Теоретико-методологические основы гендерных исследований
Опубликовано на портале: 10-08-2004
|
Aннотация:
Основные цели курса-специализации «Теоретико-методологические основы гендерных исследований»:
ознакомить слушателей с основными понятиями, подходами и направлениями современной гендерной теории;
показать возможности применения гендерной теории и методологии для проведения социальных и гуманитарных исследований;
подготовить слушателей к использованию гендерной теории при разработке собственных учебных курсов по социальным и гуманитарным наукам;
проанализировать развитие гендерных исследований в России.
Основные цели курса-специализации «Теоретико-методологические основы гендерных исследований»:
ознакомить слушателей с основными понятиями, подходами и направлениями современной гендерной теории;
показать возможности применения гендерной теории и методологии для проведения социальных и гуманитарных исследований;
подготовить слушателей к использованию гендерной теории при разработке собственных учебных курсов по социальным и гуманитарным наукам;
проанализировать развитие гендерных исследований в России.
Объем курса - специализации «Теоретико-методологические основы гендерных исследований» - 12 часов.
К содержанию программы прилагается список рекомендованной литературы.
Учебно-тематический план курса «Теоретико-методологические основы гендерных
исследований» :
- Тема 1. Традиционные философские, социологические и психологические теории пола. Понятия "мужественности" и "женственности" в традиционных философских концепциях. Формирование "нормальной женственности" в психоанализе З. Фрейда. Теория инструментальных и экспрессивных ролей Т. Парсонса. Социобиология (Тайгер и Фокс, Уилсон, Геодакян). Психологическая концепция Э.Эриксона.
- Тема 2. Феминизм: основные идеи, направления и теории. Социальные и интеллектуальные
предпосылки феминизма. Концепции либерального, марксистского, социалистического,
радикального, психоаналитического, экзистенциалистского и постмодернистского феминизмов.
Феминистская критика традиционной науки. Проникновение феминистской теории в академическую
среду – возникновение "Women's studies".
Раздел 2. Основы гендерной теории и методологии
- Тема 1. Универсализм и релятивизм культуры в конструировании гендерной системы. Теории патриархата и матриархата. Практика разделения труда в контексте разных культур. Проблема культурного разнообразия.
- Тема 2. Основные направления гендерной теории. Дифференциация понятий пол и гендер. Гендер в социально-демографических исследованиях. Теория социального конструирования гендера. Гендер как стратификационная категория. Гендер как культурная метафора.
- Тема 3. Методологические возможности применения гендерного подхода в социологии, политологии, философии, социальной практике.
- Тема 4. Развитие гендерных исследований в России - основные центры, темы исследований и учебных программ.
Раздел 1. Социальные и интеллектуальные предпосылки возникновения гендерных исследований как нового типа гуманитарного знания
Форма преподавания: лекции, семинары, групповые и индивидуальные консультации (тьюториалс). Контроль за результатами обучения: слушатели должны принимать активное участие в аудиторных занятиях, работать индивидуально, представить в срок письменную работу (эссе).
|
Программа
-
специализация
«Теоретико-методологические
основы
гендерных
исследований»:
http://www.gender.ru/russian/training/pr... |
Ключевые слова
гендерная теория пол и гендер понятия "мужественности" и "женственности" социальные и гуманитарные исследования теории пола феминистские теории
См. также:
Общественные науки и современность.
2000.
№ 4.
С. 123-137.
[Статья]
[Учебная программа]
[Учебная программа]
[Учебная программа]
[Учебная программа]
Рубеж (альманах социальных исследований).
1998.
№ 12.
С. 71-87.
[Статья]