Эксоцман
на главную поиск contacts

Инновации в образовании: развитие через конфликты

Опубликовано на портале: 25-07-2004
Факультет: Институт социологии ГУГН
Год: для студентов социологического факультета
Язык: Русский
Язык оригинала: русский
Тематические разделы: Социология, Социология коммуникаций, Социология личности, Социология повседневных практик, Менеджмент, Управление человеческими ресурсами

Aннотация:
Курс «Инновации в образовании: развитие через конфликты» рассчитан на 28 ч.

В настоящем учебном курсе автор показывает формы, процессы возникновения и протекания конфликтов в разных сферах человеческой деятельности.

Содержание учебной программы направлено на то, что, изучая конфликты в разных сферах и на разных уровнях, каждый человек может извлечь для себя определенную пользу, как для личной жизни, так и в профессиональной деятельности.
Сверхзадача заключается в том, чтобы у будущих специалистов формировалось конструктивное отношение к социально-позитивным конфликтам, особенно если их профессия будет связана с управленческой деятельностью.

Авторский курс является продолжением курса конфликтологии, который тесно связан со смежными науками: социологией, психологией, экономикой, политологией, этикой, правом, педагогикой и др. науками.
Усвоение авторского курса «Инновации в образовании: развитие через конфликты» основано на анализе потенциально существующих и разворачивающихся конфликтов в учебном процессе.

К содержанию программы прилагается обширный список литературы.





Учебно-тематический план программы «Инновации в образовании: развитие через конфликты»

    Тема 1. Введение в тему «Инновации в образовании: развитие через конфликты» – 2 часа. (Инновации в образовании: проблемы и перспективы. Дискуссии в отечественной конфликтологии: заимодействие теории и практики. Роль и место конфликтов в образовательном процессе. Конфликт и насилие).

    Тема 2. Социальные инновации, как предмет и объект исследования – 2 часа (Определение социальных инноваций. Основные характеристики и закономерности инновационных процессов в обществе. Организационно-управленческие и психологические закономерности социальных инноваций в организации

    Тема 3. Конфликтное взаимодействие в условиях социальных инноваций - 4 часа. (Социальные инновации, как закономерный процесс развития общества, организации, социальных групп и личности. Конфликтное взаимодействие, как объективный процесс в ситуации инновационных преобразований. Картография конфликта. Субъекты конфликта, позиции и интересы. Формы конфликта. Типовые сценарии конфликтного взаимодействия

    Тема 4. Инновации и традиции в управлении: от деструктивности к конструктивному взаимодействию – 4 часа. (Критерии социальных инноваций и традиций. Функциональные конфликты в инновационно-оринентированных организациях. Характеристики социально-конструктивных и социально-негативных конфликтов в инновационном процессе

    Тема 5. Человек в конфликте – 4 часа. (Типы мышления и конфликт. Личностные стили в конфликте. Стрессоустойчивость. «Порочный круг» как ловушка в конфликте. Правила работы с негативной информацией в конфликте. Провокации, манипуляции. Формирование имиджа в конфликте. Универсальное, конфликтное содержание. Место конфликта в жизни человека).

    Тема 6. Общие положения о развитии и завершении конфликта – 4 часа (Диалектика конфликтов. Инновации и конфликты. Предпосылки и механизмы разрешения конфликтов. Ложные конфликты. Переговоры, консенсус, компромисс. Факторы, способствующие эскалации конфликтов. Методы разрешения конфликтов на микроуровне Стратегические сценарии и личностные стили управленца в конфликте.)

    Тема 7. Информационное управление конфликтом в организации. – 4 часа (Цели и задачи управленца в информационном обеспечении конфликтующих сторон. Ответственность, профессионально-этические нормы управленца. Нормативно-правовая база деятельности управленца в конфликтной ситуации. Возвращение конфликта в коммуникацию).

Обучение будет проходить в режиме инновационной технологии обучения

    Прикладные задачи курса:
  • - научить студентов применять методы диагностики конфликтных ситуаций и профессионально подавать конфликтный материал;
  • - научить студентов управлять собой в конфликтных ситуациях, переводя деструктивные формы конфликтов в конструктивное взаимодействие с конфликтующей стороной;
  • - развить у студентов стрессоустойчивые качества в конфликтных ситуациях

Овладение практическим учебным курсом предполагает:

  1. Конспектирование учебных лекций студентами.
  2. Самостоятельное изучение основной учебной литературы и ознакомление с дополнительными источниками (список литературы прилагается).
  3. Обязательное и активное участие в инновационных семинарах-тренингах, позволяющих глубже усвоить материал всех разделов.
  4. Выполнение контрольных работ на основе фактических, конфликтных ситуаций, в которые реально включен студент.


«Инновации в образовании: развитие через конфликты» (программа для студентов социологического факультета):
http://www.gugnsociology.narod.ru/tsoy.h...

Ключевые слова

См. также:
Гюнтер Шлее
Журнал социологии и социальной антропологии. 1999.  Т. 2. № 1. С. 32-44. 
[Статья]
Дмитрий Борисович Шульгин, Всеволод Семенович Кортов
Университетское управление. 2004.  № 4(32). С. 38-43. 
[Статья]
Сергей Ростиславович Филонович
[Книга]
Наталия Майструк
Социология: теория, методы, маркетинг. 2004.  No. 1. P. 152-162. 
[Статья]
Дмитрий Геннадьевич Трунов
[Учебная программа]
Кира Викторовна Решетникова
Социологические исследования. 2008.  № 10. С. 52-61. 
[Статья]
Анна Ивановна Орланова
[Учебная программа]