Эксоцман
на главную поиск contacts

Качественные методы исследования в изучении социальной идентичности

Опубликовано на портале: 23-07-2004
Факультет: психолого-педагогический
Кафедра: возрастной и педагогической психологии
Год: студенты 4 курса отделения "Психология"
Язык: Русский
Тематические разделы: Социология, Социология личности

Aннотация:
Объем учебного курса «Качественные методы исследования в изучении социальной идентичности» - 34 часа.
Цель данной учебной программы - представить достоинства качественных методов и качественной методологии в целом на материале изучения социальной идентичности.
    Задачи курса включают в себя:
  1. структурировать и наполнить новым содержанием понятие "социальная идентичность";
  2. показать связь качественной методологии с исследованиями гендерной и этнической идентичности;
  3. инициировать опыт исследовательской деятельности в русле использования качественных методов в изучении социальной идентичности
.
Содержание учебной программы направлено на тех, кто намерен вести активную исследовательскую работу, кто собирается консультировать и ориентирован на практику социальной помощи. В программе исследуется понятие - качественные методы, что позволяет вскрыть "индивидуальную реальность" на фоне общих психических закономерностей, поэтому являются необходимым психодиагностическим инструментом в основной работе.
К содержанию программы спецкурса прилагаются:
  • список основных тем
  • список литературы




Учебно-тематический план программы «Качественные методы исследования в изучении социальной идентичности»:
  1. Социальная идентичность: содержание понятия и его место в области социальных наук
  2. Базовые структуры социальной идентичности: гендерная идентичность и этноидентичность
  3. Гендерная социализация: в детском, во взрослом и в пожилом возрасте
  4. Личность в культурах и этносах: этнокультурная вариативность социализации
  5. Количественная и качественная методологии в социально-психологических исследованиях. Преимущества и ограниченность качественных методов
  6. Теоретические и методологические проблемы гендерных исследований. Методология феминистского и гендерного исследования
  7. Биографический метод, его возможности и применение
  8. Включенное наблюдение
  9. Изучение отдельного случая как стратегия и методология
  10. Фокус-группы
  11. Итоговая конференция по курсу.

Курс предполагает значительную работу с основной и дополнительной литературой на русском и английском языках. Для этого в рамках подготовки к курсу собрана хрестоматия, состоящая из статей англоязычных авторов по проблеме изучения социальной идентичности.
Также в рамках курса студентами выполняется значительный объем самостоятельной исследовательской работы в малой группе. На основе усвоения теоретических знаний студенты составляют исследовательские программы, опирающиеся на качественные методы.
Выполняя исследования, студенты на практике учатся работать с качественными методиками, обрабатывать их, интерпретировать результаты.

Учебная программа «Качественные методы исследования в изучении социальной идентичности»:
http://www.gender.ru/russian/training/pr...

Ключевые слова

См. также:
Зарина Хизировна Лепшокова, Надежда Михайловна Лебедева
Общественные науки и современность. 2016.  № 6. С. 125-138. 
[Статья]
Борис Ефимович Винер
Журнал социологии и социальной антропологии. 1998.  Т. 1. № 3. С. 119-145. 
[Статья]
Вера Михайловна Пешкова
Журнал социологии и социальной антропологии. 2005.  Т. 8. № 1. С. 136-148. 
[Статья]
Анатолий Григорьевич Вишневский, Елена Николаевна Данилова, Лиана Петровна Ипатова, Сергей Леонидович Кропотов, Алексей Валерьевич Логинов, Анастасия Владимировна Лукина, Валерий Иванович Михайленко, Лидия Александровна Окольская, Светлана Валентиновна Рыжова, Лилия Варисовна Сагитова, Екатерина Ходжаева, Максим Борисович Хомяков, Михаил Федорович Черныш, Наталья Александровна Шайдарова, Елена Алексеевна Шумилова
[Книга]
Леокадия Михайловна Дробижева
Социологические исследования. 2010.  № 12. С. 49-58. 
[Статья]
Александр В. Шубин
[Учебная программа]
Эльвира Ильюшина
Социология: теория, методы, маркетинг. 2004.  No. 4. P. 79-98. 
[Статья]