Эксоцман
на главную поиск contacts

Управление качеством

Опубликовано на портале: 23-02-2004
Факультет: Менеджмент
Кафедра: Общего и стратегического менеджмента
Язык: Русский
Тематический раздел: Менеджмент

Aннотация:
Приступая к изучению дисциплины управление качеством, студент должен обладать знаниями в области общего менеджмента, математической статистики, маркетинга, управления человеческими ресурсами, психологических основ управления и ряда других теоретических и прикладных дисциплин, методически связанных с проблемой управления качеством в объеме курсов этих дисциплин, читаемых студентам ГУ-ВША. Знание этого материала необходимо для включения его в контекст изучаемой проблемы и использования для решения практических задач управления качеством.
В данном объеме курс читается специалистам и слушателям бакалавриата (второго уровня высшего профессионального образования) в целях освоения ими основных методологических принципов и методических приемов управления качеством и применения их в исследованиях и практической деятельности на предприятиях и в организациях (постоянное повышение качества и конкурентоспособности продукции и услуг, сертификация систем качества и продукции).
В результате изучения данного курса студент должен:
иметь представление о критериальном характере качества продукции и услуг в деятельности предприятия (фирмы);
освоить основные принципы управления качеством продукции и услуг;
уметь пользоваться основными методическими приемами управления качеством (структурирование функции качества, статистические методы управления качеством и пр.);
знать и использовать квалиметрические способы управления качеством.



Министерство Министерство

экономического развития образования

и торговли Российской Федерации Российской Федерации

 

 

Государственный университет -

Высшая школа экономики

 

 

Утверждено УМС Одобрено на заседании

Секция ________________ кафедры ________________

Председатель Зав.кафедрой

_______________________ _______________ А.Н.Дятлов

________________2001 г. ___________________2001 г.

 

 

Программа дисциплины

Управление качеством

для направления / специальности ______________________

(вторая ступень высшего профессионального образования )

 

Москва, 2001 г.

I. Обязательный минимум содержания дисциплины по ТОС (для дисциплин Федерального компонента)

Настоящая программа представляет авторский курс дисциплины Управление качеством на основе ТОС по специальности 05.02.03 Стандартизаця и управление качеством.

П. Пояснительная записка

 

Приступая к изучению дисциплины Управление качеством, студент должен обладать знаниями в области общего менеджмента, математической статистики, маркетинга, управления человеческими ресурсами, психологических основ управлнеия и ряда других теоретических и прикладных дисциплин, методически связанных с проблемой управления качеством в объеме курсов этих дисциплин, читаемых студентам ГУ-ВША. Знание этого материала необходимо для включения его в контекст изучаемой проблемы и использования для решения практических задач управления качеством.

В данном объеме курс читается для специалистов и бакалавров (второго уровня высшего профессионального образования) в целях освоения ими основных методологических принципов и методических приемов управления качеством и применения их в исследованиях и практической деятельности на предприятиях и в организациях (постоянное повышение качества и конкурентоспособности продукции и услуг, сертификация систем качества и продукции).

В результате изучения данного курса студент должен:

       иметь представление о критериальном характере качества продукции и услуг в деятельности предприятия (фирмы);

       освоить основные принципы управления качеством продукции и услуг;

       уметь пользоваться основными методическими приемами управления качеством, (структурирование функции качества, статистические методы управления качеством, использование процессного метода и пр.);

        знать и использовать квалиметрические способы управления качеством.

Ш. Содержание программы

Введение

Понятия качества и управления качеством. Средства и продукт деятельности как категории управления качеством. История развития и основоположники Всеобщего Управления Качеством(TQM):Э.Деминг, Д.Джуран, К.Исикава и др. Взаимосвязь и адаптация методов и средств менеджмента в TQM.

Качество как критерий деятельности предприятия

Объекты качества и удовлетворенность потребителя. Ценностный подход в качестве. Развертывание функции качества (QFD).

 

Основные положения и принципы управления качеством

Системный и процессный методы в TQM. Акцент на потребителя. Вовлечение персонала фирмы в тотальное управление качеством. Кружки качества как форма всеобщего управления качеством.

 

Статистические методы управления качеством

Статистические методы как форма управления вариабельностью процессов. Семь основных методов и их значение в TQM. Применение этих методов на практике.

Поставщики и потребители в системе TQM

Формирование и развитие архитектуры взаимоотношений поставщик - организация - потребитель. Внешний и внутренний потребитель. Принципы и порядок взаимоотношений поставщиков и потребителей в промышленно развитых странах (США, Япония и др.).

Концепция человеческого фактора в TQM

Социально-экономическое партнерство работников и предприятия. Самомотивация персонала. Удовлетворенность персонала и качество рабочей жизни. Безопасность и эргономичность средств и продукта деятельности персонала как параметры качества.

Экономика управления качеством

Затраты на качество конечного продукта и их классификация. Характеристики рыночной ценности (прибыльности) и конкурентноспособности высококачественного продукта.

Документирование систем менеджмента качества

Комплекс международных стандартов по управлению качеством:серии ИСО 90000-1994 и ИСО 9000-2000. Отечественный опыт разработки комплексных систем управления качеством продукции (КС УКП). Сертификация и аудит систем качества.

Курс рассчитан на 36 академических часов, включая лекции, контрольные работы и семинарские занятия.

Текущий контроль предусматривает учет итогов работы студентов на семинарах и контрольных работах, при подготовке эссе. Тематика эссе и контрольных работ будет сформулирована в процессе чтения курса.

 

1У. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Список основной литературы

1.     Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. - М,:Типография Новости, 2000. 432 с.

2.     Огвоздин В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики. ( Уч.пособие) - 1999. - 160 с.

3.     Поставщик и потребитель. Сб.статей\ Сост. И.В.Матвеева. - М.:РИА Стандарты и качество, 2000.

4.     Окрепилов В.В. Управление качеством. М.:Экономика. 1998. - 640 с.

Список дополнительной литературы

1.     Гиссин В.И. Управление качеством продукции. \Уч.пособие. - Ростов-на-Дону:Феникс, 2000.

2.     Гличев А.В. Основы управления качеством. - Изд.2-е перер. и доп. - М.:РИА Стандарты и качество, 2000.

3.     Закон РФ О сертификации продукции и услуг

4.     TQM - ХХ1 Проблемы, опыты, перспективы/ Под ред. В.Л.Рождественского, В.А.Качалова. - М.:Изд АТ, 1997. Вып. 2. -288 с.

5.     TQM - ХХ1. Проблемы, опыты, перспективы/ Под ред. В.Л.Рождественского, В.А.Качалова. - М.:Изд АТ, 1998. Вып.3. - 264 с.

6.     TQM - ХХ1. Проблемы, опыт, перспективы/ Под ред. В.Л.Рождественского В.А.Качалова.-М.:Изд АТ, 2ООО, Вып. 4. - 311 с.

 

 

 

 

 

У. Тематический расчет часов

 

 

N/N

п/п

Наименование разделов и тем Аудиторные часы

 

лекции семинары, практ. всего

занятия

1. Введение 2 2

П. Качество как критерий деятельности 2 2

предприятия

Ш.Основные положения управления 2 2 4

качеством

1УСтатистические методы управления 4 4 8

качеством

У.Поставщики и потребители в системе 2 2 4

TQM

У1.Концепция человеческого фактора 4 4 8

в TQM

У11Экономика управления качеством 2 2 4

У111 Документирование системы 2 2 4

менеджмента качества

________________________________________________________________________

Итого:2О 16 36

 

 

 

Автор программы ___________________________ В.И.Даниляк

 

_______________________2001 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Ключевые слова

См. также:
Наталья Рэмовна Кельчевская, Лариса Анатольевна Романова
Университетское управление. 2004.  № 3(31). С. 59-62. 
[Статья]
Вера Владимировна Азарьева, Сергей Анатольевич Степанов
Университетское управление. 2005.  № 4(37). С. 48-55. 
[Статья]
Jack R. Meredith, Samuel J. Mantel, Jr.
[Книга]
Михаил Игоревич Иродов, Сергей Васильевич Разумов
Университетское управление. 2003.  № 2(25). С. 90-95. 
[Статья]
Jack R. Meredith, Scott M. Shafer
[Книга]