Эксоцман
на главную поиск contacts

Гендер и право

Опубликовано на портале: 06-09-2004
Факультет: факультет управления и социологии
Кафедра: Кафедра социологии и политологии, Центр женской истории и гендерных исследований
Язык: Русский
Тематические разделы: Социология, Гендерная социология, Гендерная социология: Теория и методология гендерных исследований

Aннотация:
Междисциплинарный курс (34 часа), разработанный для студентов 1 - 5 курсов всех факультетов вузов г.Твери, аспирантов, магистрантов, активисток женских неправительственных организаций.

В качестве методологического фрейма изложения курса предлагается социально-конструктивистский подход. Автор предлагает комплексный анализ отрасли права в гендерной перспективе. В частности, в курсе рассматриваются проблемы конструирования и (вос)производства гендерных категорий (правосубъектов) и отношений в контексте права, особенности языка юриспруденции и их возможности конструирования властных отношений и гендерного неравенства в праве.

Рассматривается отраслевая структура российского права в гендерной перспективе. Права женщин анализируются в контексте международного и российского права. Курс предложено проводить преимущественно в интерактивной лекционной форме.



КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КУРСА

Основная проблематика
Гендер и право с позиций социально-конструктивистского подхода.

Право как технология / ресурс (ре) конструирования и (вос) производства гендерных категорий (правосубъектов) и отношений.

Двойная дискурсивная сила языка юриспруденции.

Языковые ресурсы конструирования властных отношений и гендерного неравенства в праве (текстах законов, ситуациях взаимодействия юрист - клиент и зале суда).

Отраслевая структура российского права: гендерная характеристика.

"Права женщин" в контексте международного и российского права.

"Сексуальность", "тело" и закон. Феминистская критика права.

Форма занятий:

Каждое занятие, кроме вводного (знакомство, интерактивные упражнения, лекция) и заключительного ("круглый стол" по темам, выбранным слушательницами), состоит из лекции и семинара. Семинар включает в себя дискуссию/и по теме, относящейся к предыдущей лекции, и / или интерактивное упражнение (см. ниже).

Интерактивное упражнение:
дискурсивный анализ текста (Семейный кодекс и / или Конституция РФ - отрывки) (1)

Рекомендуемая литература (приводится выборочно):

Бородина, А.В. Гендерные исследования и правоведение: проблемы преподавания правовых дисциплин с гендерной точки зрения // Социальное неравенство и образование: проблема, исследования, действия (материалы международного семинара 16 - 17 февраля 2001 года), Саратов, 2001. С. 282 - 288.

Бородина, А.В. Права женщин: академический дискурс и образовательный процесс // Женщины. История. Общество. Сборник научных статей под общей редакцией В.И. Успенской, Тверь, 2002. С. 77 - 98.

Бородина, А.В. Проблема интеграции гендерных исследований в преподавание правовых дисциплин: общая характеристика // Пути и перспективы интеграции гендерных методов в преподавание социально-гуманитарных дисциплин (материалы научной конференции 2 4 июня 2000 года), Тверь, 2000. С. 53 - 56.

Введение: Женщина и права человека // Мертус, Джулия (в соавторстве с Малликой Датт и Нэнси Флауэрс). Права женщин - права человека. Пособие для учебных занятий, "ГЛАС", Москва, 1996. С. 9 - 12.

Гендерная экспертиза российского законодательства (2)(ответственный редактор Л.Н. Завадская), Москва, издательство БЕК, 2001.

Гендерные вопросы в сфере права // Проблемы конституционализма. Сборник научных трудов под ред. Е.И. Гаповой, Минск, 1998.

Поленина, С.В. Гендерная проблематика в праве: права женщин // Введение в гендерные исследования. Часть первая. Учебное пособие (под ред. И. Жеребкиной), Харьков, ХЦГИ, Санкт - Петербург, Алетейя, 2001. С. 606 - 634 (3).

Фогель, Лиз. По ту сторону равенства: некоторые феминистские вопросы // Введение в гендерные исследования. Часть вторая. Хрестоматия (под ред. С. Жеребкина), Харьков, ХЦГИ, Санкт - Петербург, Алетейя, 2001. С. 905 - 928.

---------------------------------------

(1) В основу подобных интерактивных упражнений положена методика феминистского анализа текстов (см. об этом: Ярская-Смирнова, Е. Феминистский анализ текстов // Ярская-Смирнова, Е. Одежда для Адама и Евы. Очерки гендерных исследоаний, М., 2001. С. 52 - 71). При проведении данного упражнения используется также техника, разработанная А. Темкиной и Е. Здравомысловой для группового анализа текста с целью выявления в нём и последующей деконструкции гендерных отношений / категорий (см.: Здравомыслова, Е., Темкина, А. Создание гендерной идентичности: методика анализа интервью // Гендерные исследования, 2000, № 5. С. 211 - 224).

(2) Данное пособие рекомендуется для чтения. В качестве раздаточного материала предполагается использовать отдельные главы.

(3) Для чтения также рекомендуется: Поленина, С.В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект, Москва, 2000.

http://www.gender.ru/russian/training/pr...
- Программа курса

Ключевые слова

См. также:
Валентина Ивановна Андреева, Юрий Николаевич Коршунов, Ирина Александровна Костян, Маргарита Ивановна Кучма, Алия Фаварисовна Нуртдинова, Татьяна Михайловна Савицкая, Борис Александрович Шеломов
[Книга]
Игорь Борисович Погребов
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2004.  № 2(70). С. 95-100. 
[Статья]
Геннадий Викторович Каныгин
Социологические исследования. 2006.  № 11. С. 19-28. 
[Статья]
Ольга Александровна Воронина, Елена Викторовна Кочкина
[Учебная программа]