Введение в гендерную педагогику
Опубликовано на портале: 07-09-2004
|
Aннотация:
Спецкурс (18 часов) рассчитан на педагогов школ, вступающих в должность или повышающих квалификацию; студентов педагогических вузов, колледжей, училищ; специалистов по воспитательной работе (методисты, завучи). Цель курса - ознакомить педагогов с основами гендерного подхода к процессу социализации детей и подростков. В курсе рассматриваются основные понятия гендерной теории: гендерная идентичность, фемининность, маскулинность, гендерная социализация, гендерные стереотипы и пр. Курс дополнен лекциями, освещающими психологические аспекты половых различий и дискуссию о раздельном обучении.
Спецкурс (18 часов) рассчитан на педагогов школ, вступающих в должность или повышающих квалификацию; студентов педагогических вузов, колледжей, училищ; специалистов по воспитательной работе (методисты, завучи). Цель курса - ознакомить педагогов с основами гендерного подхода к процессу социализации детей и подростков. В курсе рассматриваются основные понятия гендерной теории: гендерная идентичность, фемининность, маскулинность, гендерная социализация, гендерные стереотипы и пр. Курс дополнен лекциями, освещающими психологические аспекты половых различий и дискуссию о раздельном обучении.
КРАТКАЯ РАЗРАБОТКА КУРСА
Тип занятий: лекции с включением практических заданий и элементами дискуссии
Тематический план курса
Тема лекции. Практическое задание. Количество часов
1. Теоретические основы гендерной педагогики. 2 часа
2. Гендерная идентичность и ее формирование в детском возрасте. Составление группового образа фемининности-маскулинности. 4 часа
3. Гендерная социализация детей. Гендерный анализ продуктов СМИ и их влияния на гендерную социализацию детей. 4 часа
4. Психология половых различий. 2 часа
5. Гендерные стереотипы в школе и способы их нейтрализации. Проведение гендерной экспертизы учебных материалов. 4 часа
6. Раздельное обучение: за и против. Дискуссия. 2 часа
Основная литература:
Арутюнян М.Ю. Гендерные отношения в семье // Материалы Первой Российской школы по женским и гендерным исследованиям "Валдай-96" . - М., 1997.
Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки: два разных мира. СПб, 2000.
Каган В.Е. Половое воспитание детей: медико-психологические аспекты. Л., 1988.
Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб, 1997.
Кон И.С. Вкус запретного плода: сексология для всех. - М., 1997.
Кон И.С. Меняющийся мужчина в меняющемся мире / Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. - Мурманск, 2001. Ч.1. С.73-93.
Наследова Г.А., Тихомирова Е.М. К вопросу о психологическом обосновании целесообразности раздельного обучения / Женский вопрос в контексте национальной культуры: психологический подход. - СПб, 2000.
Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности. - М., 1996.
Попова Л.В. Что нужно знать воспитателям о том, как мальчики и девочки научаются быть мужчинами и женщинами / Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. - Мурманск, 2001. Ч.1. С.40-48.
Пушкарева Н.Л. Гендерная асимметрия современной социализации и перспективы гендерной педагогики / Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. - Мурманск, 2001. Ч.1. С.25-32.
Рабжаева М. Круглый стол: "Раздельное обучение: за и против" // Посиделки: Информационный листок. - М., 2002, №3.
Штылева Л.В. Основные понятия и важнейшие термины / Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. - Мурманск, 2001. Ч.2. С.77-87.
Штылева Л.В. Оценка эффективности гендерного просвещения педагогов как социальной технологии изменения профессионального сознания / Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. - Мурманск, 2001. Ч.1. С.58-67.
Штылева Л.В., Пушкарева Н.Л От теории к практике. Как мы можем это изменить? / Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. - Мурманск, 2001. Ч.1. С.94-104.
Ярская-Смирнова Е.Р. Неравенство или мультикультурализм // Высшее образование в России. №4, 2001. С.102-110
Тип занятий: лекции с включением практических заданий и элементами дискуссии
Тематический план курса
Тема лекции. Практическое задание. Количество часов
1. Теоретические основы гендерной педагогики. 2 часа
2. Гендерная идентичность и ее формирование в детском возрасте. Составление группового образа фемининности-маскулинности. 4 часа
3. Гендерная социализация детей. Гендерный анализ продуктов СМИ и их влияния на гендерную социализацию детей. 4 часа
4. Психология половых различий. 2 часа
5. Гендерные стереотипы в школе и способы их нейтрализации. Проведение гендерной экспертизы учебных материалов. 4 часа
6. Раздельное обучение: за и против. Дискуссия. 2 часа
Основная литература:
Арутюнян М.Ю. Гендерные отношения в семье // Материалы Первой Российской школы по женским и гендерным исследованиям "Валдай-96" . - М., 1997.
Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки: два разных мира. СПб, 2000.
Каган В.Е. Половое воспитание детей: медико-психологические аспекты. Л., 1988.
Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб, 1997.
Кон И.С. Вкус запретного плода: сексология для всех. - М., 1997.
Кон И.С. Меняющийся мужчина в меняющемся мире / Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. - Мурманск, 2001. Ч.1. С.73-93.
Наследова Г.А., Тихомирова Е.М. К вопросу о психологическом обосновании целесообразности раздельного обучения / Женский вопрос в контексте национальной культуры: психологический подход. - СПб, 2000.
Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности. - М., 1996.
Попова Л.В. Что нужно знать воспитателям о том, как мальчики и девочки научаются быть мужчинами и женщинами / Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. - Мурманск, 2001. Ч.1. С.40-48.
Пушкарева Н.Л. Гендерная асимметрия современной социализации и перспективы гендерной педагогики / Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. - Мурманск, 2001. Ч.1. С.25-32.
Рабжаева М. Круглый стол: "Раздельное обучение: за и против" // Посиделки: Информационный листок. - М., 2002, №3.
Штылева Л.В. Основные понятия и важнейшие термины / Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. - Мурманск, 2001. Ч.2. С.77-87.
Штылева Л.В. Оценка эффективности гендерного просвещения педагогов как социальной технологии изменения профессионального сознания / Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. - Мурманск, 2001. Ч.1. С.58-67.
Штылева Л.В., Пушкарева Н.Л От теории к практике. Как мы можем это изменить? / Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. - Мурманск, 2001. Ч.1. С.94-104.
Ярская-Смирнова Е.Р. Неравенство или мультикультурализм // Высшее образование в России. №4, 2001. С.102-110
|
http://www.gender.ru/russian/training/pr... - Программа курса |
Ключевые слова
гендерная идентичность гендерная социализация гендерные стереотипы маскулинность раздельное обучение фемининность
См. также:
Социология: теория, методы, маркетинг.
2009.
No. 2.
P. 67-95.
[Статья]
[Книга]
[Учебная программа]
[Учебная программа]
[Учебная программа]