Эксоцман
на главную поиск contacts

Качественные методы исследования в изучении социальной идентичности

Опубликовано на портале: 23-07-2004
Факультет: психолого-педагогический
Кафедра: возрастной и педагогической психологии
Год: студенты 4 курса отделения "Психология"
Язык: Русский
Тематические разделы: Социология, Социология личности

Aннотация:
Объем учебного курса «Качественные методы исследования в изучении социальной идентичности» - 34 часа.
Цель данной учебной программы - представить достоинства качественных методов и качественной методологии в целом на материале изучения социальной идентичности.
    Задачи курса включают в себя:
  1. структурировать и наполнить новым содержанием понятие "социальная идентичность";
  2. показать связь качественной методологии с исследованиями гендерной и этнической идентичности;
  3. инициировать опыт исследовательской деятельности в русле использования качественных методов в изучении социальной идентичности
.
Содержание учебной программы направлено на тех, кто намерен вести активную исследовательскую работу, кто собирается консультировать и ориентирован на практику социальной помощи. В программе исследуется понятие - качественные методы, что позволяет вскрыть "индивидуальную реальность" на фоне общих психических закономерностей, поэтому являются необходимым психодиагностическим инструментом в основной работе.
К содержанию программы спецкурса прилагаются:
  • список основных тем
  • список литературы




Учебно-тематический план программы «Качественные методы исследования в изучении социальной идентичности»:
  1. Социальная идентичность: содержание понятия и его место в области социальных наук
  2. Базовые структуры социальной идентичности: гендерная идентичность и этноидентичность
  3. Гендерная социализация: в детском, во взрослом и в пожилом возрасте
  4. Личность в культурах и этносах: этнокультурная вариативность социализации
  5. Количественная и качественная методологии в социально-психологических исследованиях. Преимущества и ограниченность качественных методов
  6. Теоретические и методологические проблемы гендерных исследований. Методология феминистского и гендерного исследования
  7. Биографический метод, его возможности и применение
  8. Включенное наблюдение
  9. Изучение отдельного случая как стратегия и методология
  10. Фокус-группы
  11. Итоговая конференция по курсу.

Курс предполагает значительную работу с основной и дополнительной литературой на русском и английском языках. Для этого в рамках подготовки к курсу собрана хрестоматия, состоящая из статей англоязычных авторов по проблеме изучения социальной идентичности.
Также в рамках курса студентами выполняется значительный объем самостоятельной исследовательской работы в малой группе. На основе усвоения теоретических знаний студенты составляют исследовательские программы, опирающиеся на качественные методы.
Выполняя исследования, студенты на практике учатся работать с качественными методиками, обрабатывать их, интерпретировать результаты.

Учебная программа «Качественные методы исследования в изучении социальной идентичности»:
http://www.gender.ru/russian/training/pr...

Ключевые слова

См. также:
Елена Николаевна Махмутова
[Учебная программа]
Д. Степанович-Захариевская
Социологические исследования. 2008.  № 5. С. 99-104. 
[Статья]
Елена Николаевна Данилова, Владимир Александрович Ядов
Социологические исследования. 2004.  № 10. С. 27-30. 
[Статья]
Виктория Анатольевна Суковатая
Социология: теория, методы, маркетинг. 2009.  No. 2. P. 67-95. 
[Статья]
Алексей Георгиевич Левинсон, Ольга Ивановна Стучевская
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2003.  № 1 (63). С. 46-55. 
[Статья]
Юрий Петрович Шабаев
Общественные науки и современность. 2006.  № 3. С. 95-104. 
[Статья]
Зарина Хизировна Лепшокова, Надежда Михайловна Лебедева
Общественные науки и современность. 2016.  № 6. С. 125-138. 
[Статья]