Эксоцман
на главную поиск contacts

Стратегический менеджмент

Опубликовано на портале: 17-02-2004
Кафедра: макроэкономического регулирования и планирования
Дисциплина: стратегический менеджмент
Год: 6 семестр
Язык: Русский
Тематические разделы: Менеджмент, Общий и стратегический менеджмент

Aннотация:

Курс представляет собой систематизированное изложение теоретических и методологических вопросов, связанных с разработкой, внедрением и реализацией стратегического плана компании в целях повышения ее эффективности. Предназначен для развития и совершенствования у студентов навыков стратегического управления на основе ситуативного анализа и оценки стратегических перспектив.

Курс "Стратегическое планирование" основывается на знании следующих дисциплин: общая экономическая теория, статистика, экономическое моделирование, менеджмент.

Целью курса является:

  • развитие у студентов стратегического подхода к управлению компанией и развитию ее конкурентоспособной позиции;

  • обучение методике управленческого стратегического анализа различных отраслей и условий конкуренции;

  • изучение способов разработки стратегических альтернатив и принципов их оценки;

  • изучение методов реализации стратегических планов на основе привязки внутреннего потенциала компании к различным макроэкономическим условиям.

Методы проведения занятий:

  • лекции, семинарские и практические занятия, деловые игры.

Формы контроля:

  • промежуточный контроль: 4 контрольных работы в течение курса;

  • итоговый контроль: зачет.





Стратегический менеджмент. Программа курса.

ПРОГРАММА КУРСА
"Стратегический менеджмент"

Кафедра макроэкономического регулирования и планирования.

Курс разработан к.э.н. доц. Мосейкиным Ю.Н.

Курс является обязательным, читается в 6 семестре и предназначен для студентов, обучающихся по специальности экономика.

АННОТАЦИЯ

Курс представляет собой систематизированное изложение теоретических и методологических вопросов, связанных с разработкой, внедрением и реализацией стратегического плана компании в целях повышения ее эффективности. Предназначен для развития и совершенствования у студентов навыков стратегического управления на основе ситуативного анализа и оценки стратегических перспектив.

Курс Стратегическое планирование тесно взаимосвязан и основывается на знании следующих дисциплин: Общая экономическая теория, Статистика, Экономическое моделирование, Менеджмент.

Целями курса являются:

  • развитие у студентов стратегического подхода в управлении компанией и развитии ее конкурентоспособной позиции;

  • обучение методике управленческого стратегического анализа различных отраслей и условий конкуренции;

  • изучение способов разработки стратегических альтернатив и принципов их оценки;

  • изучение методов реализации стратегических планов на основе привязки внутреннего потенциала компании к различным макроэкономическим условиям.

Методы проведения занятий:

  • лекции, семинарские занятия, практические занятия, деловые игры.

Формы контроля:

  • промежуточный контроль: 4 контрольных работы в течении курса;

  • итоговый контроль: зачет.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ТЕМА I. ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Продолжительность: 4 часа лекционных занятий, 4 часа семинарских занятий

Лекция 1. Пять задач стратегического управления. Определение видения и миссии. Установка целей. Разработка стратегии. Стратегии корпорации.

Лекция 2. Реализация и исполнение выбранной стратегии. Оценка деятельности, критический анализ ситуации и введение корректив. Почему стратегическое управление - непрерывный процесс. Характеристики процесса. Кто управляет стратегией. Роль и задачи, решаемые стратегическими плановиками. Преимущества "стратегического подхода" к управлению.

 

ТЕМА 2. ТРИ ЗАДАЧИ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИССИИ, УСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ, СОБСТВЕННО ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ

Продолжительность: 8 часов лекционных занятий, 6 часов семинарских занятий, 2 часа контрольных занятий

Лекция 3. Определение миссии. Определение и анализ сфер предпринимательской деятельности. Сфера предпринимательской деятельности в широком и узком смысле слова. Развитие предпринимательской деятельности. Представление миссии. Установка долгосрочных и краткосрочных целей: второй этап решения задачи выбора направления. Значение целевых установок для деятельности организации. Напряженные, но достижимые показатели. Установка целей по всем уровням организационной иерархии.

Лекция 4. Формирование стратегии: третий этап решения задачи выбора направления. Стратегия корпорации. Стратегия однородной группы производств (стратегия бизнеса). Функциональные стратегии. Оперативные стратегии.

Лекция 5. Координирование действий по формированию стратегии. Факторы, определяющие стратегию. Общественные, политические, правовые и гражданские установки. Привлекательность отрасли и условия конкуренции. Благоприятные возможности и опасности для компании.

Лекция 6. Сильные и слабые стороны организации и ее конкурентноспособность. Личные амбиции, философия бизнеса и этические принципы руководителей. Влияние системы ценностей и культуры на стратегию. Привязка стратегии к этике. Выполнение взятых этических обязательств. Подходы к разработке стратегии.

 

ТЕМА 3. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И КОНКУРЕНЦИИ

Продолжительность: 4 часа лекционных занятий, 4 часа семинарских занятий

Лекция 7. Роль ситуативного анализа в процессе разработки стратегии. Методы анализа производства и конкуренции. Определение основных экономических особенностей отрасли. Концепция движущих сил: почему происходят изменения в отрасли. Наиболее распространенные типы движущих сил. Методы наблюдения за состоянием окружающей экономической среды.

Лекция 8. Анализ величины сил конкуренции. Соперничество среди конкурирующих продавцов. Сила конкуренции потенциальных новичков. Сила конкуренции продуктов-заменителей. Сила поставщиков. Сила покупателей. Значение для разработки стратегии модели пяти сил конкуренции. Оценка конкурентноспособности компаний данной отрасли. Анализ конкурентов. Определение ключевых факторов успеха.

 

ТЕМА 4. СИТУАТИВНЫЙ АНАЛИЗ

Продолжительность: 4 часа лекционных занятий, 2 часа семинарских занятий, 2 часа контрольных занятий.

Лекция 9. Насколько хорошо работает настоящая стратегия? CСВУ анализ. Определение сильных и слабых сторон. Определение возможностей и опасностей.

Лекция 10. Стратегический анализ издержек производства и структура издержек производства. Оценка конкурентноспособности. Определение круга стратегических вопросов, которые необходимо решать.

 

ТЕМА 5. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ

Продолжительность: 6 часов лекционных занятий, 4 часа семинарских занятий, 2 часа контрольных занятий.

Лекция 11. Три основных типа стратегии конкуренции. Стратегия руководящей роли в области издержек производства. Преимущества и уязвимые стороны производителя с низкими издержками производства.

Лекция 12. Стратегии дифференциации. Привлекательные моменты дифференциации. Риск, связанный с дифференциацией.

Лекция 13. Стратегии концентрирования и специализации. Когда стратегия концентрирования благоприятна. Риск в использовании стратегии концентрирования

 

ТЕМА 6. СТРАТЕГИЯ И КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО

Продолжительность: 4 часа лекционных занятий, 2 часа семинарских занятий, 2 часа контрольных занятий.

Лекция 14. Использование наступательных стратегий для закрепления конкурентного преимущества. Наступление на сильные стороны конкурента. Наступление на слабые стороны конкурента. Многоплановое наступление. Наступление за пределами существующего рынка. "Партизанское" наступление. Упреждающие действия. Выбор конкурента для атаки.

Лекция 15. Использование стратегий защиты и сохранение конкурентного преимущества. Стратегии вертикальной интеграции. Положительные стороны вертикальной интеграции. Стратегические недостатки вертикальной интеграции. Сильные и слабые стороны первенства.

 


http://www.vfengec.vbg.ru/econ_lek/26/pr...