Эксоцман
на главную поиск contacts

Женщины и политика

Опубликовано на портале: 23-07-2004
Факультет: управления и социологии
Кафедра: социологии и политологии
Год: Студенты, а также все заинтересованные слушатели
Язык: Русский
Тематические разделы: Социология, Политическая социология, Политическая социология: Гендерные исследования в политической социологии, Гендерная социология, Гендерная социология: Гендер и политика

Aннотация:
Объем спецкурса «Женщины и политика» - 44 часа.
Данный спецкурс -авторская разработка, победитель Конкурса учебных программ по гендерному образованию в 2000 г. (Фонд Сороса), Россия.
Программа курса носит теоретико-политологический характер, в содержании используются социологические (результаты исследований), исторические (в обзоре женских движений), лингвистические (при анализе гендерных стереотипов) данные.
    Цель и задачи курса:
    • теоретические
    • - показать роль и значение женщин в политике;
    • - выявить явные и латентные возможности влияния женщин на политику;
    • - раскрыть гендерные стереотипы, препятствующие движению женщин в политику, а также их причины и последствия.
    • практические
    • - образовательная помощь политически активным женщинам, а также школам женского лидерства;
    • - актуализация гендерных проблем в СМИ;
    • - выработка оптимальных форм взаимодействия с политической властью (в том числе и защита от сексизма в политике);
    • - проведение научно-практических конференций;
    • - использование результатов в проекте "Женщины и город" (Тверской Центр женской истории и гендерных исследований)

К содержанию программы спецкурса прилагаются:

  • аннотация по каждой теме;
  • основной план лекции к данной теме;
  • темы семинаров на выбор по изучаемому разделу;
  • список рекомендованной литературы, сформированной по данной тематике;
  • к каждой теме выделены основные понятия и категории;
  • разбор по блокам деловой игры "Технология избирательной кампании".





Учебно-тематический план программы-спецкурса «Женщины и политика»:

    Курс состоит из четырёх разделов:
  • концептуальные основания проблемы,
  • процессуальный аспект,
  • субъектный уровень,
  • культурная специфика, которые в совокупности гендерно "измеряют" политический процесс.
    • Раздел I. Концептуальные основания: анализ и ревизия теорий власти и политики
      • Лекции 1-2. Пол и политика.
    • Раздел II. Процессуальный аспект: политическое участие и особенности политического поведения женщин
      • Лекция 3. Женский вопрос как фактор политической организации и политической активности женщин на Западе на этапе традиционного и индустриального обществ
      • Лекция 4. Социально-политическая активность женщин в России в период реформ и политической модернизации (60-е гг. XIX века — 1917 г.)
      • Лекция 5. Гендерная система в СССР и женский вопрос
      • Лекции 6-7. Глобализация процессов развития и женское движение
      • Лекции 8-9. Женщины и политика в контексте современной российской истории
      • Тема 10. Гендерные аспекты управления
    • Раздел III. Субъектный уровень
      • Лекция 11. Женщины и политическое лидерство
      • Лекция 12. Женщина - избирательница
      • Деловая игра "Технология избирательной кампании"
    • Раздел IV. Культурные основания
      • Лекции 13-14. Женщины и политическая культура.
      • Видеосеминар.

    В целом, обучение на данном курсе предполагает лекции и семинары, дискуссии, обсуждения на круглых столах и проведение деловой игры.
    В первых лекциях предполагается введение основных категорий и понятий гендерной теории.
    Семинары проводятся по классической методике: при анализе источников производится внешняя и внутренняя критика.


Учебный спецкурс «Женщины и политика»:
http://www.gender.ru/russian/training/pr...

http://tvergenderstudies.ru/pbpr009r.htm...

Ключевые слова

См. также:
Ирина Андреевна Тупицына, Полина Витальевна Румянцева
[Учебная программа]
Анна Адриановна Темкина, Anna Rotkirch
Социологические исследования. 2002.  № 11. С. 4-14. 
[Статья]
Константин Эдуардович Яновский, Сергей Владимирович Жаворонков
Общественные науки и современность. 2018.  № 6. С. 59–68. 
[Статья]
Лилия Асхатовна Шатрова
Социологические исследования. 2003.  № 3. С. 124-26. 
[Статья]
Л.Ю. Бондаренко
[Учебная программа]