Социология гендера
Опубликовано на портале: 11-08-2004
|
Aннотация:
Основное содержание курса «Социология гендера» посвящено изучению гендера как базовой характеристики социального порядка. Анализируется не только концепция гендера, но и ее эволюция.
Рассматривается структура, динамика, соотношение и социальное конструирование ролей мужчин и женщин в обществе.
Представлены теоретические и эмпирические аспекты данного вопроса.
Социальные роли мужчин и женщин и их отношения анализируются на макро- и микро — уровнях с точки зрения функционализма, теории конфликта, интерпретативных теорий в социологии и феминистской теории. Рассматриваются вопросы методологии гендерных исследований в социологии.
Основное содержание курса «Социология гендера» посвящено изучению гендера как базовой характеристики социального порядка. Анализируется не только концепция гендера, но и ее эволюция.
Рассматривается структура, динамика, соотношение и социальное конструирование ролей мужчин и женщин в обществе.
Представлены теоретические и эмпирические аспекты данного вопроса.
Социальные роли мужчин и женщин и их отношения анализируются на макро- и микро — уровнях с точки зрения функционализма, теории конфликта, интерпретативных теорий в социологии и феминистской теории. Рассматриваются вопросы методологии гендерных исследований в социологии.
Объем данного курса - 32 часа.
К содержанию программы прилагается список рекомендованной литературы
Учебно-тематический план курса «Социология гендера»:
- Тема 1.1. Вводная лекция — 2 часа.
- Тема 1.2. Концепция гендера: основные понятия, сущность, уровни и компоненты. Гендерные исследования за рубежом и в России: этапы и основные исследовательские вопросы. Социологические теории, объясняющие социальные роли мужчин и женщин. Структурный функционализм: Э. Дюркгейм и идея супружеской солидарности; Т.Парсонс и идея инструментальных и экспрессивных ролей. Теория конфликта: идея частной собственности (Ф. Энгельс); идеи власти и неравного доступа к ресурсам (H. Hacker, R. Collins, S. Coltrane) . Интерпретативные теории: символический интеракционизм (Дж. Г. Мид); социальное конструирование реальности (П. Бергман и Т. Лукман); драматургический интеракционизм (И. Гоффман); этнометодология (Г. Гарфинкель) — 4 часа.
- Тема 1.3. Феминизм как теория, социальная практика и идеология. Основные течения феминизма. Понятия: патриархальная культура, мужское доминирование, сексизм. Прошлое и настоящее феминизма. Феминистская парадигма в России. — 2 часа.
- Тема 1.4. Методология гендерных исследований в социологии: основные принципы, подходы и методы. — 2 часа.
- Письменная контрольная работа — 2 часа
Раздел 2. Историческая перспектива
- Тема 2.1. Эволюция (сущность и особенности) социальных ролей мужчин и женщин:
от древнего мира к новейшему времени. Исследовательские возможности исторической
перспективы. Основные факторы, повлиявшие на изменение гендерных ролей в XX веке.
Роль мужчин и женщин в истории: объяснительные концепции.
Раздел 3. Гендерное развитие
- Тема 3.1. Уровни гендерного развития — физический, психологический, социальный. Физические особенности мужчин и женщин (хромосомные, гормональные, репродуктивные, антропометрические). Физическое и психическое здоровье мужчин и женщин. Проблема психологических и ментальных сходств и различий у мужчин и женщин (агрессия, эмоциональность, умственные способности, одаренность). Понятие гендерной социализации. Факторы, влияющие на гендерную социализацию: культурные нормы и ценности общества, социальный контроль, субкультуры, расовая, национальная и классовая принадлежности. Теории гендерной социализации (теория социального научения, теория когнитивного развития, теория гендерной схемы). Основные агенты гендерной социализации: семья, школа, сверстники, масс — медиа (журналы, реклама, TV). Гендер и жизненные циклы человека: раннее детство, юность, взрослость, старость. — 4 часа.
- Тема 3.2. Гендерные стереотипы и гендерное развитие. Сущность и содержание гендерных стереотипов. — 2 часа.
- Тема 3.3. Гендерная визуализация социального пространства. Образы современного мужчины и современной женщины. Политики и средства репрезентации гендерных образов. Роль средств массовой информации в формировании образов. — 2 часа.
- 3.4. Письменная контрольная работа — 2 часа.
Раздел 4. Гендерные роли и отношения в фокусе социальных институтов
- Тема 4.1. Социальные позиции мужчин и женщин. Основные понятия: социальная роль, социальный статус, социальная дискриминация, гендерная стратификация, гендерная асимметрия. Соотношение приватной и публичной сферы. Социальные институты как средство конструирования гендерных ролей и гендерного контроля. — 2 часа.
- Тема 4.2. Структура социальных ролей мужчин и женщин. Гендерные аспекты занятости. Специфика женской и мужской сфер занятости. Первичная и вторичная сферы занятости. Социально-профессиональные роли мужчин и женщин в кросс-культурной перспективе. Основные мотивы работы мужчин и женщин. Специфика типов профессиональных карьер для женщин и мужчин (снижающая, горизонтальная, слабо растущая и восходящая). Гендерные аспекты безработицы. Проблема совмещения семейных и профессиональных ролей для женщин. Материнство и отцовство как социокультурные феномены. — 2 часа.
- Тема 4.3. Бизнес, политика, управление, образование и наука: гендерное измерение. — 2 часа.
- Тема 4.4. Тема дискуссии на итоговом практическом занятии: "Социальная дискриминация женщин и мужчин в современном российском обществе: за и против". — 2 часа.
Раздел 1. Теоретическая перспектива
Контроль за результатами обучения: каждый студент должен сделать краткое устное сообщение по предложенной теме, принять участие в небольшом коллективном исследовании, по завершении курса представить письменную творческую работу (эссе) по одной из шести указанных тем на выбор (5-10 страниц), пройти итоговое устное собеседование с преподавателем в форме экзамена.
|
Учебный
курс
«Социология
гендера»:
http://www.gender.ru/russian/training/pr... |
Ключевые слова
гендерная социализация гендерная стратификация гендерное исследование гендерные стереотипы патриархальная культура социальная дискриминация социальные роли мужчин и женщин
См. также:
[Интернет-ресурс]
[Учебная программа]
[Учебная программа]
[Учебная программа]
Права женщин в России: законодательство и практика.
2002.
[Статья]
[Интернет-ресурс]