Социально-экономическая и субкультурная дифференциация и методы ее исследования
Опубликовано на портале: 25-02-2004
|
Aннотация:
Курс концентрируется на теоретическом осмыслении и эмпирическом исследовании основных проблем дифференциации современного российского общества. Авторы делают акцент не столько на привычной констатации особенностей социальной стратификации российского общества, сколько на процессах развития социокультурных различий с учетом параметров повседневного поведения социальных агентов и комплексности капиталов вновь складывающихся общностей. В качестве основной и вспомогательной литературы представлен обширный список работ как отечественных, так и западных исследователей. В описании тем занятий присутствуют ссылки на ряд новых для отечественной аудитории проблем, таких как субкультурные теории, этнографическая стратегия, конверсационный анализ и т.д. Курс нацелен на применение ряда инновационных методик преподавания. Целевая аудитория – 5 курс отделения социологии.
Курс концентрируется на теоретическом осмыслении и эмпирическом исследовании основных проблем дифференциации современного российского общества. Авторы делают акцент не столько на привычной констатации особенностей социальной стратификации российского общества, сколько на процессах развития социокультурных различий с учетом параметров повседневного поведения социальных агентов и комплексности капиталов вновь складывающихся общностей. В качестве основной и вспомогательной литературы представлен обширный список работ как отечественных, так и западных исследователей. В описании тем занятий присутствуют ссылки на ряд новых для отечественной аудитории проблем, таких как субкультурные теории, этнографическая стратегия, конверсационный анализ и т.д. Курс нацелен на применение ряда инновационных методик преподавания. Целевая аудитория – 5 курс отделения социологии.
Экономические и политические реформы в России обусловили трансформацию социальной
структуры общества. Меняется социальная морфология российского общества: появляются
новые общности, обладающие ансамблем капиталов. Однако на сегодняшний день наиболее
эксплицированным критерием для дифференциации российского общества выступает различие
в экономических капиталах. Следствием изменения социально-экономической морфологии
является маргинализация населения России, нарушающая социальный баланс и имеющая
негативные личностные и социетальные последствия.
Данная ситуация повышает значимость обращения к основным теориям, описывающим социально-экономическое и субкультурное пространство, и определение возможностей применения этих теорий к анализу современного социокультурного и экономического пространства России.
Курс разработан для студентов 5 курса дневной формы обучения и проводится в IX семестре. На данной образовательной ступени студенты уже обладают знаниями основных социологических парадигм, концепций и теорий, а также навыками проведения социологического исследования. В предлагаемом спецкурсе усвоенные знания и навыки выступают базой для проведения аналитической работы, осуществления практических заданий, групповых исследовательских проектов.
Форма отчетности по курсу.
Итогом курса является экзамен, проводящийся в форме презентации групповых исследовательских проектов студентов.
Задачи курса:
Стратегические принципы курса:
Место спецкурса в системе других учебных дисциплин.
Спецкурс базируется на следующих дисциплинах: общая социология, экономическая социология, методика и техника социологического исследования, большой социологический практикум. В рамках курса происходит расширенный и детальный анализ отдельных вопросов и проблем, кратко рассматривающихся в рамках указанных дисциплин.
Методические приемы, используемые в курсе:
Распределение часов курса по темам и формам работы.
Спецкурс рассчитан на 26 аудиторных часов. Курс имеет приблизительную градацию лекционных, семинарских и практических занятий; разделение устанавливается в ходе чтения курса по итогам работы со студентами и выяснения уровня подготовленности по предложенным проблемам.
Данная ситуация повышает значимость обращения к основным теориям, описывающим социально-экономическое и субкультурное пространство, и определение возможностей применения этих теорий к анализу современного социокультурного и экономического пространства России.
Курс разработан для студентов 5 курса дневной формы обучения и проводится в IX семестре. На данной образовательной ступени студенты уже обладают знаниями основных социологических парадигм, концепций и теорий, а также навыками проведения социологического исследования. В предлагаемом спецкурсе усвоенные знания и навыки выступают базой для проведения аналитической работы, осуществления практических заданий, групповых исследовательских проектов.
Форма отчетности по курсу.
Итогом курса является экзамен, проводящийся в форме презентации групповых исследовательских проектов студентов.
Задачи курса:
- сформировать у студентов представления об основных классических и современных
подходах к изучению социально-экономической и субкультурной дифференциации;
- сформировать навыки самостоятельной аналитической работы с первоисточниками;
- ознакомить студентов с основными методами исследования социально-экономической
и субкультурной дифференциации, использующимися отечественными и зарубежными исследователями;
- совершенствовать навыки проведения социологического исследования:
- методические навыки - навыки работы в рамках определенной исследовательской парадигмы, использования ее методических средств;
- навыки групповой работы: разделения и координации функций участников групповой работы.
- способствовать формированию у студентов навыков научной коммуникации:
- ведения научной дискуссии;
- презентации материалов исследований как в форме устного сообщения, так и в форме научных статей.
Стратегические принципы курса:
- Индуктивная логика представления материала ("выращенное знание"). Базируется
на:
- наличии у студентов основных представлений о классических теориях и методах исследования социальных феноменов, которые они могут использовать в рамках курса;
- наличии навыков самостоятельного анализа информации, специальной научной литературы;
- наличии навыков самостоятельного проведения социологического исследования;
- Включенность студентов в работу в рамках курса в статусе соавторов преподавателей и одногруппников.
Место спецкурса в системе других учебных дисциплин.
Спецкурс базируется на следующих дисциплинах: общая социология, экономическая социология, методика и техника социологического исследования, большой социологический практикум. В рамках курса происходит расширенный и детальный анализ отдельных вопросов и проблем, кратко рассматривающихся в рамках указанных дисциплин.
Методические приемы, используемые в курсе:
- лекция-беседа;
- проблемная лекция;
- лекция-дискуссия;
- демонстрация видеоматериалов (учебные фильмы);
- презентация студенческих проектов.
Распределение часов курса по темам и формам работы.
Спецкурс рассчитан на 26 аудиторных часов. Курс имеет приблизительную градацию лекционных, семинарских и практических занятий; разделение устанавливается в ходе чтения курса по итогам работы со студентами и выяснения уровня подготовленности по предложенным проблемам.

Текст программы
[838 КБ]
[838 КБ]
Ключевые слова
качественные методы исследования конверсационный анализ социокультурная дифференциация субкультурная теория этнографическая стратегия
См. также:
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
2003.
№ 1 (63).
С. 46-55.
[Статья]
Социологические исследования.
2004.
№ 9.
С. 10-12.
[Статья]
Журнал социологии и социальной антропологии.
2006.
Т. 9.
№ 1.
С. 187-194.
[Статья]
Журнал социологии и социальной антропологии.
2006.
Т. 9.
№ 1.
С. 195-202.
[Статья]
Социологические исследования.
2004.
№ 9.
С. 8-9.
[Статья]
Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М).
1997.
№ 8.
С. 66-85.
[Статья]