьера "трамплин" как длительный подъем по служебной лестнице с постпенным ростом потенциала, знаний, опыта и квалификации специалиста. На определенном этапе работник занимает высшую для него должность и старается удержаться в ней в течение длительного времени, затем "прыжок с трамплина" - уход на пенсию. Характерна как для мужчин, так и для женщин - специалистов и руководителей.

Модель карьеры "лестница" предусматривает, что каждая ступенька служебной карьеры представляет собой определенную должность, которую работник занимает фиксированное время (не более 5 лет). Каждую новую должность работник занимает, как правило, после повышения квалификации. Характерна в большей степени для мужчин.

Модель карьеры "змея" предусматривает горизонтальное продвижение работника с одной должности на другую путем назначения с занятием каждой непродолжительное время (1-2 года). Характерна для обоих полов.

Модель карьеры "перепутье" предполагает по истечении определенного фиксированного или переменного срока работы прохождение руководителем или специалистом комплексной оценки (аттестации), по результатам которой принимается решение о повышении, перемещении или понижении в должности. Характерна в больше степени для женщин.

ТЕМА 13. ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (2 часа).

Основные направления работы линейных руководителей промышленной организации, требующие применения гендерного подхода:

анализ рынка труда;

разработка стратегии управления персоналом, планирование и прогнозирование потребности в персонале;

формирование кадровой политики и контроля деловой карьеры;

разработка системы средств стимулирование труда;

формирование социальной инфраструктуры;

подготовка и повышение квалификации кадров;

организация рекламы.

Цели реализации гендерного подхода в практической деятельности промышленной организации:

устранение гендерного дисбаланса в структуре управленческих кадров;

создание мужчинам и женщинам равных шансов при приеме на работу, повышения квалификации,

продвижении по службе;

достижение гендерной симметрии в оплате труда, системе морального и материального поощрения.

Технологии осуществления гендерно-чувтсвительного стиля руководства:

Разработка систем оценки претендентов на вакантную должность, способствующих снижению гендерной асимметрии. Оценка профессиональной компетенции кадров с использованием анкет, тестов без указания пола. Устранение дискриминации по полу в рекламных объявлениях при наборе персонала.

Создание системы планирования, прогнозирования и маркетинга персонала с учетом профессиональной компетентности, элиминирующей половую принадлежность.

Разработка программы поддержки мужчин женщин, ориентированных на карьеру. Внедрение режима повышения квалификации, удобного для женщин и мужчин, выполняющих семейные обязанности.

Мониторинг системы оплаты труда с целью выявления и устранения гендерной аисиметрии.

Гендерный анализ системы морального поощрения работников.

Диверсификация социальной инфраструктуры организации: медицинского обслуживания персонала, удовлетворения потребностей в дошкольных учреждениях, санотороно-курортном лечении, организации летнего отдыха детей.

Гендерное образование управленческого персонала.

ТЕМА 14. ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РАБОТЫ СОЦИОЛОГОВ И ПСИХОЛОГОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ (2 часа).

Сферы профессиональной деятельности, требующие гендерного подхода:

определение системы ценностей и предпочтений у мужчин и женщин на производстве;

выявление гендерных стереотипов в сознании персонала промышленных предприятий;

создание социально-психологического климата, багоприятного для повышения эффективности

работы персонала независимо от половой принадлежности;

консалтинг линейных руководителей при реализации гендерного подхода в их практической деятельности.

Способы реализации гендерного подхода: консультирование, проведение мониторинга общественного мнения, социального настроения и ценностных ориентаций работников, социологических опросов, психологических тренингов; гендерная экспертиза рекламной продукции, управленческих решений, планов и программ.

Изучение качественных характеристик работы, значимых для мужчин и женщин на промышленном предприятии, закрепленных в гендерных стереотипах: уровень оплаты труда и возможность его повышения; статусные характеристики занимаемой должности и возможность карьерного роста; содержательность и интересный характер работы; максимальное использование своей квалификации и возможность ее повышения; наличие социальных гарантий на производстве; график работы предприятия; близость места работы и места жительства; развитость социальной инфраструктуры; благоприятный моральный климат.

Выявление гендерный стереотипов при выборе работниками ценностных приоритетов в работе, при формировании их социальных ожиданий, реализации на практике способов и методов социальной активности, определение степени их влияния на внедрение новшество и социально-экономических изменений в производство.

Выявление каналов поддержания гендерных стереотипов, наиболее характерных для данной организации. Определение социальных групп, где преобладают гендерные стереотипы, работа в этих группах.

Корректировка стиля работы руководителя, оптимального для разных типов коллективов: с преобладанием мужского труда, с преобладанием женского труда; смешанного типа.