Эксоцман
на главную поиск contacts

Введение в гендерную педагогику

Опубликовано на портале: 07-09-2004
Кафедра: кафедра теории и практики воспитательных систем
Дисциплина: Гендерная педагогика
Язык: Русский
Тематические разделы: Социология, Гендерная социология, Гендерная социология: Теория и методология гендерных исследований

Aннотация:
Спецкурс (18 часов) рассчитан на педагогов школ, вступающих в должность или повышающих квалификацию; студентов педагогических вузов, колледжей, училищ; специалистов по воспитательной работе (методисты, завучи). Цель курса - ознакомить педагогов с основами гендерного подхода к процессу социализации детей и подростков. В курсе рассматриваются основные понятия гендерной теории: гендерная идентичность, фемининность, маскулинность, гендерная социализация, гендерные стереотипы и пр. Курс дополнен лекциями, освещающими психологические аспекты половых различий и дискуссию о раздельном обучении.



КРАТКАЯ РАЗРАБОТКА КУРСА

Тип занятий: лекции с включением практических заданий и элементами дискуссии

Тематический план курса

Тема лекции. Практическое задание. Количество часов

1. Теоретические основы гендерной педагогики. 2 часа
2. Гендерная идентичность и ее формирование в детском возрасте. Составление группового образа фемининности-маскулинности. 4 часа
3. Гендерная социализация детей. Гендерный анализ продуктов СМИ и их влияния на гендерную социализацию детей. 4 часа
4. Психология половых различий. 2 часа
5. Гендерные стереотипы в школе и способы их нейтрализации. Проведение гендерной экспертизы учебных материалов. 4 часа
6. Раздельное обучение: за и против. Дискуссия. 2 часа

Основная литература:

Арутюнян М.Ю. Гендерные отношения в семье // Материалы Первой Российской школы по женским и гендерным исследованиям "Валдай-96" . - М., 1997.

Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки: два разных мира. СПб, 2000.

Каган В.Е. Половое воспитание детей: медико-психологические аспекты. Л., 1988.

Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб, 1997.

Кон И.С. Вкус запретного плода: сексология для всех. - М., 1997.

Кон И.С. Меняющийся мужчина в меняющемся мире / Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. - Мурманск, 2001. Ч.1. С.73-93.

Наследова Г.А., Тихомирова Е.М. К вопросу о психологическом обосновании целесообразности раздельного обучения / Женский вопрос в контексте национальной культуры: психологический подход. - СПб, 2000.

Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности. - М., 1996.

Попова Л.В. Что нужно знать воспитателям о том, как мальчики и девочки научаются быть мужчинами и женщинами / Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. - Мурманск, 2001. Ч.1. С.40-48.

Пушкарева Н.Л. Гендерная асимметрия современной социализации и перспективы гендерной педагогики / Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. - Мурманск, 2001. Ч.1. С.25-32.

Рабжаева М. Круглый стол: "Раздельное обучение: за и против" // Посиделки: Информационный листок. - М., 2002, №3.

Штылева Л.В. Основные понятия и важнейшие термины / Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. - Мурманск, 2001. Ч.2. С.77-87.

Штылева Л.В. Оценка эффективности гендерного просвещения педагогов как социальной технологии изменения профессионального сознания / Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. - Мурманск, 2001. Ч.1. С.58-67.

Штылева Л.В., Пушкарева Н.Л От теории к практике. Как мы можем это изменить? / Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. - Мурманск, 2001. Ч.1. С.94-104.

Ярская-Смирнова Е.Р. Неравенство или мультикультурализм // Высшее образование в России. №4, 2001. С.102-110

http://www.gender.ru/russian/training/pr...
- Программа курса

Ключевые слова

См. также:
Ирина Андреевна Тупицына, Полина Витальевна Румянцева
[Учебная программа]
Надежда Константиновна Радина
[Учебная программа]
Виктория Анатольевна Суковатая
Социология: теория, методы, маркетинг. 2009.  No. 2. P. 67-95. 
[Статья]
Игорь Семенович Кон
[Книга]
Елена Николаевна Махмутова
[Учебная программа]