Эксоцман
на главную поиск contacts

Социально-экономическая и субкультурная дифференциация и методы ее исследования

Опубликовано на портале: 25-02-2004
Факультет: Социологический
Кафедра: Социологии и политологии
Дисциплина: Социология
Год: 9 семестр, 5 курс
Язык: Русский
Язык оригинала: русский
Тематические разделы: Социология, Методология социологии, Социальная стратификация, Социология культуры, Социология культуры: Культуры и субкультуры

Aннотация:
Курс концентрируется на теоретическом осмыслении и эмпирическом исследовании основных проблем дифференциации современного российского общества. Авторы делают акцент не столько на привычной констатации особенностей социальной стратификации российского общества, сколько на процессах развития социокультурных различий с учетом параметров повседневного поведения социальных агентов и комплексности капиталов вновь складывающихся общностей. В качестве основной и вспомогательной литературы представлен обширный список работ как отечественных, так и западных исследователей. В описании тем занятий присутствуют ссылки на ряд новых для отечественной аудитории проблем, таких как субкультурные теории, этнографическая стратегия, конверсационный анализ и т.д. Курс нацелен на применение ряда инновационных методик преподавания. Целевая аудитория – 5 курс отделения социологии.



Экономические и политические реформы в России обусловили трансформацию социальной структуры общества. Меняется социальная морфология российского общества: появляются новые общности, обладающие ансамблем капиталов. Однако на сегодняшний день наиболее эксплицированным критерием для дифференциации российского общества выступает различие в экономических капиталах. Следствием изменения социально-экономической морфологии является маргинализация населения России, нарушающая социальный баланс и имеющая негативные личностные и социетальные последствия.

Данная ситуация повышает значимость обращения к основным теориям, описывающим социально-экономическое и субкультурное пространство, и определение возможностей применения этих теорий к анализу современного социокультурного и экономического пространства России.

Курс разработан для студентов 5 курса дневной формы обучения и проводится в IX семестре. На данной образовательной ступени студенты уже обладают знаниями основных социологических парадигм, концепций и теорий, а также навыками проведения социологического исследования. В предлагаемом спецкурсе усвоенные знания и навыки выступают базой для проведения аналитической работы, осуществления практических заданий, групповых исследовательских проектов.

Форма отчетности по курсу.
Итогом курса является экзамен, проводящийся в форме презентации групповых исследовательских проектов студентов.

Задачи курса:
  • сформировать у студентов представления об основных классических и современных подходах к изучению социально-экономической и субкультурной дифференциации;
  • сформировать навыки самостоятельной аналитической работы с первоисточниками;
  • ознакомить студентов с основными методами исследования социально-экономической и субкультурной дифференциации, использующимися отечественными и зарубежными исследователями;
  • совершенствовать навыки проведения социологического исследования:
    - методические навыки - навыки работы в рамках определенной исследовательской парадигмы, использования ее методических средств;
    - навыки групповой работы: разделения и координации функций участников групповой работы.
  • способствовать формированию у студентов навыков научной коммуникации:
    - ведения научной дискуссии;
    - презентации материалов исследований как в форме устного сообщения, так и в форме научных статей.

Стратегические принципы курса:
  • Индуктивная логика представления материала ("выращенное знание"). Базируется на:
    - наличии у студентов основных представлений о классических теориях и методах исследования социальных феноменов, которые они могут использовать в рамках курса;
    - наличии навыков самостоятельного анализа информации, специальной научной литературы;
    - наличии навыков самостоятельного проведения социологического исследования;
  • Включенность студентов в работу в рамках курса в статусе соавторов преподавателей и одногруппников.

Место спецкурса в системе других учебных дисциплин.
Спецкурс базируется на следующих дисциплинах: общая социология, экономическая социология, методика и техника социологического исследования, большой социологический практикум. В рамках курса происходит расширенный и детальный анализ отдельных вопросов и проблем, кратко рассматривающихся в рамках указанных дисциплин.

Методические приемы, используемые в курсе:
  • лекция-беседа;
  • проблемная лекция;
  • лекция-дискуссия;
  • демонстрация видеоматериалов (учебные фильмы);
  • презентация студенческих проектов.

Распределение часов курса по темам и формам работы.
Спецкурс рассчитан на 26 аудиторных часов. Курс имеет приблизительную градацию лекционных, семинарских и практических занятий; разделение устанавливается в ходе чтения курса по итогам работы со студентами и выяснения уровня подготовленности по предложенным проблемам.


Ключевые слова

См. также:
Владимир Павлович Култыгин
Социологические исследования. 2004.  № 9. С. 10-12. 
[Статья]
Jack Hamilton
Социологические исследования. 1994.  № 5. С. 119-134. 
[Статья]
Мария Андреевна Сафонова
Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 1. С. 187-194. 
[Статья]
Светлана Сергеевна Савельева
Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 1. С. 195-202. 
[Статья]
Елена Александровна Гришина
Социологические исследования. 2004.  № 9. С. 8-9. 
[Статья]
Юлиана Николаевна Толстова
Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 1997.  № 8. С. 66-85. 
[Статья]
Алексей Георгиевич Левинсон, Ольга Ивановна Стучевская
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2003.  № 1 (63). С. 46-55. 
[Статья]