Эксоцман
на главную поиск contacts

Гендерные репрезентации в масс медиа и визуальной культуре: методология анализа

Опубликовано на портале: 18-09-2004
Язык: Русский
Тематический раздел: Гендерная социология: Гендерные репрезентации в культуре

Aннотация:
В учебной программе «Гендерные репрезентации в масс медиа и визуальной культуре: методология анализа» раскрываются следующие темы: Понятие репрезентации, репрезентация и идеология: анализ идеологии как дискурса, критика концепций, семиотика рекламного текста: «качественные» VS «количественные» методы анализа гендерных репрезентаций в СМИ, телевизионные «технологии гендера» и другие.
Данный курс читается в формате месячного специализированного курса «Гендерная социология».

Объем курса - 12 часов.

К содержанию курса «Гендерные репрезентации в масс медиа и визуальной культуре: методология анализа» прилагается: список рекомендованной литературы, сформированный отдельно по темам.





Учебно-тематический план курса «Гендерные репрезентации в масс медиа и визуальной культуре: методология анализа»:

ТЕМА 1. Понятие репрезентации
Семиотические и философские определения репрезентации. Репрезентация и неограниченный семиозис (Ч.С.Пирс). Репрезентация как интерпретация. Три модели репрезентации – миметическая, интенциональная и конструктивистская (С.Холл, Г.Спивак). Политическое значение термина «репрезентация»: репрезентация и легитимность политических субъектов. Этическое измерение репрезентации и проблема ответственности (Р.Салецл).
Эпистемологический статус «реальности» в исследованиях по массовой коммуникации. Устранение референта (Дж.Батлер) как условие для манипуляций в масс медиа.
Screening: Стюарт Холл «Репрезентация» на английском языке – 2 часа, включая обсуждение

ТЕМА 2. Репрезентация и идеология: анализ идеологии как дискурса Критика концепций «постидеологического» состояния. Идеология как тотальность, покрывающая все социальное поле, внедряющаяся в повседневность и обыденный язык; как связное высказывание, маскирующее противоречия и совершающего смысловые подстановки.
Теория идеологии в постмарксизме (от Маркса и Грамши до Альтюссера и Жижека). Идеология и реальность: аллюзия/иллюзия (Альтюссер). Идеология и репрезентация: «идеология восполняет пустоту утраченного объекта» (С.Жижек). Идеология как эллиптический дискурс. «Невидимость» идеологии. Идеология в языке и визуальных репрезентациях. Понятие «базового кинематографического аппарата» (Ж.-Л.Бодри): интерпелляция и визуальные технологии.
Понятие «интерпелляции» (Альтюссер) и проблема формирования субъекта. «Идеологическая пристежка» и «плавающие означающие» в идеологии (С.Жижек). Субъективность и практики исключения из репрезентации (Дж.Батлер). Систематическое отождествление властью политических и гендерных субъектов: гомосексуального и оппозиционного, феминистского (как политического) и женского.

ТЕМА 3. Семиотика рекламного текста: «качественные» VS «количественные» методы анализа гендерных репрезентаций в СМИ
Семиология как наука о знаках; ее концептуальный аппарат и основные представители. Значение семиотики для современной теории массовой коммуникации. Семиотика и/или контент-анализ (Л.Ван Зунен, М.Маккуэйл).
Применение методов нарратологии и структурного анализа в изучении рекламы (модели В.Проппа, К.Леви-Стросса, А.Греймаса, К.Бремона, Ж.Женетта и др.). Особенности анализа вербальных и визуальных средств репрезентации. Модель коммуникации по Якобсону и ее критика: «кодирование-декодирование» (С.Холл).
«Риторика образа» Р.Барта. Денотация и коннотация (Р.Барт,У. Эко). Культурные конвенции (понятие пресуппозиции) и интертекстуальные коды. Проблема уровней рецепции. Визуальный и вербальный уровни означивания: проблема автономности изображения. Вербальные и паравербальные средства.
Проблема «фокализации» (нарративной инстанции) и репрезентация гендера. «Символическая аннигиляция» женщины в масс медиа.Гендерные аспекты в рекламе высоких технологий (компьютеры, машины и пр.).

ТЕМА 4. Телевизионные «технологии гендера»
Телевидение в структуре современной культуры и повседневной жизни. Власть в семье и ее проявление в формировании «зрительских привычек». Различие рецептивных установок мужчин и женщин в просмотре телевизионных программ: времяпровождение или пустая трата времени? Ритуалы социализации и феномен телесериала, удовольствие и политика. Фрагментация и гетерогенность женской аудитории.
Феминистские исследования женской аудитории и феномена сериалов в 1980-1990-х гг. Гендер и жанр на постсоветском ТВ: «мыльные оперы», мексиканский «розовый роман», женские и мужские сериалы, мелодрамы, «реалистик-шоу» («За стеклом» и пр.) и др. Множественность линий идентификации (по половому, расовому, этническому, классовому признакам), предлагаемая сериалами. Контекстуальная обусловленность рецепции западных сериалов в пост-советских странах..

(Формы контроля могут варьироваться в зависимости от формата курса.) Окончательная оценка выставляется по результатам защиты итоговой письменной работы слушателя по тематике, соответствующей проблематике курса.


Программа курса:
http://www.sociology.ru/cougenusm.html#1...

Ключевые слова

См. также:
С.В. Гриненко, Елена Константиновна Задорожняя, Инна Сергеевна Найденко
TERRA ECONOMICUS. 2017.  Т. 15. № 4. С. 64-78. 
[Статья]
Елена Ростиславовна Ярская-Смирнова, Павел Васильевич Романов
Социологические исследования. 2006.  № 5. С. 117-127. 
[Статья]
Наталья Сергеевна Ладыжец
[Учебная программа]