Эксоцман
на главную поиск contacts

Профессиональные навыки менеджмена

Опубликовано на портале: 22-02-2004
Факультет: Менеджмент
Кафедра: Общего и стратегического менеджмента
Год: 2000
Язык: Русский
Тематический раздел: Менеджмент

Aннотация:
Настоящий курс ориентирован на привитие студентам профессиональных навыков, необходимых в реальной управленческой деятельности. Он дополняет курс "Общий менеджмент", в котором даются основы теории управления, и курс "Организационное поведение", где рассматриваются общие принципы исследования поведения человека и групп в организации, а также вопросы управления этим поведением. Традиционно к практическим навыкам менеджера относят:самосознание, управление стрессами, межличностные коммуникации, творческое решение проблем, построение команд, управление конфликтами и мотивацию сотрудников. Поскольку некоторые из перечисленных навыков подробно рассматриваются в других курсах (например, мотивация - в курсе "Организационное поведение", а управление конфликтами - в курсе "Организационная конфликтология"), то в данном курсе они не освещаются.
Курс рассчитан на 36 часов, он построен в традиционной форме - лекции и семинары.
В результате освоения курса студент должен уметь:
- рационально распределять свое время;
- вести переговоры;
- управлять стрессовыми ситуациями.
Текущий контроль предусматривает написание эссе. Итоговый контроль- зачет.



Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

Министерство образования Российской Федерации

Государственный университет Высшая школа экономики

 

Программа дисциплины

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ МЕНЕДЖЕРА

для специальности 061100 - Менеджмент (третья ступень высшего профессионального образования)

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2000 г.

Пояснительная записка

Автор - д.ф-м.н., проф. С.Р. Филонович

Настоящий курс ориентирован на привитие студентам профессиональных навыков, необходимых в реальной управленческой деятельности. Он дополняет курс Общего менеджмента, в котором даются основы теории управления, и курс Организационное поведение, где рассматриваются общие принципы исследования поведения человека и групп в организации и управления этим поведением. Традиционно к практическим навыкам менеджера относят:самосознание, управление стрессами, межличностные коммуникации, творческое решение проблем, построение команд, управление конфликтами и мотивацию сотрудников. Поскольку некоторые из перечисленных навыков подробно рассматриваются в других курсах (например, мотивация - в курсе Организационное поведение, а управление конфликтами - в курсе Организационная конфликтология), то в данном курсе они не освещаются.

Курс рассчитан на 36 часов, он построен в традиционной форме - лекции и семинары. В результате освоения курса студент должен уметь:

- рационально распределять свое время;

- вести переговоры;

- управлять стрессовыми ситуациями.

Текущий контроль предусматривает написание эссе. Итоговый контроль- зачет.

Тематический расчет часов

 

Наименова -

 

Аудиторные часы

 

Контрольные

 

Само-

 

Всего

 

 

 

ние разделов и тем

 

 

 

и/или курсовые работы

 

стоятельная работа

 

часов

 

лекции

 

Сем. или практ. за-

 

Всего

 

 

 

 

 

 

 

нятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Набор про-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

фессиональ-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ных навыков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

менеджера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

 

Лидерство и

 

2

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

самосознание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

менеджера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

Межличност-

 

2

 

2

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

ные коммуни-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кации в ме-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

неджменте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

Принципы и

 

2

 

2

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

техника пере-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

говорного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

процесса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

Навыки раз-

2

 

2

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

решения про-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

блем и приня-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тия решении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

Построение

 

2

 

2

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

команд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

Проблема де-

 

2

 

2

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

легирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

 

Техника мо-

 

2

 

2

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

тивации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

 

Управление

 

2

 

2

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

стрессами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

 

Эффективное

 

2

 

4

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

использова-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ние времени

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

менеджерами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ито

 

 

 

18

 

18

 

 

 

1 зачет

 

36

 

72

 

го

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 эссе

 

 

 

 

 

Содержание программы

Введение. Набор профессиональных навыков менеджера

Специфика деятельности менеджера:техническая и социальная компетентность. Десять навыков менеджера:самосознание, межличностные коммуникации, управление стрессами, контроль за использованием времени, определение целей и формулировка перспективы, осознание проблем и принятие решений, делегирование, управление конфликтами, мотивация, построение команд.

Тема 1. Самосознание менеджера

Структура самоанализа личности. Окно Джохари.

Система ценностей. Конечные и инструментальные ценности. Установление приоритетов ценностей. Зрелость системы ценностей и оценка собственных решений.

Установка в отношении изменений. Локус контроля. Терпимость по отношению к неопределенности.

Межличностная ориентация. Включенность, контроль отношений и привязанность.

Когнитивный стиль (получение и анализ информации). Диада сенсорный-интуитивный стили. Нормативный и аналитический подходы к обработке информации.

Концепция семи навыков С. Кови.

Тема 2. Межличностные коммуникации в менеджменте

Коммуникации как процесс с обратной связью. Информационные (коммуникативные) шумы. Информационный критерий эффективности коммуникаций. Основные факторы, определяющие эффективность коммуникаций.

Вербальные коммуникации. Парадокс слушания. Техника эффективного слушания. Эффективная речь. Различия письменной и устной речи. Модель чтения документов. Подготовка письменных документов.

Типология личности и коммуникации. Использование элементов НЛП в межличностных коммуникациях. Трансактный анализ и повышение эффективности коммуникаций.

Тема 3. Принципы и техника переговорного процесса

Структура переговорного процесса. Основные этапы переговоров. Цели и задачи подготовительного этапа. Идеология принципиальных переговоров и ее реализация.

Тема 4. Навыки разрешения проблем и принятия решений

Этапы разрешения проблемы и принятия решения. Типичные ошибки при принятии управленческих решений.

Аналитический и интуитивный подходы к выработке управленческого решения.

Приемы принятия решений.

Типология проблем и выбор способа принятия решения.

Индивидуальные решения.

Групповые решения. Специфика групповых решений. Психологические проблемы принятия решений в группе. Опасность группового единомыслия.

Парламентская процедура и метод консенсуса:сравнительные достоинства и недостатки.

Тема 5. Построение команд

Причины внимания к командным формам организации деятельности в современных организациях. Группа и команда:сходства и различия.

Этапы развития команды:формирование, установление норм, бурление, деятельность, расформирование. Ожидания членов команды на разных этапах ее развития. Задачи и поведение лидера.

Приемы построения команд. Анализ групповой динамики в команде.

Тема 6. Проблема делегирования

Понятие о делегировании. Двухсторонний характер делегирования. Причины избежания делегирования.

Этапы делегирования. Контроль при делегировании полномочий. Приемы делегирования.

Тема 7. Техника мотивации

Мотивационное поле личности. Понятие об интегративной программе мотивации.

Роль обратной связи в процессе мотивации. Способы подкрепления инициативы подчиненных.

Проектирование рабочего места и мотивация. Различия в восприятии факторов, характеризующих рабочее место, руководителем и подчиненным.

Общая схема повышения мотивации.

Тема 8. Управление стрессами

Понятие о стрессе. Стресс как реакция на соотношение между требованиями, предъявляемыми к человеку и его возможностями удовлетворить этим требованиям.

Диалектика стресса - кривая стресса. Условия негативного воздействия стресса на человека. Проявления стресса:физиология, мышление, чувства, действия человека.

Источники стресса на рабочем месте. Типология стрессовых ситуаций:внутриличностный и межличностный конфликты, нехватка времени, ситуационные факторы.

Стратегии борьбы со стрессом (предупреждение, реакция, управление).

Сбалансированный образ жизни как важнейшее средство управления стрессом.

Тема 9. Эффективное использование времени

Время как ресурс. Закон Парето (20/80). Стресс нехватки времени. Планирование деятельности как стратегия использования времени. Матрица Эйзенхауэра. Типичные ошибки при использовании времени.

Литература

Основная литература:

1. Дизель П.М., Раньян У.М.-К. Поведение человека в организации. - М.:Фонд За экономическую грамотность, 1993.

2. Зайверт Л. Ваше время - в Ваших руках. Советы деловым людям как эффективно использовать рабочее время. - М.:Интерэксперт, Инфра-М, 1995.

3. Кричевский Р.Л. Если вы руководитель.. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М.:Дело, 1993.

4. Кови С. Семь навыков высокоэффективных людей. - М.:Вече-Персей-АСТ, 1997.

5. Кузьмин И. Психотехнологии и эффективный менеджмент. - М.:Технологическая школа бизнеса, 1992.

6. Меллер К., Леве Я., Меллер В., Тоуборг Л. Личное качество:предпосылка всякого другого качества. - М.:Time Management International, 1988.

7. Олдхэм Дж.М., Моррис Л.Б. Автопортрет вашей личности:как лучше узнать самого себя. -М.:Вече-Персей-АСТ, 1997.

8. Олкок Д. Управление временем и рабочей нагрузкой. - М.:Финпресс, 1998.

9. Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организации. - М.:1980.

10. Филонович С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера. - М.:ИНФРА-М, 2000.

Дополнительная литература:

Beach L.R. The Psychology of Decision Making:People in Organizations. Thousand Oaks:SAGE, 1997.

Cartwright S., Cooper C.L. Managing Workplace Stress. Thousand Oaks:SAGE, 1997.

Dyer W.G. Team Building:Current Issues and New Alternatives. Reading, MA:Addison-Wesley, 1995.

Hirokawa R.Y., Poole M.S. (eds.) Communication and Group Decision Making. 2nd ed. Thousand Oaks:SAGE, 1996.

Leigh A., Maynard M. Leading Your Team. London:Nicholas Brealey, 1995.

Leavitt H.J., Pondy L.R., Boje D.M. (eds.) Readings in Managerial Psychology. 4th ed. Chicago:University of Chicago Press, 1989.

Warren E., Toll C. The Stress Work Book. London:Nicholas Brealey, 1995.

Weaver R.G., Farrell J.D. Managers as Facilitators:A Practical Guide to Getting Work done in a Changing Workplace. San Francisco:Berrett-Koehler, 1997.

Whetten D.A., Cameron K.S. Developing Management Skills. 3rd ed. N.Y.:HarperCollins, 1995.

Автор-составитель - д.ф.-м.н., профессор Филонович С.Р.

 

 

 



Ключевые слова

См. также: