Эксоцман
на главную поиск contacts

Гендерная социология

Опубликовано на портале: 25-07-2004
Факультет: Психолого-педагогический
Кафедра: психологии
Год: Для студентов 3 курса кафедры социологии по специальности "психология"
Язык: Русский
Тематические разделы: Социология, Гендерная социология

Aннотация:
Объем данного курса составляет - 22 часа.

Основная цель спецкурса:
показать, что традиционная социология в основном ориентировалась на мужчин и их проблемы и почти не исследовала социальное поведение и опыт женщин;
ознакомить студентов с основными понятиями гендерной социологии;
ориентировать слушателей на осмысление проблем и препятствий, стоящих перед мужчинами и женщинами как представителями определенного пола;
способствовать развитию гендерного сознания, свободного от полоролевых стереотипов, затрудняющих личностную самореализацию;
а также показать, что гендерная асимметрия в обществе мешает личностной реализации как мужчин, так и женщин;
способствовать осмыслению проблем и причин насилия;
сформировать представление о социокультурном влиянии на формирование половой роли и ее восприятие окружающими;
ознакомить с особенностями влияния и проявления гендерной асимметрии в языке.

К содержанию спецкурса прилагается список основной и дополнительной литературы.



Учебно-тематический план курса «Гендерная социология»:

Раздел 1. Введение в гендерную социологию
  • Тема 1.1.Определение основных понятий: пол, гендер, сексуальность, гендерная роль, гендерная идентичность, гендерная социализация, гендерная стратификация, гендерная дифференциация, гендерная методология, маскулинность, фемининность, сексизм, патриархат, андроцентризм, феминизм
  • Тема 1.2. Пол и гендер — биологические и социальные различия.
  • Тема 1.3. Различные течения и теории о половых различиях и гендерном неравенстве: генетика, социобиология, функционализм, культурная антропология (М.Мид), феминистские точки зрения — либеральный феминизм, марксистский феминизм, радикальный феминизм и постмодернизм.
Раздел 2. Гендерная социализация и формирование гендерной идентичности
  • Тема 2.1. Агенты гендерной социализации — семья (особенности воспитания), школа, СМИ, книги, сверстники. Трудности несексистского подхода к воспитанию в семье. Теории усвоения половой роли. Асимметрия гендерной социализации в детском возрасте. Гендерная социализация взрослых.
  • Тема 2.2. Психология половых различий — мифы и реальность.Особенности проявления в языке гендерных различий. Влияние культуры на проявление гендерного неравенства в языке, степень андроцентричности культур.
  • Тема 2.3. Теории полового развития — З.Фрейд, Н.Чодороу, К.Гиллиган. Достоинства и недостатки теорий
Раздел 3. Патриархат и производство
  • Тема 3.1. Краткий исторический обзор занятости женщин. Неравенство в труде — малопрестижный труд и проблемы успеха, низкая оплата труда. Домашний труд. Методы оценки женского неоплаченного труда.
  • Тема 3.2. Особенности женского и мужского лидерства. Концепция женского руководства Б. Дальбаум –Халл.
Раздел 4. Женские движения
  • Тема 4.1. Предпосылки возникновения женского движения.
  • Тема 4.2. Первые открытые заявления о предоставлении прав женщинам — М. Уоллстоункрафт "Защита прав женщин" (Англия, 1792г.), Олимпия де Гуж — "Декларация прав женщины и гражданки" (Франция, 1792 г.). Суфражизм как борьба женщин за избирательные права.
  • Тема 4.3. Основные дискутируемые вопросы в феминизме: биологическая предопределенность к продолжению рода делает нереальным равенство возможностей; двойные стандарты поведения для мужчин и женщин, социальная уязвимость матерей и детей без мужа и отца.
  • Тема 4.4. Особенности женского движения в США и России.
Раздел 5. Проблема насилия в обществе
  • Тема 5.1. Определение насилия. Статистика о насилии. Домашнее насилие, сексуальные посягательства и изнасилование. Сексуальное насилие — гендерные установки преступников и жертв. Социальные типы насильников — особенности социализации. Цикл насилия. Уменьшение вероятности насилия.
  • Тема 5.2. Движение мужчин против насилия ("Белая лента"). Семь "П" мужского насилия (Майкл Кауфман, Канада): патриархатная власть, ощущение права на привилегии, попустительство, парадокс мужской власти, психическое оснащение мужественности, маскулинность как средство психологического давления, опыт прошлого.
Раздел 6. Сексуальность
  • Тема 6.1. "Нормальное" сексуальное поведение. Межкультурные различия в сексуальном поведении. Сексуальность в западной Европе. Гомосексуальность в разных культурах. Отношение к гомосексуальности. Теории возникновения гомосексуальности — биологические и социальные. Гей-субкультура и лесбиянство. Проституция как один из аспектов патриархальных отношений.
Раздел 7. Семья и брак
  • Тема 7.1. Краткий экскурс в историю семьи. Гендерный подход к изучению семьи. Типы социально-экономического поведения семьи — эгалитарные (биархатные), моноразвитые супружеские пары, разнонаправленные пары. Особенности семьи в советский и постсоветский период. Тенденции изменения современной семьи. Насилие в семье — причины, статистика.

Учебный спецкурс «Гендерная социология»:
http://www.gender.ru/russian/training/pr...

Ключевые слова

См. также:
Лариса Семеновна Алексеева
Социологические исследования. 2003.  № 4. С. 78-85. 
[Статья]
Елена Николаевна Махмутова
[Учебная программа]
Ваня Ганева
Журнал исследований социальной политики. 2010.  Т. 8. № 3. С. 393-404. 
[Статья]
Елена Николаевна Махмутова
[Учебная программа]
Юлия Павловна Лежнина
Общественные науки и современность. 2013.  № 4. С. 165-176. 
[Статья]
Лариса Дмитриевна Бойченко
[Учебная программа]