Эксоцман
на главную поиск contacts

Социология гендера

Опубликовано на портале: 11-08-2004
Факультет: Философский
Кафедра: социологии
Язык: Русский
Тематические разделы: Социология, Гендерная социология, Социология семьи

Aннотация:
Основное содержание курса «Социология гендера» посвящено изучению гендера как базовой характеристики социального порядка. Анализируется не только концепция гендера, но и ее эволюция.
Рассматривается структура, динамика, соотношение и социальное конструирование ролей мужчин и женщин в обществе.
Представлены теоретические и эмпирические аспекты данного вопроса.
Социальные роли мужчин и женщин и их отношения анализируются на макро- и микро — уровнях с точки зрения функционализма, теории конфликта, интерпретативных теорий в социологии и феминистской теории. Рассматриваются вопросы методологии гендерных исследований в социологии.

Объем данного курса - 32 часа.

К содержанию программы прилагается список рекомендованной литературы





Учебно-тематический план курса «Социология гендера»:

    Раздел 1. Теоретическая перспектива

  1. Тема 1.1. Вводная лекция — 2 часа.
  2. Тема 1.2. Концепция гендера: основные понятия, сущность, уровни и компоненты. Гендерные исследования за рубежом и в России: этапы и основные исследовательские вопросы. Социологические теории, объясняющие социальные роли мужчин и женщин. Структурный функционализм: Э. Дюркгейм и идея супружеской солидарности; Т.Парсонс и идея инструментальных и экспрессивных ролей. Теория конфликта: идея частной собственности (Ф. Энгельс); идеи власти и неравного доступа к ресурсам (H. Hacker, R. Collins, S. Coltrane) . Интерпретативные теории: символический интеракционизм (Дж. Г. Мид); социальное конструирование реальности (П. Бергман и Т. Лукман); драматургический интеракционизм (И. Гоффман); этнометодология (Г. Гарфинкель) — 4 часа.
  3. Тема 1.3. Феминизм как теория, социальная практика и идеология. Основные течения феминизма. Понятия: патриархальная культура, мужское доминирование, сексизм. Прошлое и настоящее феминизма. Феминистская парадигма в России. — 2 часа.
  4. Тема 1.4. Методология гендерных исследований в социологии: основные принципы, подходы и методы. — 2 часа.
  5. Письменная контрольная работа — 2 часа

    Раздел 2. Историческая перспектива

  6. Тема 2.1. Эволюция (сущность и особенности) социальных ролей мужчин и женщин: от древнего мира к новейшему времени. Исследовательские возможности исторической перспективы. Основные факторы, повлиявшие на изменение гендерных ролей в XX веке. Роль мужчин и женщин в истории: объяснительные концепции.

    Раздел 3. Гендерное развитие

  7. Тема 3.1. Уровни гендерного развития — физический, психологический, социальный. Физические особенности мужчин и женщин (хромосомные, гормональные, репродуктивные, антропометрические). Физическое и психическое здоровье мужчин и женщин. Проблема психологических и ментальных сходств и различий у мужчин и женщин (агрессия, эмоциональность, умственные способности, одаренность). Понятие гендерной социализации. Факторы, влияющие на гендерную социализацию: культурные нормы и ценности общества, социальный контроль, субкультуры, расовая, национальная и классовая принадлежности. Теории гендерной социализации (теория социального научения, теория когнитивного развития, теория гендерной схемы). Основные агенты гендерной социализации: семья, школа, сверстники, масс — медиа (журналы, реклама, TV). Гендер и жизненные циклы человека: раннее детство, юность, взрослость, старость. — 4 часа.
  8. Тема 3.2. Гендерные стереотипы и гендерное развитие. Сущность и содержание гендерных стереотипов. — 2 часа.
  9. Тема 3.3. Гендерная визуализация социального пространства. Образы современного мужчины и современной женщины. Политики и средства репрезентации гендерных образов. Роль средств массовой информации в формировании образов. — 2 часа.
  10. 3.4. Письменная контрольная работа — 2 часа.

    Раздел 4. Гендерные роли и отношения в фокусе социальных институтов

  11. Тема 4.1. Социальные позиции мужчин и женщин. Основные понятия: социальная роль, социальный статус, социальная дискриминация, гендерная стратификация, гендерная асимметрия. Соотношение приватной и публичной сферы. Социальные институты как средство конструирования гендерных ролей и гендерного контроля. — 2 часа.
  12. Тема 4.2. Структура социальных ролей мужчин и женщин. Гендерные аспекты занятости. Специфика женской и мужской сфер занятости. Первичная и вторичная сферы занятости. Социально-профессиональные роли мужчин и женщин в кросс-культурной перспективе. Основные мотивы работы мужчин и женщин. Специфика типов профессиональных карьер для женщин и мужчин (снижающая, горизонтальная, слабо растущая и восходящая). Гендерные аспекты безработицы. Проблема совмещения семейных и профессиональных ролей для женщин. Материнство и отцовство как социокультурные феномены. — 2 часа.
  13. Тема 4.3. Бизнес, политика, управление, образование и наука: гендерное измерение. — 2 часа.
  14. Тема 4.4. Тема дискуссии на итоговом практическом занятии: "Социальная дискриминация женщин и мужчин в современном российском обществе: за и против". — 2 часа.

Контроль за результатами обучения: каждый студент должен сделать краткое устное сообщение по предложенной теме, принять участие в небольшом коллективном исследовании, по завершении курса представить письменную творческую работу (эссе) по одной из шести указанных тем на выбор (5-10 страниц), пройти итоговое устное собеседование с преподавателем в форме экзамена.


Учебный курс «Социология гендера»:
http://www.gender.ru/russian/training/pr...

Ключевые слова

См. также: