Эксоцман
на главную поиск contacts

Инвестиционный анализ

Опубликовано на портале: 17-02-2004
Факультет: Менеджмент
Кафедра: Общего и стратегического менеджмента
Год: 2000
Язык: Русский
Тематический раздел: Менеджмент

Aннотация:
Цель курса - способствовать формированию современного экономического мышления, освоению методических основ и практических навыков бизнес-планирования как содержательной основы инвестиционного анализа. Общая задачи курса - дать основополагающие представления об инвестициях в реальные активы, о методах технико-экономического исследования, обоснования и экспертизы инвестиционных проектов. Основными целями курса являются:- изучение базовых понятий инвестиционного анализа, принципов и методов бизнес-планирования;- приобретение знаний и навыков, необходимых для содержательной постановки и практического решения типовых задач бизнес-планирования, включая задачи:1. Выбора и обоснования рациональных решений по направлениям и этапности развития бизнеса;номенклатуре выпускаемой продукции и программе производства;специализации и кооперации фирмы;организационно-правовой форме бизнеса;применяемым оргструктурам, технологическим процессам, оборудованию. 2. Оценки и обоснования затрат средств и времени на инвестиционной стадии бизнес-проекта;3. Экономической оценки затрат и результатов на эксплуатационной стадии бизнес-проектов;4. Планирования ресурсного (финансового, материального и кадрового) обеспечения инвестиционного проекта;5. Планирования разработки и выведения на рынок новых промышленных товаров. Основу курса составляют лекционные занятия и семинары, при проведении которых предусматривается обсуждение конкретных практических ситуаций и результатов, а также выполненных слушателями работ. Проведение таких обсуждений направлено на освоение научных основ, эффективных методов и приемов решения практических задач бизнес-планирования и технико-экономического анализа инвестиций в реальные активы, на развитие способностей к творческому использованию получаемых знаний и навыков. Курс является обязательной дисциплиной изучаемой на четвертом курсе (седьмом семестре) студентами бакалавриата, обучающимися по направлению менеджмент. Курс "Инвестиционный анализ-I" опирается на курсы "Бухгалтерский учёт", "Управленческий учёт", "Микроэкономика", "Экономика предприятия", "Менеджмент", "Маркетинг", "Эконометрика", "Основы компьютерной грамотности". Его изучение должно предшествовать прохождению курса "Инвестиционный анализ-II". По содержанию "Инвестиционный анализ-I" является основой для изучения в дальнейшем курса "Инвестиционный анализ-II" и вместе с последним соответствует основным разделам курса "Capital Budgeting", изучаемого студентами прикладных экономических специальностей и учащимися школ бизнеса. Формы контроля:итоговый контроль знаний осуществляется в виде письменного экзамена;промежуточный - по выполненным студентами контрольным и самостоятельным практическим работам. Требования к студентам:допуск к экзамену производится при условии получения положительных оценок по контрольной и самостоятельной практической работе.



Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

Министерство образования Российской Федерации

Государственный университет Высшая школа экономики

Программа дисциплины

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

для направления 521500 Менеджмент (вторая ступень высшего профессионального образования)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2000 г.

 

I. Пояснительная записка

Цель курса - способствовать формированию современного экономического мышления, освоению методических основ и практических навыков бизнес-планирования как содержательной основы инвестиционного анализа. Общая задачи курса - дать основополагающие представления об инвестициях в реальные активы, о методах технико-экономического исследования, обоснования и экспертизы инвестиционных проектов. Основными целями курса являются:

- изучение базовых понятий инвестиционного анализа, принципов и методов бизнес-планирования;

- приобретение знаний и навыков, необходимых для содержательной постановки и практического решения типовых задач бизнес-планирования, включая задачи:

* выбора и обоснования рациональных решений по:направлениям и этапности развития бизнеса;номенклатуре выпускаемой продукции и программе производства;специализации и кооперации фирмы;организационно-правовой форме бизнеса;применяемым оргструктурам, технологическим процессам, оборудованию.

* оценки и обоснования затрат средств и времени на инвестиционной стадии бизнес-проекта;

* экономической оценки затрат и результатов на эксплуатационной стадии бизнес-проектов;

* планирования ресурсного (финансового, материального и кадрового) обеспечения инвестиционного проекта;

* планирования разработки и выведения на рынок новых промышленных товаров;

Основу курса составляют лекционные занятия и семинары, при проведении которых предусматривается обсуждение конкретных практических ситуаций и результатов, выполненных слушателями работ. Проведение таких обсуждений будет направлено на освоение научных основ, эффективных методов и приемов решения практических задач бизнес-планирования и технико-экономического

анализа инвестиций в реальные активы, на развитие способностей к творческому использованию получаемых знаний и навыков.

Курс является обязательной дисциплиной изучаемой на четвертом курсе, седьмом семестре студентами бакалавриата, обучающимися по направлению "Менеджмент".

Курс "Инвестиционный анализ-I"опирается на курсы "Бухгалтерский учёт", "Управленческий учёт", "Микроэкономика", "Экономика предприятия", "Менеджмент", "Маркетинг", "Эконометрика", "Основы компьютерной грамотности", его изучение должно предшествовать курсу "Инвестиционный анализ-II".

По содержанию "Инвестиционный анализ-I"является основой для изучения в дальнейшем курса "Инвестиционный анализ-II"и вместе с ним соответствует основным разделам курса "Capital Budgeting", изучаемого студентами прикладных экономических специальностей и учащимися школ бизнеса.

Формы контроля. Итоговый контроль знаний осуществляется в виде письменного экзамена;промежуточный - по выполненным студентами контрольным и самостоятельным практическим работам.

Требования к студентам. Допуск к экзамену производится при условии получения положительных оценок по контрольной и самостоятельной практической работе.

П. Тематическое распределение часов

(примерное распределение учебного времени по темам курса)

 

 

 

Всего

 

В том

 

Самост.

 

п/п

 

Темы лекционных и практических

 

(часов)

 

числе лекции

 

работа

 

 

 

занятии

 

 

 

и семинары

 

 

 

1

 

СУЩНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕ-

 

3

 

3

 

 

 

 

 

АЛЬНЫЕ АКТИВЫ И ИХ ЭКОНОМИ-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. ПОНЯТИЕ ОБ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНВЕСТИЦИЯХ И ИНВЕСТИЦИОН-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОМ АНАЛИЗЕ.

 

 

 

 

 

 

 

2

 

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И

 

4

 

4

 

 

 

 

 

ОБОСНОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОН-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НЫХ ПРОЕКТОВ.

 

 

 

 

 

 

 

3

 

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ

 

4

 

4

 

 

 

 

 

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ.

 

 

 

 

 

 

 

4

 

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОПЕНКА ЗАТРАТ

 

4

 

л

 

 

 

 

 

СРЕДСТВ И ВРЕМЕНИ НА ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТАДИИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАТРАТ И РЕ-

 

4

 

4

 

 

 

5

 

ЗУЛЬТАТОВ НА ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ СТАДИИ.

 

 

 

 

 

 

 

6

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ И ПРОГРАММНОЕ

 

3

 

3

 

 

 

 

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕХНИКО - ЭКОНО-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИН-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ.

 

 

 

 

 

 

 

7

 

МАРКЕТИНГ ПРИ БИЗНЕС-

 

4

 

4

 

 

 

 

 

ПЛАНИРОВАНИИ.

 

 

 

 

 

 

 

8

 

РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ФИНАН-

 

2

 

2

 

 

 

 

 

СИРОВАНИЯ ПРОЕКТА ПРИ ОБОС-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОВАНИИ БИЗНЕС-ПЛАНА.

 

 

 

 

 

 

 

9

 

АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПЛАНА С ПОЗИ-

 

4

 

4

 

 

 

 

 

ЦИИ ИНВЕСТОРА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО

'

 

32

 

32

 

 

 

Ш. Содержание программы

ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕАЛЬНЫЕ АКТИВЫ И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. ПОНЯТИЕ ОБ ИНВЕСТИЦИЯХ И ИНВЕСТИЦИОННОМ АНАЛИЗЕ.

Основные типы инвестиций. Определения и содержание понятий инвестиции, реальные активы. Классификация инвестиций в реальные активы, их роль в научно-техническом прогрессе, в развитии экономики.

Ценность фирмы, стратегические цели её развития, роль инвестиций в реальные активы и инноваций в достижении стратегических целей, создании и сохранении конкурентных преимуществ, в увеличении ценности фирмы. Внешняя среда осуществления инвестиционных проектов (правовая, социально-культурная, технологическая, физическая, географическая, институциональная, организационно - техническая) в России и других странах, её особенности, значение при инвестиционном анализе, влияние на инвестиционную активность, на эффективность и риск инвестиций.

ТЕМА 2. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОБОСНОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Основные задачи технико-экономического исследования и обоснования инвестиционных проектов. Этапность инвестиционного анализа. Организация поиска инвестиционных возможностей. Предварительная подготовка проекта. Окончательная формулировка проекта и оценка его технико-экономической и финансовой приемлемости.

Общие понятия о денежных поступлениях, о дисконтировании и о критериях финансово-экономической оценки инвестиционных проектов. Классификация, особенности и области применения отдельных методов оценки приемлемости инвестиций (срок окупаемости;чистая приведенная стоимость;внутренняя норма доходности).

Особенности инвестиционного анализа на начальных стадиях исследования имеющихся возможностей и поиска приемлемых альтернатив (opportunity-study). Задачи формирования и анализа множества альтернатив, их предварительного отбора по неполным и укрупненным исходным данным.

ТЕМА 3. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ. Необходимые предпосылки и исходные данные. Принципы и рекомендации по обеспечению успеха в бизнесе, их учет при бизнес-планировании. Состав и содержание основных разделов бизнес - плана и их взаимосвязь (описание продукции (услуг), её особенностей и преимуществ;анализ рынка и стратегия маркетинга;производственные стратегии и планы;менеджмент и собственность;финансовые планы;анализ риска).

Обоснование при бизнес-планировании решений по выбору из имеющихся альтернатив областей и стратегий развития бизнеса;номенклатуры продукции, масштабов и этапности развития бизнеса, организационно-правовой формы, специализации и кооперации фирмы, принципиальных решений по применяемым оргструктурам, технологическим процессам, оборудованию. Преимущества и недостатки различных форм организации бизнеса

Особенности инвестиционных проектов, связанных с инновациями, с выведением на рынок новых товаров и услуг, с проведением исследований и разработок. Инвестиции в инновации, связанные с освоением новой продукции, новых технологий и оборудования, в техническое перевооружение, реконструкцию и развитие предприятия, их влияние на результаты деятельности.

ТЕМА 4. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ЗАТРАТ СРЕДСТВ И ВРЕМЕНИ НА ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТАДИИ.

Методы и модели планирования и оценки инвестиционных затрат. Построение и анализ сетевых графиков и линейных графиков Гантта. Использование нормативов, статистических методов, при оценках продолжительности, трудоемкости и стоимости работ. Роль конкуренции при организации работ на инвестиционной стадии. Выбор поставщиков и исполнителей на конкурентной основе. Выбор местоположения нового производства. Планирование строительства.

ТЕМА 5. ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАТРАТ И РЕЗУЛЬТАТОВ НА ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ СТАДИИ

Основные показатели, характеризующие затраты и результаты деятельности промышленной фирмы. Схема взаимосвязи основных показателей и их зависимости от внешних условий (на примере производственной деятельности). Мощность и программа производства. Себестоимость, постоянные и переменные издержки производства и сбыта, их зависимость от объемов производства и реализации (продаж). Фактор масштаба и закономерности снижения затрат по мере освоения производства. Роль амортизационных отчислений. Прибыль. Налоги и налогообразные платежи. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Ресурсное (материальное и кадровое) обеспечение работ на эксплуатационной стадии.

ТЕМА 6. МЕТОДИЧЕСКОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ.

Действующие в России официальные методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. Рекомендации ЮНИДО. Отраслевые особенности инвестиционного анализа. Имеющееся программное обеспечение. Программное обеспечение подготовки текстов бизнес-планов. Пакет "Success", его использование при бизнес-планировании. Возможности и особенности программных продуктов для проведения финансово-экономических расчетов при бизнес-планировании "Project Expert", "Альт Инвест", "COMFAR". Требования к исходным данным. Состав и содержания типовых расчетов, выполняемых при использовании готовых программных продуктов.

ТЕМА 7. МАРКЕТИНГ ПРИ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИИ. Концепция, функции и принципы маркетинга, его роль при бизнес-планировании. Основные элементы плана маркетинга. Анализ и оценка потенциала рынка. Анализ конкурентов. Прогнозирование сбыта. Жизненный цикл продукта и отрасли. Анализ тенденций развития отраслей и места предприятия в отрасли. Стратегия маркетинга. Задачи выбора ценовых стратегий и обоснования цен. Учёт основных ценообразующих факторов. Роль цен, рекламы, совершенствования сбыта в обеспечении конкурентоспособности.

ТЕМА 8. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТА ПРИ ОБОСНОВАНИИ БИЗНЕС-ПЛАНА Оценка потребности в финансировании. Внешние источники финансирования. Понятие о проектном финансировании и его основные особенности. Расчет предельно допустимой для фирмы цены инвестиционных ресурсов.

Финансовое обеспечение инвестиционных проектов. Внутренние и внешние источники финансирования. Финансовое положение фирмы. Понятия о балансе, финансовой отчетности, о планировании, учёте и калькулировании себестоимости продукции, услуг. Расчёт и анализ доходов и расходов. Денежные потоки. Основные и оборотные средства.

ТЕМА 9. АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПЛАНА С ПОЗИЦИИ ИНВЕСТОРА Организация процедуры анализа бизнес-плана Источники информации для анализа бизнес-плана. Предприятие и его окружение. Анализ учредительных документов, бухгалтерского баланса, деловой репутации фирмы и её руководства. Анализ денежных притоков и оттоков. Оценка обоснованности маркетинговых оценок потенциала рынка и возможностей сбыта.

IV. Основная литература

1. Г. Бирман, С. Шмидт ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ:Пер. с англ. под ред. Л.П.Белых.-М:Банки и биржи,ЮНИТИ, 1997. (Bierman H., Smidt S. THE CAPITAL BUDGETING DECISION. ECONOMIC ANALYSIS OF INVESTMENT PROJECTS. 8-th Ed. - Macmillan Publishing Company, Colier Macmillan Publishers, N.Y., 1992).

2. Липсиц И.В., Коссов В.В. Инвестиционный проект:методы подготовки и анализа. Учебно-справочное пособие. -М.:Изд-во БЕК, 1996.

3. Беренс В., Хавранек П.М. РУКОВОДСТВО ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Пер. с англ. Перераб. и дополн. изд.- М.:АОЗТ "Интерэксперт", 1995.

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И ИХ ОТБОРУ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ. Официальное издание. - М.:Информэлектро, 1994.

Дополнительная литература

5. Норкотт Д. ПРИНЯТИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ;Пер. с англ. под ред. А.Н. Шохина. -М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

6. Зигель Э. СОСТАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА. Пособие. Эрнст энд Янг. Пер. с англ. ML 1994.

7. Блеквэлл Э. КАК СОСТАВИТЬ БИЗНЕС-ПЛАН. Пер. с англ. М. 1996.

8. Валдайцев С.В. ОЦЕНКА БИЗНЕСА И ИНВЕСТИЦИИ. М:"Филин", 1997.

9. Портер М. МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ. - М.:Международные отношения, 1993. Williams S. SMALL BUSINESS GUIDE. - Penguir Books, London, 1991.

10.Друри Л. ВВЕДЕНИЕ В УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ УЧЕТ. - М.:"Аудит", 1994.

11. THE CAPITAL BUDGETING HANDBOOK. Edited by Mike Kaufman. - Dow Jones-Irwin, Homewood, 1986.

12. Pinches G. ESSENTIALS OF FINANCIAL MANAGEMENT. - Harper Collins Publishers, 1990.

1З. Смирнов А.Л. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ. - М.:АО "Консалтбанкир", 1993.

14.Энтони Р., Рис Дж. УЧЕТ:СИТУАЦИИ И ПРИМЕРЫ. - М.:"Финансы и статистика", 1993.

15. Colberg M., Forbush D. BUSINESS ECONOMICS. PRINCIPLES AND CASES. 7th Ed. - IRWIN, Homewood, 1986.

16. Thompson A., Formby J. ECONOMICS OF THE FIRM. - Prentice-Hall International, N.Y., 1993.

17. GUTOELINES FOR PREPARING THE INDUSTRIAL INVESTMENT PROJECT PROFILE.-UNTDO, 1991.

18. Luthans F., Hodgetts Richard M. BUSINESS. - The Dryden Press, 1989.

19. McGuigan J., Moyer R. MANAGERIAL ECONOMICS. 6th Ed. - West publishing Company, 1993.

Доцент кафедры "Экономика фирмы"

М.А. Бек