Эксоцман
на главную поиск contacts

Теоретико-методологические основы гендерных исследований

Опубликовано на портале: 10-08-2004
Год: преподаватели социально-экономических и гуманитарных дисциплин
Язык: Русский
Тематические разделы: Социология, Гендерная социология, Гендерная социология: Теория и методология гендерных исследований

Aннотация:
Основные цели курса-специализации «Теоретико-методологические основы гендерных исследований»:
ознакомить слушателей с основными понятиями, подходами и направлениями современной гендерной теории;
показать возможности применения гендерной теории и методологии для проведения социальных и гуманитарных исследований;
подготовить слушателей к использованию гендерной теории при разработке собственных учебных курсов по социальным и гуманитарным наукам;
проанализировать развитие гендерных исследований в России.

Объем курса - специализации «Теоретико-методологические основы гендерных исследований» - 12 часов.

К содержанию программы прилагается список рекомендованной литературы.





Учебно-тематический план курса «Теоретико-методологические основы гендерных исследований» :

    Раздел 1. Социальные и интеллектуальные предпосылки возникновения гендерных исследований как нового типа гуманитарного знания

  • Тема 1. Традиционные философские, социологические и психологические теории пола. Понятия "мужественности" и "женственности" в традиционных философских концепциях. Формирование "нормальной женственности" в психоанализе З. Фрейда. Теория инструментальных и экспрессивных ролей Т. Парсонса. Социобиология (Тайгер и Фокс, Уилсон, Геодакян). Психологическая концепция Э.Эриксона.
  • Тема 2. Феминизм: основные идеи, направления и теории. Социальные и интеллектуальные предпосылки феминизма. Концепции либерального, марксистского, социалистического, радикального, психоаналитического, экзистенциалистского и постмодернистского феминизмов. Феминистская критика традиционной науки. Проникновение феминистской теории в академическую среду – возникновение "Women's studies".

    Раздел 2. Основы гендерной теории и методологии

  • Тема 1. Универсализм и релятивизм культуры в конструировании гендерной системы. Теории патриархата и матриархата. Практика разделения труда в контексте разных культур. Проблема культурного разнообразия.
  • Тема 2. Основные направления гендерной теории. Дифференциация понятий пол и гендер. Гендер в социально-демографических исследованиях. Теория социального конструирования гендера. Гендер как стратификационная категория. Гендер как культурная метафора.
  • Тема 3. Методологические возможности применения гендерного подхода в социологии, политологии, философии, социальной практике.
  • Тема 4. Развитие гендерных исследований в России - основные центры, темы исследований и учебных программ.

Форма преподавания: лекции, семинары, групповые и индивидуальные консультации (тьюториалс). Контроль за результатами обучения: слушатели должны принимать активное участие в аудиторных занятиях, работать индивидуально, представить в срок письменную работу (эссе).


Программа - специализация «Теоретико-методологические основы гендерных исследований»:
http://www.gender.ru/russian/training/pr...

Ключевые слова

См. также:
Лорина Петровна Репина
Общественные науки и современность. 2000.  № 4. С. 123-137. 
[Статья]
Дмитрий Владимирович Воронцов
[Учебная программа]
Ирина Ромуальдовна Чикалова
[Учебная программа]
Мара Утегеновна Сеитова, Светлана Махмутовна Шакирова
[Учебная программа]
Вера Эдуардовна Семенова
[Учебная программа]
Елена Ростиславовна Ярская-Смирнова
Рубеж (альманах социальных исследований). 1998.  № 12. С. 71-87. 
[Статья]