Эксоцман
на главную поиск contacts

Программа курса «Диалоги»

Опубликовано на портале: 09-12-2003
Факультет: экономический факультет
Кафедра: Экономико-математическая школа
Год: 9-11 класс
Язык: Русский

Aннотация:
Цель курса: дать слушателям возможность самостоятельно повторить рассуждения основателей мировой экономической мысли (А. Смит, Д. Рикардо), приведённые в самых известных их работах, и показать, что от предельно простых утверждений, понятных любому неподготовленному слушателю, можно перейти к весьма содержательным выводам, справедливым не только для начала XIX века, но и применимым в некоторых областях современной экономической жизни. Кроме того, продемонстрировать, что не все красивые, на первый взгляд, логические заключения, встречающиеся в работах «классиков», в действительности являются таковыми; что зачастую они противоречивы, подменяют одни понятия другими и в результате приводят к любопытным утверждениям, уже вовсе не согласующимся с действительностью. Дать краткую характеристику основным направлениям экономической науки, развившимся на основе учений «отцов».

Курс предназначен для учащихся 9-11 классов средней школы и рассчитан на 72 академических часа.



План занятия:
1) мини-контрольная работа (5–10 минут) (тест или открытый вопрос по проблемам, обсуждённым на предыдущем занятии);
2) беседа со слушателями по мотивам книги «классика». Учащиеся, либо объединённые в группы, либо самостоятельно, рассуждают на тему поставленных проблем и описываемых явлений. Роль преподавателя — направление мыслей слушателей в сторону, которая привлекла внимание экономиста. Сфера обсуждения планируется более широкой, чем «чистая» экономика — в процессе диалога со слушателями могут быть затронуты различные географические, исторические, политические аспекты развития социально-экономических отношений. Основные вехи обсуждения фиксируются в письменной форме;
3) в конце занятия кратко повторяется вся логическая цепочка, построенная совместными усилиями слушателей и преподавателей;
4) домашнее задание, заключающееся в прочтении соответствующих прошедшему занятию частей сочинений «классика».

Формы контроля:мини-контрольная работа + активность в течение занятия. Последний показатель имеет решающее значение, поскольку для курса важны самостоятельные рассуждения слушателей, а говорят на занятиях в основном последние. Экзамен в конце семестра по основным идеям, рассмотренным «классиками». Оценка за семестр — сумма баллов за посещение занятий, работу на занятии, результатов мини-контрольных и экзамена. Определяющую роль играет активность на занятии.

План занятий:
Первый семестр
1. Знакомство с преподавателями, курсом и слушателями, включающее короткий рассказ каждого из последних о себе. Разделение труда. Причины возникновения. История появления. Выгоды от использования. Примеры. Разделение труда в промышленности и сельском хозяйстве. Разделение труда как причина технического прогресса. По «Исследованию о природе и причинах богатства народов» А. Смита
2. Причины разделения труда. Препятствия разделению труда. Происхождение и употребление денег. История.
3. Действительная и номинальная цена товаров (в деньгах и в трудовом эквиваленте). Составные части цены товаров: заработная плата, прибыль на капитал, земельная рента.
4. Естественная и рыночная цена товаров. Колебания цен.
5. Заработная плата. Номинальная и реальная зарплата. Отношения между продавцом и покупателем труда. Союзы работников и предпринимателей. Заработная плата и экономический рост. Колебания заработной платы.
6. Прибыль на капитал. Причина возникновения. Соотношение с нормой процента. Прибыль и зарплата при приложении к разным сферам хозяйства. Роль государства.
7. Земельная рента. Виды продуктов, классификация по предоставляемой ренте.
8. Продукты земли и способы их увеличения: три типа.
9. Капитал, накопление и применение. Основной и оборотный капитал.
10. Деньги для поддержания капитала. Золотые и бумажные деньги. Векселя.
11. Накопление капитала, капитал под проценты, различные помещения капитала. Производительное и непроизводительное применение капитала.
12. Экзамен

Второй семестр
13. Теория стоимости. В основном, по «Началам политической экономии и налогового обложения» Д. Рикардо
14. Проблемы ренты
15. Естественная и рыночная цены. Заработная плата
16. Прибыль
17-18. Международная торговля
19. Развитие экономической мысли в XIX веке
20. Развитие экономической мысли в первой половине XX века
21. Развитие экономической мысли во второй половине XX века. Повторение
22. Экзамен

Основная литература:
1. Блауг М. Адам Смит.
2. Блауг М. Система Рикардо
3. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения в Антология экономической классики. М., 1993
4. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов в Антология экономической классики. М., 1993
5. Прочие критические статьи по [3] и [4], а также материалы по истории экономической мысли.

Полный текст программы на сайте Экономико-математической школы:
http://www.emsch.ru/main.php?tid=412