Качественные методы исследования в изучении социальной идентичности
Опубликовано на портале: 23-07-2004
|
Aннотация:
Объем учебного курса «Качественные методы исследования в изучении социальной идентичности» - 34 часа.
Цель данной учебной программы - представить достоинства качественных методов и качественной методологии в целом на материале изучения социальной идентичности.
Содержание учебной программы направлено на тех, кто намерен вести активную исследовательскую работу, кто собирается консультировать и ориентирован на практику социальной помощи. В программе исследуется понятие - качественные методы, что позволяет вскрыть "индивидуальную реальность" на фоне общих психических закономерностей, поэтому являются необходимым психодиагностическим инструментом в основной работе.
К содержанию программы спецкурса прилагаются:
Объем учебного курса «Качественные методы исследования в изучении социальной идентичности» - 34 часа.
Цель данной учебной программы - представить достоинства качественных методов и качественной методологии в целом на материале изучения социальной идентичности.
- Задачи курса включают в себя:
- структурировать и наполнить новым содержанием понятие "социальная идентичность";
- показать связь качественной методологии с исследованиями гендерной и этнической идентичности;
- инициировать опыт исследовательской деятельности в русле использования качественных методов в изучении социальной идентичности
Содержание учебной программы направлено на тех, кто намерен вести активную исследовательскую работу, кто собирается консультировать и ориентирован на практику социальной помощи. В программе исследуется понятие - качественные методы, что позволяет вскрыть "индивидуальную реальность" на фоне общих психических закономерностей, поэтому являются необходимым психодиагностическим инструментом в основной работе.
К содержанию программы спецкурса прилагаются:
- список основных тем
- список литературы
Учебно-тематический план программы «Качественные методы исследования в изучении
социальной
идентичности»:
Курс предполагает значительную работу с основной и дополнительной литературой на русском и английском языках. Для этого в рамках подготовки к курсу собрана хрестоматия, состоящая из статей англоязычных авторов по проблеме изучения социальной идентичности.
Также в рамках курса студентами выполняется значительный объем самостоятельной исследовательской работы в малой группе. На основе усвоения теоретических знаний студенты составляют исследовательские программы, опирающиеся на качественные методы.
Выполняя исследования, студенты на практике учатся работать с качественными методиками, обрабатывать их, интерпретировать результаты.
- Социальная идентичность: содержание понятия и его место в области социальных наук
- Базовые структуры социальной идентичности: гендерная идентичность и этноидентичность
- Гендерная социализация: в детском, во взрослом и в пожилом возрасте
- Личность в культурах и этносах: этнокультурная вариативность социализации
- Количественная и качественная методологии в социально-психологических исследованиях. Преимущества и ограниченность качественных методов
- Теоретические и методологические проблемы гендерных исследований. Методология феминистского и гендерного исследования
- Биографический метод, его возможности и применение
- Включенное наблюдение
- Изучение отдельного случая как стратегия и методология
- Фокус-группы
- Итоговая конференция по курсу.
Курс предполагает значительную работу с основной и дополнительной литературой на русском и английском языках. Для этого в рамках подготовки к курсу собрана хрестоматия, состоящая из статей англоязычных авторов по проблеме изучения социальной идентичности.
Также в рамках курса студентами выполняется значительный объем самостоятельной исследовательской работы в малой группе. На основе усвоения теоретических знаний студенты составляют исследовательские программы, опирающиеся на качественные методы.
Выполняя исследования, студенты на практике учатся работать с качественными методиками, обрабатывать их, интерпретировать результаты.
|
Учебная
программа
«Качественные
методы
исследования
в
изучении
социальной
идентичности»:
http://www.gender.ru/russian/training/pr... |
Ключевые слова
гендер как социокультурный феномен гендерная идентичность гендерная социализация гендерный дисплей - мужское и женское исследования социальная идентичность фокус-группа этническая идентичность
См. также:
Общественные науки и современность.
2019.
№ 6.
С. 141-156.
[Статья]
Общественные науки и современность.
2016.
№ 6.
С. 125-138.
[Статья]
Журнал социологии и социальной антропологии.
1998.
Т. 1.
№ 3.
С. 119-145.
[Статья]
Социология: теория, методы, маркетинг.
2009.
No. 2.
P. 67-95.
[Статья]
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
2003.
№ 1 (63).
С. 46-55.
[Статья]
Социологические исследования.
2008.
№ 5.
С. 99-104.
[Статья]
Социологические исследования.
2004.
№ 10.
С. 27-30.
[Статья]