Эксоцман
на главную поиск contacts

Введение в методологию социальных наук

Опубликовано на портале: 28-08-2004
Факультет: политических наук и социологии
Язык: Русский
Тематические разделы: Социология, Методология социологии

Aннотация:
«Введение в методологию социальных наук» Курс ведется в формате семинаров, на которых основную нагрузку несут ведущие, назначаемые преподавателем к каждому семинару (за исключением первого) из числа слушателей. Ведущие встречаются с преподавателем за один-два дня до очередного семинара.
На этих встречах рассматривается материал семинара и намечаются основные темы для обсуждения.
В ходе семинара преподаватель участвует в обсуждении наряду со всеми и одновременно оценивает работу ведущих и рядовых участников семинара.
В конце курса слушателям предлагается написать небольшую (3-7 страниц) работу, в которой они должны изложить и защитить свою собственную методологическую позицию.

К содержанию курса «Введение в методологию социальных наук» прилагается список рекомендованной литературы.





Учебно-тематический план курса «Введение в методологию социальных наук»:

  • 1. Знакомство. Обзор и задачи первой части курса. Историцизм и позитивизм на рубеже веков.
  • 2. Эмиль Дюркгейм и марксистская перспектива.
  • 3. "Понимающая социология" Макса Вебера. Сравнение классических перспектив.
  • 4. Case study как основной метод чикагской школы. Критика "статистического метода" Ф. Знанецким и Г. Блумером.
  • 5. Техника массовых опросов как вызов и альтернатива чикагской школе. Логический позитивизм. Операционизм. Гипотетико-дедуктивный метод. Теории среднего диапазона.
  • 6. Альтернатива чикагской школы. Аналитическая индукция. Натуралистическое исследование. Заземленные теории.
  • 7. Подведение итогов. Предпосылки и допущения дедуктивного и индуктивного методов. Социология как наука множественных парадигм.

Неучастие хотя бы в одном семинаре или несдача в срок работы без уважительной причины влекут выведение неудовлетворительной оценки за весь курс. В исключительных случаях и по согласованию с преподавателем участие в семинаре может быть замещено письменной работой по теме данного семинара.
Таким образом, оценка за курс складывается из трех компонентов: 1) работы в семинаре в качестве участника, 2) работы в семинаре в качестве ведущего участника и 3) письменной работы.


«Введение в методологию социальных наук»:
http://eu.spb.ru/socio/courses/course2.d...

Ключевые слова

См. также:
Владимир Валентинович Лапкин, Владимир Игоревич Пантин
ПОЛИС: Политические исследования. 1999.  № 6.
[Статья]
Александр Анатольевич Ослон, Елена Серафимовна Петренко, Борис Зусманович Докторов
[Книга]
E. Roy Weintraub
[Учебная программа]
Сергей Владимирович Туманов, Александр Tенгизович Гаспаришвили
Социологические исследования. 1993.  № 6. С. 36-41. 
[Статья]
Валерий Борисович Якубович
Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 1995.  № 5-6. С. 16-27. 
[Статья]