Эксоцман
на главную поиск contacts

Организационное поведение

Опубликовано на портале: 23-02-2004
Факультет: Менеджмент
Кафедра: Общего и стратегического менеджмента
Год: 2000
Язык: Русский
Тематические разделы: Менеджмент, Общий и стратегический менеджмент, Организационная психология

Aннотация:
Курс "Организационное поведение" посвящен особенностям индивидуального, группового и общеорганизационного поведения. Он включает рассмотрение базовых теоретических моделей и практических следствий эффектов организационного поведения для менеджмента.
Настоящий курс тесно связан со спецкурсами "Общий менеджмент", "Профессиональные навыки менеджмента", "Организационная конфликтология". Часть материала, обычно рассматриваемого в организационном поведении, перенесена в указанные курсы, что позволяет избежать повторов и подробнее рассмотреть этот материал.
В отличие от курса "Организационное поведение в школах бизнеса", имеющего практическую ориентацию, в данном курсе акцент делается на методологические основания и экспериментальную проверку моделей и теорий.
Структура курса, в целом, отражает западные традиции преподавания данной дисциплины, однако в нем широко представлены российские кейсы;использованы также материалы российской деловой прессы и опыт управленческого консультирования. Слабее представлены российские исследовательские материалы, касающиеся организационного поведения, ввиду их ограниченности.
Текущий контроль знаний студентов осуществляется на основе рассмотрения конкретных ситуаций. Курс заканчивается письменным экзаменом, который включает ответ на теоретический вопрос, ответы на вопросы с множественным выбором и разбором конкретной ситуации.



Министерство экономики Министерство общего и

Российской Федерации профессионального образования

Российской Федерации

 

Государственный университет

Высшая школа экономики

 

Утверждена УМС Одобрена на заседании

екция Менеджмент

кафедры управления

Председатель человеческими ресурсами

Зав. кафедрой

С.Р.Филонович В.В.Щербина

_________________ 2000 г. ________________2000 г.

 

 

Программа дисциплины

 

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

для направления 521500 Менеджмент

 

(вторая ступень высшегопрофессионального образования)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2000 г.

 

Автор - д.ф.-м.н., проф. С.Р.Филонович

 

 

1. Пояснительная записка

 

Курс Организационное поведение посвящен особенностям индивидуального, группового и общеорганизационного поведения. Он включает рассмотрение базовых теоретических моделей и практических следствий эффектов организационного поведения для менеджмента.

Настоящий курс тесно связан с курсами Общего менеджмента, Профессиональные навыки менеджмента, Организационная конфликтология. Часть материала, обычно рассматриваемого в организационном поведении, перенесена в указанные курсы, что позволяет избежать повторов и рассмотреть этот материал более подробно.

В отличие от курса организационного поведения в школах бизнеса, имеющего практическую ориентацию, в данном курсе акцент делается на методологических основаниях и экспериментальной проверке моделей и теорий.

Структура курса в целом отражает западные традиции преподавания данной дисциплины, однако в нем широко представлены российские кейсы;используются также материалы российской деловой прессы и опыт управленческого консультирования. Слабее представлены российские исследовательские материалы, касающиеся организационного поведения ввиду их ограниченности.

Текущий контроль знаний студентов осуществляется на основе рассмотрения конкретных ситуаций. Курс заканчивается письменным экзаменом, который включает ответ на теоретический вопрос, ответы на вопросы с множественным выбором и разбором конкретной ситуации.

 

II. Тематический расчет часов

 

ТЕМА

Часы

Примечания

1.

Введение. Исторические корни организационного поведения

2

 

2.

Методология организационного поведения

2

 

 

РазделI. Микроподход к организационному поведению

 

3.

Процессы восприятия и управление впечатлением

4

 

4.

Личность и психологические установки

4

 

5.

Трудовая мотивация:модели, приемы и проблемы

4

 

6.

Индивидуальное и организационное научение

4

 

 

РазделII. Факторы организационного поведения

 

7.

Групповая динамика

2

Практика командообразования изучается в курсе Профессиональные навыки менеджера

8.

Власть в организации

2

 

9.

Лидерство в организации

4

 

 

РазделIII. Макроподход к организационному поведению

 

10.

Проектирование рабочего места, развитие карьеры и социализация

2

 

11.

Корпоративная культура

4

 

 

12.

Заключение. Международные аспекты организационного поведения

2

 

 

Письменный экзамен

 

 

Итого 36 часов

 

 

III.Содержание программы

 

Тема 1. Введение. Исторические корни организационного поведения

 

Организационное поведение как синтетическая дисциплина. Составляющие организационного поведения:психология, социология, социальная психология, теория организаций, культурология и их взаимосвязь. Хоторнские эксперименты:результаты и проблемы. Причины внимания к организационному поведению в современных организациях.

История исследований эффективности организаций.

Мегатенденции развития современных организаций.

 

Литература для преподавателей: [Ivancevich &Matteson, Ch. 2], [Naisbitt], [Лютенс, гл. 1]

Литература для студентов: [Лютенс, гл. 1]

 

Тема 2. Методология организационного поведения

 

Критерии научности в организационном поведении. Методологические проблемы социальных наук и наук о поведении.

Проектирование исследовательской программы. Дедуктивные рассуждения и формулировка гипотез. Изучение конкретных ситуаций. Эксперимент в организационном поведении. Полевые исследования. Мета-анализ.

Сбор данных и измерения в организационном поведении. Анкетирование. Интервьюирование. Стороннее наблюдение. Включенное наблюдение. Измерения и их уровни.

Валидность результатов исследований в организационном поведении.

Когнитивный и бихевиористский подходы в организационном поведении. Подход социального научения. Проблема синтеза знаний об организационном поведении.

 

Литература для преподавателей: [Лютенс, гл. 1], [Bowditch &Buono, Ch. 2], [Kreitner &Kinicki, Ch. 1, Appendix]

Литература для студентов: [Лютенс, гл. 1]

 

 

 

 

 

 

 

РазделI. Микроподход к организационному поведению

 

Тема 3. Процессы восприятия и управление впечатлением

 

Ощущения и восприятие. Субпроцессы восприятия. Избирательность восприятия. Подход гештальт-психологии.

Организация и искажения восприятия. Ошибки атрибуции.

Социальное и межличностное восприятие. Модель обработки социальной информации в процессе восприятия.

Управление впечатлением. Стратегии поведения для управления впечатлением.

 

Литература для преподавателей: [Лютенс, гл. 4], [Bowditch &Buono, Ch. 4], [Kreitner &Kinicki, Ch. 4]

Литература для студентов: [Лютенс, гл. 4]

 

Тема4. Личность и психологические установки

 

Понятие личности. Структура личности (личные цели, компетенции, убеждения, ценности, рационализация). Представление личности о себе:самоуважение, самоэффективность, ситуационные детерминанты представления о себе. Этапы развития личности и процессы социализации.

Ключевые черты личности и организационное поведение.

Природа, виды и формирование установок. Последствия установок в отношении труда. Функции и изменения установок. Удовлетворенность трудом и преданность организации как виды установок;их значение для организационного поведения.

 

Литература для преподавателей: [Лютенс, гл. 5], [Cohen et al., Ch. 8], [ Moorhead &Griffin, Ch. 3], [Kreitner &Kinicki, Ch. 3]

Литература для студентов: [Лютенс, гл. 5]

 

Тема 5. Трудовая мотивация:модели, приемы и проблемы

 

Понятие о мотивации. Мотивы и их виды;общие, первичные и вторичные.

Трудовая мотивация. Содержательные теории;их достоинства и трудности. Процессуальные теории. Теория справедливости и теория атрибуции - современные подходы к мотивации. Удовлетворенность трудом. Особенности мотивации работников в России.

Проблема отсутствия единой теории мотивации. Национальные особенности трудовой мотивации.

Качество трудовой жизни и социотехническое проектирование. Целеполагание как средство мотивации. Управление по целям.

Оценка результативности деятельности:определение и компоненты. Достоинства и недостатки различных систем оценки. Значение обратной связи по результатам оценки. Метод всесторонней обратной связи (360-Degree Feedback).

 

Литература для преподавателей: [Лютенс, гл. 6-7], [Schermerhorn et al., Ch. 2], [ Moorhead &Griffin, Ch. 6],[Kreitner &Kinicki, Ch. 6-7]

Литература для студентов: [Лютенс, гл. 6-7]

 

 

 

Тема 6. Индивидуальное и организационное научение

 

Подходы к научению:бихевиористский, когнитивный и теория социального научения. Одинарная и двойная петля научения по К.Арджирису.

Принципы научения. Закон эффекта. Понятие о положительном и отрицательном подкреплении. Значение и использование наказания.

Метод модификации поведения. Основные этапы модификации поведения.

Научение и системы вознаграждения. Конфиденциальность выплат. Гибкие системы вознаграждения. Материальное и нематериальное вознаграждение. Управление вознаграждением.

Понятие об организационном научении. Научающиеся организации. Теория и практика модификации организационного поведения.

 

Литература для преподавателей: [Лютенс, гл. 8], [Schermerhorn et al., Ch. 6], [ Moorhead &Griffin, Ch. 6], [Kreitner &Kinicki, Ch. 8]

Литература для студентов: [Лютенс, гл. 8]

 

РазделII. Факторы организационного поведения

 

Тема 7. Групповая динамика

 

Понятие о групповой динамике. Типология групп. Характеристики группы ( структура, статусная иерархия, роли, нормы лидерство, сплоченность). Факторы, способствующие росту групповой сплоченности. Процессы дифференциации в группах. Внутригрупповые конфликты. Последствия сильной групповой идентичности. Групповое единомыслие.

Кружки качества. Группы вовлечения работников.

Понятие о команде. Причины внимания к командным формам организации труда в современном менеджменте. Этапы развития команд. Метод контроля развития команды (G.R.P.I.).

Наблюдение групповых процессов. Социограммы. Анализ процессов взаимодействия. Области наблюдения.

Межгрупповое взаимодействие. Факторы, влияющие на межгрупповое взаимодействие. Типы межгрупповых взаимодействий. Управление межгрупповыми взаимодействиями.

 

Литература для преподавателей: [Лютенс, гл. 9], [Филонович, # 5], [Ivancevich &Matteson, Ch. 7], [Cohen et al., Ch. 4-5, 13],[Schermerhorn et al., Ch. 8-9], [ Moorhead &Griffin, Ch. 10], [Bowditch &Buono, Ch. 6],

Литература для студентов: [Лютенс, гл. 9], [Филонович, 5 ]

 

Тема 8. Власть в организации

 

Власть в организации. Формы власти. Соотношение власти, полномочий и влияния. Эксперименты Мильграма. Ситуационные подходы к власти.

Способы приобретения власти.

Политика (правила) и власть. Возможные негативные последствия организационной политики.

Методы и формы влияния. Симпатия и уважение. Лидерство как влияние.

 

Литература для преподавателей: [Лютенс, гл. 12], [Cohen et al., Ch. 11], [Schermerhorn et al., Ch. 15], [Kreitner &Kinicki, Ch. 11]

Литература для студентов: [Лютенс, гл. 12]

 

Тема 9. Лидерство в организации

 

Лидер и менеджер:альтернатива или совместимость? Модель Коттера.

Основные подходы к изучению лидерства:достижения и проблемы. Недостатки и ограничения ранних моделей лидерства (теории лидерских черт, управленческая решетка). Континуум стилей лидерства Танненбаума.

Теория путь-цель. Ситуационный подход (Фидлер, Херси и Бланшар). Модель лидерства Врума-Яго. Атрибутивная теория лидерства. Теория заменителей лидерства. Теория распределенного лидерства. Лидерство как символическое действие.

Лидерство и устойчивый успех организаций. Концепция двигателя лидерства Н.Тичи.

 

Литература для преподавателей: [Лютенс, гл. 13-14], [Филонович, # 1] [Ivancevich &Matteson, Ch. 2], [Cohen et al., Ch. 12], [ Moorhead &Griffin, Ch. 11], [Bowditch &Buono, Ch. 7].

 

 

РазделIII. Макроподход к организационному поведению

 

Тема 10. Проектирование рабочего места, развитие карьеры и социализация

 

Исторические корни проектирования рабочего места. Научная организация труда (НОТ).

Концептуальная модель проектирования рабочего места. Анализ вида работ. Проектирование рабочего мета.

Расширение функциональной нагрузки рабочего места. Идея обогащения труда. Диагностический подход к обогащению труда.

Понятие о качестве трудовой жизни. Альтернативные системы организации работы. Динамика удовлетворенности трудом и удовлетворенности жизнью.

Виды карьеры в организации. Выбор карьеры. Этапы карьеры. Планирование карьеры в организации.

Социализация:взаимосвязь между эффективностью карьеры и эффективностью организации. Социализация как стратегия интеграции.

 

Литература для преподавателей: [Лютенс, гл. 7], [Ivancevich &Matteson, Ch. 12, 15], [Schermerhorn et al., Ch. 7], [ Moorhead &Griffin, Ch. 20], [Kreitner &Kinicki, Ch. 2, 15]

Литература для студентов: [Лютенс, гл. 7]

 

Тема 11. Корпоративная культура

 

Понятие об корпоративной культуре. Исторические основы исследования корпоративной культуры. Основные модели описания культуры. МодельAGILПарсонса. Схема Оучи. Подход Питерса и Уотермена.

Модель Э.Шайна:три уровня культуры. Функции культуры.

Субкультуры и контркультуры. Сильные и слабые культуры.

Диагностика корпоративной культуры.
Организационная идентичность и организационный климат.

Создание корпоративной культуры и ее модификации. Проблема соответствия корпоративной культуры миссии и стратегии организации.

Влияние корпоративной культуры на поведение индивидуума и групп в организации.

Сравнение корпоративных культур.

 

Литература для преподавателей: [Лютенс, гл. 18] [Schermerhorn et al., Ch. 12], [ Moorhead &Griffin, Ch. 16], [Bowditch &Buono, Ch. 9],

Литература для студентов: [Лютенс, гл. 18]

 
Тема 12. Заключение. Международные аспекты организационного поведения

 

Проблема универсальности методов организационного поведения применительно к различным национальным культурам. Результаты кросс-культурных исследований организационного поведения.

Перспективы развития организационного поведения.

 

Литература для преподавателей: [Лютенс, гл. 19]

Литература для студентов: [Лютенс, гл. 19]

 

Литература

 

Основная

1.     Лютенс Ф. Организационное поведение. М.:Инфра-М, 1999.

2.     Ньюстром Дж.В., Дэвис К.Организационное поведение:поведение человека на рабочем месте. СПб.:Питер, 2000.

3.     Филонович С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера. М.:ИНФРА-М, 1999.

 

Дополнительная

4.     Гибсон Дж.Л., Иванцевич Дж., Донелли Дж.Х. (мл.)Организации:поведение, структура, процессы. М.:Инфра-М, 2000.

5.     Дизель П.М., Раньян У. М.-К. Поведение человека в организации. Пособие для школ бизнеса. М.:Фонд За экономическую грамотность, 1993.

6.     Зуб А.Т., Смирнов С.Г. Лидерство в менеджменте. М.:Воскресенье, 1999.

7.     Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О.Поведение в организации. М.:Инфра-М, 1999.

8.     Кудряшова Е.В. Лидер и лидерство. Исследования лидерства в современной западной общественно-политической мысли. Архангельск:Изд-во ПМПУ, 1996.

9.     Молл Е. Г. Менеджмент:организационное поведение. М.:Финансы и статистика, 1998.

10. Хант Дж.У. Управление людьми в компаниях:руководство для менеджера. М.:Олимп-Бизнес, 1999.

11. Энкельманн Н.Б. Власть мотивации:харизма, личность, успех. М.:Интерэксперт, 1999.

12. Bowditch J.L., Buono A.F. A Primer on Organizational Behavior. 2nd ed. New York, etc.:John Wiley &Sons, 1990.

13. Schhermerhorn J.R., Hunt J.G., Osborn R.N. Managing Organizational Behavior. 4th ed. - New York, etc.:John Wiley &Sons, 1991.

14. Cohen A.R., Fink S.L., Gadon H., et all. Effective Behavior in Organization:Learning from the Interplay of Cases, Concepts, and Student Experiences. 4th ed. Homewood, IL:IRWIN, 1988.

15. Hellriegel D., Slocum J.W., Jr., Woodman R.W. Organizational Behavior. 5th ed. St. Paul:West Publishing, 1989.

16. Ivancevich J.M., Matteson M.T. Organizational Behavior and Management. 2nd ed. Homewood, IL., Boston, MA:BPI-IRWIN, 1990

17. Kolb D.A., Rubin I.M., Osland J.S. Organizational Behavior:An Experiential Approach. 6th ed. Englewood Cliffs, N.J.:Prentice-Hall, 1995.

18. Kreitner R., Kinicki A. Organizational Behavior. Homewood, IL;Boston, MA:BPI-IRWIN, 1989.

19. Moorhead G., Griffin R.W. Organizational Behavior. 2nd ed. Boston, MA:Houghton Mifflin, 1989.

20. Naisbitt J. Megatrends:Ten New Directions Transforming Our Lives. Updated edition. N.Y.:Warner Books, 1984.

21. Robins S.P. Organizational Behavior:Concepts, Controversies, Applications. 7th ed. Englewood Cliffs, N.J.:Prentice-Hall, 1996.

22. Schermerhorn J.R., Jr., Hunt J.G., Osborn R.N. Managing Organizational Behavior. 4th ed. New York, etc.:John Wiley &Sons, 1991.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор программы________________________

 

Д.ф.-м.н. С. Р.Филонович



Ключевые слова

См. также: