Эксоцман
на главную поиск contacts

Социокультурные аспекты гендерной социализации в детском возрасте

Опубликовано на портале: 29-07-2004
Факультет: психологии.
Кафедра: психологии
Язык: Русский
Тематические разделы: Социология, Гендерная социология, Социология семьи, Социология образования

Aннотация:
Объем программы «Социокультурные аспекты гендерной социализации в детском возрасте» - 40 часов.

Преподавание курса предполагает наличие у студентов системы базовых знаний по ряду учебных дисциплин, среди которых: "Социология", "Культурология", "Отечественная история", "Педагогика", "Педагогическая психология", "Социальная психология", "Психология развития и возрастная психология".

Цель данного курса: повышение уровня гендерной грамотности; приобщение к знаниям, являющимся источником информации о социокультурных механизмах конструирования различий в мужских и женских ролях, поведении, деятельности и психологических характеристиках, предписанных обществом людям в зависимости от их биологического пола; ознакомление с особенностями процесса гендерной социализации применительно к детскому возрасту; и на этой основе обеспечение реальной возможности для переосмысления студентами собственного восприятия и понимания социальной действительности, рефлексирования ими своей будущей роли как специалиста в оказании профессиональной помощи детям в направлении оптимизации их личностного развития.

Основные задачи программы:
познакомить студентов с концепцией гендерного подхода;
создать условия для осознания роли социальных институтов в плане гендерной социализации подрастающего поколения;
проанализировать существующие практики социального конструирования гендерных различий, их культурное своеобразие;
рассмотреть влияние гендерных ожиданий общества на развитие индивидуальности ребенка;
проследить характер отражения гендерных стереотипов в культурной атрибутике детства;
обеспечить понимание студентами причин возможных рассогласований между гендерными и индивидуально-психологическими особенностями личности в детском возрасте применительно к различным ситуациям;
проанализировать специфику гендерной социализации в России с учетом культурно-исторического аспекта;
показать возможность использования конкретных стратегий и тактик взаимодействия с детьми и воспитывающими их взрослыми в направлении преодоления традиционных патриархатных гендерных стереотипов; познакомить студентов с реальными путями и средствами расширения гендерного репертуара личности применительно к детскому возрасту;

К содержанию программы прилагаются:
тематический план;
список опросов для обсуждения, сформированный по каждой теме отдельно;
список литературы для самостоятельного чтения;
список тем для итоговой групповой дискуссии;
список тем для выполнения практических заданий;
список тем для подгрупповой работы в исследовательских лабораториях;
темы для заданий к зачету.



Содержание учебного курса «Социокультурные аспекты гендерной социализации в детском возрасте» включает в себя следующую тематику:

  1. Гендерный подход в гуманитарных науках.
  2. Особенности гендерной социализации.
  3. Асимметрия гендерной социализации в детском возрасте.
  4. Институты гендерной социализации в период детства.
    • 4.1 Роль семьи в процессе гендерной социализации ребенка.
    • 4.2 Детская субкультура как институт гендерной социализации подрастающего поколения.
    • 4.3 Дифференцированный подход в системе образования; педагогические практики конструирования гендерных различий.
    • 4.4 Дети и спорт.
    • 4.5 Детская литература и СМИ как институты гендерной социализации современных детей. Вариативность личностного развития детей разного пола.

    Формы работы:
  • лекции,
  • семинарские и практические занятия,
  • проблемно-ориентированные групповые дискуссии,
  • творческие лаборатории,
  • групповые и индивидуальные консультации,
  • контроль за самостоятельной работой студентов (выполнение практических заданий, текущих и итогового эссе),
  • зачет.


Учебная программа «Социокультурные аспекты гендерной социализации в детском возрасте»:
http://www.gender.ru/russian/training/pr...

Ключевые слова

См. также:
Ирина Андреевна Тупицына, Полина Витальевна Румянцева
[Учебная программа]
Татьяна Борисовна Щепанская
[Учебная программа]
Татьяна Александровна Гурко
Социологические исследования. 2000.  № 11. С. 90-97. 
[Статья]
Лилия Асхатовна Шатрова
Социологические исследования. 2003.  № 3. С. 124-26. 
[Статья]
Л.Ю. Бондаренко
[Учебная программа]
Марина Михайловна Малышева
[Доклад на Интернет-конференции]