Эксоцман
на главную поиск contacts

Основные концепции гендерной теории. Гендерный подход в гуманитарных науках

Опубликовано на портале: 06-12-2003
Год: 9 семестр, 5 курс
Язык: Русский
Тематические разделы: Социология, Гендерная социология

Aннотация:
Учебно-методическое пособие по курсу «Основные концепции гендерной теории. Гендерный подход в гуманитарных науках» содержит список основной справочной, учебной и классической литературы, программу курса, планы семинарских занятий, вопросы к зачету, примерные темы творческих работ и методические рекомендации по работе над ними.
Работа предназначена для студентов и аспирантов ВУЗов.



Введение
Тип курса: специализация.
Объем курса: 40 часов.
Форма преподавания: лекции, семинары, групповые и индивидуальные консультации.

Описание курса: Данный курс рассчитан на студентов и аспирантов ВУЗов. В ходе курса рассматриваются основные идеи и понятия гендерных исследований на уровне теории, методологии и практики.
Целью курса является ознакомить студентов и аспирантов с основными понятиями, подходами и направлениями гендерной теории с точки зрения исторической и современной перспектив на Западе и в России; проанализировать гендерную ситуацию в современной России; показать возможности применения гендерной теории и методологии для проведения исследований в области социальных и гуманитарных наук.

Задачи курса: Курс предполагает дать знания основных категорий и понятий гендерного анализа и научить студентов критически подходить к интерпретациям и репрезентациям гендерных проблем в учебных текстах, СМИ, законодательных актах и т.д. Настоящее учебно-методическое пособие содержит список основной справочной, учебной и классической литературы, программу курса, планы семинарских занятий, вопросы к зачету, примерные темы творческих работ и методические рекомендации по работе над ними.


Список основной литературы.

1. Жеребкина Ирина «Прочти моё желание…». Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. – М.: Идея – Пресс, 2000.
2. Клименкова Т. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. – М.: Преображение, 1996.
3. Теория и история феминизма. / Под ред. И.А.Жеребкиной/. – Харьковский Центр Гендерных Исследований, Ф-Пресс, 1996.
4. Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований». / Под ред. О.А.Ворониной, Н.С.Григорьевой, Л.Г.Луняковой/. – М.: МЦГИ / МВШСЭН, 2000.
5. Феминология. Семьеведение. Учебное пособие. – М.: Союз, 1997.
6. Шинелева Л.Т. Женщина в зеркале времени. – М., 1993.

Программа курса.


Раздел I.Введение в предмет гендерных исследований

Лекция 1. Предпосылки становления гендерных исследований. – 2 часа.
План лекции:
1. Традиционные подходы к проблеме «мужского» и «женского» в различных дисциплинах.
2. История возникновения гендерных исследований из феминистских концепций на Западе.
Представление «женского» и «мужского», «феминного» и «маскулинного» в традиционных философских, социологических и психологических теориях пола.
Появление феминизма и феминистской теории. Основные идеи, направления и теории. Концепции либерального, марксистского, социалистического, радикального, психоаналитического, экзистенциалистского и постмодернистского феминизмов. Феминистская критика традиционной науки. Проникновение феминистской теории в академическую среду – международные исследовательские и учебные центры.

Литература:
1. Воронина О.А. Философия пола // Философия: Учебник. / Под ред. В.Д.Губина и др. – М.: Русское слово, 1998. – С. 388 – 407.
2. Воронина О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе. // ОНС, 2000. - № 4. – С.9 – 20.
3. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России. // ОНС, 1999. - № 6. – С.177 – 185.
4. Теория и история феминизма. / Под ред. И.А.Жеребкиной/. – Харьковский Центр Гендерных Исследований, Ф-Пресс, 1996.
5. Феминология. Семьеведение. Учебное пособие. – М.: Союз, 1997.
6. Хоткина З.А. Гендерным исследованиям в России – десять лет. // ОНС, 2000. - № 4. – С.21 – 26.
7. Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований». / Под ред. О.А.Ворониной, Н.С.Григорьевой, Л.Г.Луняковой/. – М.: МЦГИ / МВШСЭН, 2000.

Лекция 2. Понятие «гендер». Гендерный подход в современной науке. – 2 часа.
План лекции:
1. Понятие «гендер» и основные направления гендерной теории.
2. Проблематика гендерных исследований как научной и учебной дисциплины в России. Возможности применения гендерного подхода в социальных науках (философии, социологии, политологии и т.д.) и в социальной практике.
Становление гендерных исследований. Отличие гендерных исследований от Women’s Studies. Основные направления гендерной теории. Дифференциация понятий пол и гендер. Определения гендера.
Развитие гендерных исследований в России – центры женских и гендерных исследований, ресурсно-информационные центры. Опыт преподавания курсов «Феминологии», «Теории гендера», «Философии пола», «Гендерный подход в изучении политики и права», «Гендер и социальная политика» и т.д. в Вузах России.

Литература:
1. Абубикова Н.И. Что такое гендер? // ОНС, 1996. - № 6. – 123 – 125.
2. Воронина О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе. // ОНС, 2000. - № 4. – С.9 – 20.
3. Воронина О.А. Философия пола // Философия: Учебник. / Под ред. В.Д.Губина и др. – М.: Русское слово, 1998. – С. 388 – 407.
4. Габриелян Н.М. Пол. Культура. Религия. // ОНС, 1996. - № 6. – С. 126 – 133.
5. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России. // ОНС, 1999. - № 6. – С.177 – 185.
6. Пушкарёва Н.Л. Гендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы// Вопросы истории. 1998. №6. – С. 76 – 86.
7. Репина Л.П. Гендерная история: проблемы и методы исследования// Новая и новейшая история.1997. №6. – С. 41 – 58.
8. Теория и история феминизма. / Под ред. И.А.Жеребкиной/. – Харьковский Центр Гендерных Исследований, Ф-Пресс, 1996.
9. Теория и история феминизма. / Под ред. И.А.Жеребкиной/. – Харьковский Центр Гендерных Исследований, Ф-Пресс, 1996.
10. Феминология. Семьеведение. Учебное пособие. – М.: Союз, 1997.
11. Хоткина З.А. Гендерным исследованиям в России – десять лет. // ОНС, 2000. - № 4. – С.21 – 26.
12. Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований». / Под ред. О.А.Ворониной, Н.С.Григорьевой, Л.Г.Луняковой/. – М.: МЦГИ / МВШСЭН, 2000.

Раздел II. Проблема гендерных исследований в истории философии

Лекция 3. Проблема пола в Античной философии. – 2 часа.
План лекции:
1. Основные подходы к представлению «женского» и «мужского», «феминного» и «маскулинного» в философских концепциях.
2. Дихотомия высшего - низшего в античной философии. Проблема души и тела в философии Платона и Аристотеля.
Два основных подхода к представлению «женского» и «мужского», «феминного» и «маскулинного» в истории философии: традиционный (Аристотель, Руссо, Кант, Фрейд, Толстой и т.д.) и эгалитарный (Платон, Сен-Симон, Герцен, Булгаков и т.д.) Положение женщины в рабовладельческом строе: первые феминистские и антифеминистские идеи. Платон как «первый феминист»: отрицание физической неполноценности женщины. Этическое обоснование неравноправия полов у Аристотеля. Сходство и различия в понимании «женщины» во взглядах Платона и Аристотеля.

Литература:
1. Айвазова С. К истории феминизма// ОНС, 1994. №6. – С. 153 – 168.
2. Аристотель. Политика. Сочинения в 4-х тт. Т. 4./ АН СССР, Ин-тут философии. М.: Мысль, 1975. – (Философское наследие).
3. Воронина О.А. Философия пола // Философия: Учебник. / Под ред. В.Д.Губина и др. – М.: Русское слово, 1998. – С. 388 – 407.
4. Клименкова Т. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. – М.: Преображение, 1996.
5. Платон. Государство. Собрание сочинений: В 3тт. Т.3, ч.1./ АН СССР, Ин-тут философии. М.: Мысль, 1971. – (Философское наследие).
6. Теория и история феминизма. / Под ред. И.А.Жеребкиной/. – Харьковский Центр Гендерных Исследований, Ф-Пресс, 1996.
7. Федосеева Н. Проблема гендерного неравенства. //Преображение. 1996. № 4. – С. 5 – 19.
8. Феминология. Семьеведение. Учебное пособие. – М.: Союз, 1997.
9. Шинелева Л.Т. Женщина в зеркале времени. – М., 1993.

Лекция 4. Проблема пола в Средневековой философской традиции. – 2 часа.
План лекции:
1. Представления о взаимоотношениях полов в Средние Века.
2. Представление о женском у Августина Блаженного.
3. Этика взаимоотношений полов у Фомы Аквинского.
Положение женщины в эпоху Средневековья. Противопоставление Богоматери и праматери Евы, как сообщницы дьявола в Христианстве. Культ Прекрасной Дамы. Противопоставление плоти духу как противопоставление женского мужскому у Августина. Мышление и воля как мужские качества в философии Фомы Аквинского.

Литература:
1. Брандт Г.А. Природа женщины как проблема (Концепции феминизма)// ОНС. 1998. №2. – С.167 – 180.
2. Воронина О. Женское предназначение: миф, идеология, практика// Искусство кино. 1991. №6. – С. 14 – 17.
3. Воронина О.А. Философия пола // Философия: Учебник. / Под ред. В.Д.Губина и др. – М.: Русское слово, 1998. – С. 388 – 407.
4. Клименкова Т. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. – М.: Преображение, 1996.
5. Мольтманн–Вендель Э. И сотворил Бог мужчину и женщину: Феминистская теология и человеческая идентичность// Вопросы философии. 1991. №3. – С.91 – 104.
6. Теория и история феминизма. / Под ред. И.А.Жеребкиной/. – Харьковский Центр Гендерных Исследований, Ф-Пресс, 1996.
7. Шинелева Л.Т. Женщина в зеркале времени. – М., 1993.

Лекция 5. Проблема пола в период Нового времени. – 4 часа.
План лекции:
1. Представление «женского» и «мужского» как оппозиции разума и эмоций в ранний период эпохи Нового Времени.
2. Взгляд на женщину и её роль в обществе в эпоху Просвещения.
Эпоха буржуазных революций и идея “естественного” равенства людей XVII века. Оппозиция разум - эмоции в философии Декарта; противоречие во взглядах Джона Локка: понимание «женской» и «мужской» природы и ролей в социуме. Идея построения идеального общества через пересмотр прав женщин во взглядах социалистов-утопистов (Сен-Симон, Оуэн, Фурье).
Определении рационального как маскулинного, понимание эмоционального и чувственного как «феминного» у Ж.-Ж.Руссо. Лояльность Дидро, Кондорсе, Гельвеция по отношению к женщинам.
Нравственность рационального Канта: совмещение морального и маскулинного на основе рациональности мужчин. Врождённость чувства прекрасного у женщин.

Литература:
1. Айвазова С. К истории феминизма// ОНС, 1994. №6. – С. 153 – 168.
2. Брандт Г.А. Природа женщины как проблема (Концепции феминизма)// ОНС. 1998. №2. – С.167 – 180.
3. Воронина О.А. Философия пола // Философия: Учебник. / Под ред. В.Д.Губина и др. – М.: Русское слово, 1998. – С. 388 – 407.
4. Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании./АН СССР, Ин-тут философии. М., соцэкгиз, 1936.
5. Дидро Д. Избранные атеистические произведения./ Ред. и статья Х.Н.Момджян. АН СССР, Ин-тут истории. М., 1956.
6. Кант И. Сочинения: В 6-ти тт. Т.2./ АН СССР, Ин-тут философии. [Под общ. ред. В.Ф.Асмуса, А.В.Гулыги, Т.И.Ойзермана]. М.: Мысль, 1964.
7. Клименкова Т. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. – М.: Преображение, 1996.
8. Локк Д. Два трактата о правлении. Сочинения: В 3-х тт. Т.3./ Пер. с англ. и лат. Т.3/ Ред. и сост., авт. примеч. А.Л.Субботин. М.: Мысль, 1988. – (Философское наследие).
9. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. Педагогические сочинения в 2-х тт. Т.2./ Под ред. Г.Н.Джимбуладзе. М., Педагогика, 1981.
10. Теория и история феминизма. / Под ред. И.А.Жеребкиной/. – Харьковский Центр Гендерных Исследований, Ф-Пресс, 1996.
11. Федосеева Н. Проблема гендерного неравенства. //Преображение. 1996. № 4. – С. 5 – 19.
12. Феминология. Семьеведение. Учебное пособие. – М.: Союз, 1997.
13. Шинелева Л.Т. Женщина в зеркале времени. – М., 1993.

Лекция 6. Проблема пола в философских теориях и концепциях конца XIX – начала XX веков. – 4 часа.
План лекции:
1. «Анатомия – это судьба» в философских теориях и концепциях конца XIX – начала XX веков.
2. «Женское» как маргинальное в теориях «неклассической» философии XX века. Понятия языка, дискурса, власти и субъективности. Влияние постструктурализма на современное понимание политического и социального.
Структура «мужского» и «женского» психического; природа женского и мужского сексуального по Фрейду: бессознательное как выражение «женского»; Эдипов комплекс и комплекс кастрации. Позитивный психоанализ женщины К.Хорни. Критика Фрейда Жаком Лаканом, Джулиет Митчелл, Ненси Чодоров.
Проблема субъекта и объекта: понятие «я» и «другого»; экзистенциалистская концепция субъективности С.де Бовуар; философская концепция письма Жака Дерриды. Концепция власти Мишеля Фуко; интерпретация тела как конструкта социальных норм и регуляторов. Критика бинарности мышления и понятия «нормы» Ю. Кристевой.

Литература:
1. Айвазова С. К истории феминизма// ОНС, 1994. №6. – С. 153 – 168.
2. Бовуар С. де. Второй пол. Т. 1 и 2: Пер. с франц./ Общ. ред. и вступит. ст. С.Г.Айвазовой, коммент. М.В.Аристовой. М.: Прогресс; С-Пб.: Алетейя, 1997.
3. Брандт Г.А. Природа женщины как проблема (Концепции феминизма)// ОНС. 1998. №2. – С.167 – 180.
4. Воронина О.А. Философия пола // Философия: Учебник. / Под ред. В.Д.Губина и др. – М.: Русское слово, 1998. – С. 388 – 407.
5. Жеребкина Ирина «Прочти моё желание…». Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. – М.: Идея – Пресс, 2000.
6. Клименкова Т. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. – М.: Преображение, 1996.
7. Козлова Н.Н. Гендер и вхождение в модерн. // ОНС, 1999. №5.
8. Милетт К. Теория сексуальной политики (предисловие к публикации О.А.Ворониной) // Вопросы философии. 1994. №9. – С. 147 – 172.
9. Современная западная философия: Словарь. / Сост. В.С.Малахов, В.П.Филатов. М.: Политиздат, 1991.
10. Теория и история феминизма. / Под ред. И.А.Жеребкиной/. – Харьковский Центр Гендерных Исследований, Ф-Пресс, 1996.
11. Ушакин С.А. Пол как идеологический продукт// Человек 1997. №2. – С.62 – 75.
12. Феминология. Семьеведение. Учебное пособие. – М.: Союз, 1997.
13. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. – (Классики науки).
14. Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований». / Под ред. О.А.Ворониной, Н.С.Григорьевой, Л.Г.Луняковой/. – М.: МЦГИ / МВШСЭН, 2000.

Лекция 7. Проблема пола в русской философской традиции. – 4 часа.
План лекции:
1. Идеи женской эмансипации в трудах Н.Г.Чернышевского, А.И.Герцена.
2. Традиционность взглядов Л.Н.Толстого.
3. Проблемах пола в христианской философии: взгляды Вл.Соловьёва, Н.Бердяева, С.Булгакова, В.Розанова, Д.Мережковского.
«Девятнадцать столетий Христианства люди могли научить людей понимать в женщине человека» А.И.Герцен. Рассуждения о роли воспитания Н.Г.Чернышевского и А.И.Герцена. «Совершенная» женщина по Л.Н.Толстому.
Учение о мировой душе (Вечной Женственности, Софии) Вл.Соловьева. Любовь и всеединство. Метафизика пола Н.Бердяева. Представления об андрогинности. Христианская любовь и семья в философии С.Булгакова. Взгляды на пол и христианство В.Розанова.

Литература:
1. Айвазова С. К истории феминизма// ОНС, 1994. №6. – С. 153 – 168.
2. Бердяев Н.А. Эрос и личность: Философия пола и любви. М., 1989.
3. Брандт Г.А. Природа женщины как проблема (Концепции феминизма)// ОНС. 1998. №2. – С.167 – 180.
4. Булгаков С.Н. Избранные статьи. Сочинения: В 2-х тт. Т.2./Сост. и вступ. ст., примеч. И.Б.Роднянская. М.: Наука, 1993. [Приложение к журналу «Вопросы философии»].
5. Воронина О.А. Философия пола // Философия: Учебник. / Под ред. В.Д.Губина и др. – М.: Русское слово, 1998. – С. 388 – 407.
6. Герцен А.И. Капризы и раздумья. Сочинения: В 2-х тт. Т.1./ АН СССР, Ин-тут философии. М.: Мысль, 1985. – С. 154 – (Философское наследие).
7. Здравомыслова О.М. «Русская идея»: антиномия женственности и мужественности в национальном образе России. // ОНС, 2000. - №4. – С. 109 – 115.
8. Клименкова Т. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. – М.: Преображение, 1996.
9. Осипович Т.Е. Победа над рождением и смертью, или Женофобия русской утопической мысли на рубеже веков. // ОНС, 1998. №4. – С.
10. Розанов В.В. Опавшие листья/ Сост. и вступ. ст. А.В.Гулыги. М.: Современник, 1992.
11. Рябов О.В. «Mother Russia»: гендерный аспект образа России в западной историософии. // ОНС, 2000. - №4. - С. 116 – 122.
12. Толстой Л.Н. Избранные философские произведения/ [Сост., авт. вступ. ст. Н.П.Семыкин]. М.: Просвещение, 1992.
13. Федосеева Н. Проблема гендерного неравенства. //Преображение. 1996. № 4. – С. 5 – 19.
14. Феминология. Семьеведение. Учебное пособие. – М.: Союз, 1997.
15. Шинелева Л.Т. Женщина в зеркале времени. – М., 1993.

Раздел III. Основные проблемы гендера в гуманитарных науках.

Лекция 8. Основные этапы женского движения. – 2 часа.
План лекции:
1. Политическая мысль о роли женщин в политической жизни общества.
2. Основные этапы женского движения. Основные политические концепции феминизма. Политическая мысль о роли женщины в политической жизни. Роль женщины в греческой демократии (Платон, Аристотель), в эпоху средневековья (Ибн-Рушд), в эпоху Нового Времени (Гоббс, Локк), в эпоху Просвещения (Ж.-Ж.Руссо, Гегель, Дж.С.Милль). Основные этапы: с начала XIX века до 1830г. («Декларация прав Олимпии де Гуж); с 1830 – 1960гг. – «первая волна» феминизма; с 1960 – по нач. 1990ых – «вторая волна» феминизма; с нач. 1990ых – по настоящее время – «третья волна» феминизма.
Основные политические концепции феминизма. Либеральный, марксистский и радикальный, социалистический феминизмы и их теоретические установки.

Литература:
1. Айвазова С. К истории феминизма// ОНС, 1994. №6. – С. 153 – 168.
2. Клименкова Т. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. – М.: Преображение, 1996.
3. Теория и история феминизма. / Под ред. И.А.Жеребкиной/. – Харьковский Центр Гендерных Исследований, Ф-Пресс, 1996.
4. Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований». / Под ред. О.А.Ворониной, Н.С.Григорьевой, Л.Г.Луняковой/. – М.: МЦГИ / МВШСЭН, 2000.
5. Феминология. Семьеведение. Учебное пособие. – М.: Союз, 1997.
6. Шинелева Л.Т. Женщина в зеркале времени. – М., 1993.

Лекция 9. Этапы становления женского движения в России. – 4 часа.
План лекции:
1. Предпосылки женского движения в России. Этапы женского движения в России.
2. Идеологические направления женского движения в России второй половины XIX века – начала XX века.
3. Решение «женского вопроса» в советский период (1917 – 1991 гг.)
4. Современное женское движение в России.
Социально-политическая ситуация в пореформенной России. Этапы женского движения: 1859 – 1895гг. – этап становления (борьба за доступ к высшему образованию); 1895 – 1906гг. – этап организованной дифференциации и политизации (первые политические организации); 1907 – 1914гг. – этап формирования массового движения (борьба за политические права, Первый Всероссийский женский съезд); 1914 – июнь 1917гг. – этап организационной стабилизации гражданских инициатив.
Три направления женского движения второй половины XIX века – начала XX века: либерально-демократическое, социал-демократическое, национал патриотическое. Выдающиеся лидеры женского движения: Н.В.Стасова, А.Н.Шабанова, А.М.Коллонтай. Два взгляда на решение «женского вопроса» в Советской России (Н.К.Крупская, А.М.Коллонтай). Женские организации в советский период (1917 – 1991 гг.): женсоветы и Комитет Советских женщин.
Современное женское движение в России. Женские организации как носители эгалитарной концепции решения женского вопроса. Профессиональные женские организации. Женские организации по защите интересов семьи и детей; кризисные и информационно-ресурсные центры; женские сети.

Литература:
1. Айвазова С. К истории феминизма// ОНС, 1994. №6. – С. 153 – 168.
2. Айвазова С.Г. Идейные истоки женского движения в России. // ОНС, 1991. №4.
3. Айвазова С.Г. Женское движение в России: традиции и современность. // ОНС, 1995. №2.
4. Гощило Е. Перестройка или «домостройка»? Становление женской культуры в условиях гласности. // ОНС. 1991. №4.
5. Иваницкий В.Г. Русская женщина и эпоха «Домостроя». // ОНС. 1995. №3.
6. Ионов И.Н. Женщины и власть в России: история и перспективы. // ОНС, 2000. № 4. – С.75 – 87.
7. Женщина – Президент России? Беседа за «круглым столом». // ОНС. 2000. №2.
8. Клименкова Т. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. – М.: Преображение, 1996.
9. Осипович Т.Е. Коммунизм, феминизм, освобождение женщин и Александра Коллонтай. // ОНС. 1993. №1.
10. Осипович Т.Е. Проблемы пола, брака, семьи и положение женщины в общественных дискуссиях середины 1920-х годов. // ОНС. 1994. №1.
11. Теория и история феминизма. / Под ред. И.А.Жеребкиной/. – Харьковский Центр Гендерных Исследований, Ф-Пресс, 1996.
12. Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований». / Под ред. О.А.Ворониной, Н.С.Григорьевой, Л.Г.Луняковой/. – М.: МЦГИ / МВШСЭН, 2000.
13. Феминология. Семьеведение. Учебное пособие. – М.: Союз, 1997.
14. Шинелева Л.Т. Женщина в зеркале времени. – М., 1993.

Лекция 10. Проблема гендера в сфере политики. – 4 часа.
План лекции:
1. Гендерное измерение политических процессов. Критика конвенциональной политики.
2. Типы вхождения женщин в политику: женские политические элиты.
3. Женщины в российской политике: их роль и статус. Формы привлечения женщин в политику.
4. Способы выравнивания гендерной асимметрии в политике. Общие тенденции представительства женщин на международном, национальном и локальном уровнях в институтах власти (парламенты, правительства, политические партии, областные и муниципальные структуры). Политический статус женщин, политические ценностные ориентации, политическое поведение женщин.
Женское политическое лидерство: четыре типа вхождения женщин в политику: «клановый» (Беназир Бхутто, Корасон Акино, Индира Ганди, Соня Ганди и т.д.); «кризисный» (Виолетта де Чаморро, Мария Эмма Мехия Велес, Казимира Прунскене и т.д.); «социал-демократический» (Вигдис Финнбогадоттир, Гру Харлем Брундланд и т.д.); «случайный» (Маргарет Тэтчер, Мадлен Олбрайт).
Женщины во властных структурах в России. Г.Силласте о женских элитах начиная с периода социализма до наших дней). Политическая активность женщин в России, объективные и субъективные причины отчуждения женщин от власти в современной России.
Политика равных прав и равных возможностей (на примере США, стран Скандинавии) и механизмы достижения демократии (квотирование, паритет).

Литература:
1. Айвазова С.Г. Идейные истоки женского движения в России. // ОНС, 1991. №4.
2. Айвазова С.Г. Женское движение в России: традиции и современность. // ОНС, 1995. №2.
3. Айвазова С. Женщины и политика в западном обществе// Социс. 1989. №5. – С. 124 – 129.
4. Делокаров К.Х. Женщина и ценности западноевропейской индустриальной цивилизации. // ОНС, 2000. № 4. – С.68 – 74.
5. Ионов И.Н. Женщины и власть в России: история и перспективы. // ОНС, 2000. № 4. – С.75 – 87.
6. Клименкова Т. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. – М.: Преображение, 1996.
7. Кочкина Е.В. Женщины в российских органах власти. //ОНС, 1999. - №1. – С. 173 – 183.
8. Лахова Е. От концепций к программе действий// Человек и труд. 1995. №4. – С. 42 – 47.
9. Силласте Г. Г. Социогендерные отношения в период социальной трансформации России.// Социс. 1994. № 3. – С. 15 – 22.
10. Степанова Н.М. Женщины в парламенте: роскошь или необходимость? // ОНС, 1993. - № 5.
11. Степанова Н.М. Опыт использования гендерных квот в странах Западной Европы. // ОНС, 1999. - №4.
12. Теория и история феминизма. / Под ред. И.А.Жеребкиной/. – Харьковский Центр Гендерных Исследований, Ф-Пресс, 1996.
13. Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований». / Под ред. О.А.Ворониной, Н.С.Григорьевой, Л.Г.Луняковой/. – М.: МЦГИ / МВШСЭН, 2000.
14. Феминология. Семьеведение. Учебное пособие. – М.: Союз, 1997.
15. Шинелева Л.Т. Женщина в зеркале времени. – М., 1993.

Лекция 11. Проблемы социализации - гендерный аспект. – 2 часа.
План лекции:
1. Стратификация по признаку пола.
2. Социализация как механизм конструирования женственного и мужественного. Понятие гендерной идентичности.
3. Гендерные ролевые стереотипы и идеалы.
Понятие гендерной стратификации. Концепции дифференциации гендерных ролей: половой диморфизм (В.А.Геодакян, теория функционализма Т.Парсонса и её критика М.Мид) и половой символизм (неомарксисты: Г.Гибш, М.Форверг, Х.Хартман; теория гендерной схемы С.Бем). Понятие гендерной идентичности. Формирование гендерной идентичности: возрастные границы и механизмы. Теории усвоения половой роли: психоаналитическая теория, теория социального научения, теория когнитивного развития, новая психология пола. Институты гендерной социализации: семья, школа, друзья, СМИ и т.д.
Культурные репрезентации мужского и женского. Различие между ролью и идентичностью. Стереотипы мужских и женских ролей и возможность их смены.

Литература:
1. Бондаренко Л.Ю. Роль женщины: от прошлого к настоящему. // ОНС, 1996. - №6. – С. 163 – 170.
2. Вулф Н. Миф о красоте: Как представления о красоте используются против женщин// Иностранная литература. 1993. №3. – С.219 – 235.
3. Грошев И.В. Рекламные технологии гендера. // ОНС, 2000. - №4. – С.172 – 187.
4. Делокаров К.Х. Женщина и ценности западноевропейской индустриальной цивилизации. // ОНС, 2000. № 4. – С.68 – 74.
5. Женщина и визуальные знаки. Под ред. А.Альчук. – М.: Идея-Пресс, 2000.
6. Жеребкина Ирина «Прочти моё желание…». Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. – М.: Идея – Пресс, 2000.
7. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России. // ОНС, 1999. - № 6. – С.177 – 185.
8. Клименкова Т. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. – М.: Преображение, 1996.
9. Курильски-Ожвэн Ш. Русская культурная модель и эволюция нормативного регулирования семьи. // ОНС, 1995. - № 5. – С.
10. Митина О.В. Женское гендерное поведение в социальном и кросскультурном аспектах. // ОНС, 1999. - №3. – С.179 – 191.
11. Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований». / Под ред. О.А.Ворониной, Н.С.Григорьевой, Л.Г.Луняковой/. – М.: МЦГИ / МВШСЭН, 2000.

Лекция 12. Проблемы гендерной теории и экономики. – 2 часа.
План лекции:
1. Исторические подходы к анализу женского труда.
2. Гендерное экономическое неравенство - дискриминация на рынке труда по признаку пола; гендерная сегрегация на рынке труда.
3. Современная ситуация на рынке занятости в России.
Основные исторические подходы к анализу женского труда; семьи и домашнего хозяйства; брачных отношений и репродуктивному поведению: марксистский подход; неомарксизм и феминистская критика (Кристин Дельфи, Хайди Хартманн); неоклассический подход и их феминистская критика.
Основные характеристики женской занятости на рынке труда. Понятие профессиональной сегрегации на рынке труда по признаку пола. «Мужские» и «женские» сферы занятости. Половая дискриминация при найме и продвижении по службе; гендерная дифференциация в системе подготовки кадров. Проблема двойной – тройной нагрузки женщин. Сексуальная эксплуатация женщин.
Современная экономическая реформа в России, её влияние на гендерную ситуацию. Женская безработица. Женское предпринимательство.

Литература:
1. Груздева Е.Б., Ржаницына Л.С.,Хоткина З.А. Женщина на рынке труда. // ОНС, 1992. №3.
2. Давыдова Н.М. Глава семьи: распределение ролей и способ выживания. // ОНС, 2000. №4. – С. 50 – 57.
3. Журженко Т.Ю. Дискурс Рынка и проблема гендера в экономике. // ОНС, 1999. №5.
4. Журжуенко Т.Ю. Социальное воспроизводство как проблема феминистской теории. // ОНС, 2000. №4. – С. 27 – 40.
5. Теория и история феминизма. / Под ред. И.А.Жеребкиной/. – Харьковский Центр Гендерных Исследований, Ф-Пресс, 1996.
6. Феминология. Семьеведение. Учебное пособие. – М.: Союз, 1997.
7. Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований». / Под ред. О.А.Ворониной, Н.С.Григорьевой, Л.Г.Луняковой/. – М.: МЦГИ / МВШСЭН, 2000.
8. Чепуренко А.Ю., Обыденнова Т.Б, Отношения в малом предпринимательстве: проблемы работающих женщин. // ОНС, 2000. №4. – С. 41 – 50.
9. Шинелева Л.Т. Женщина в зеркале времени. – М., 1993.

Лекция 13. Гендерные аспекты языка и коммуникации. – 2 часа.
План лекции:
1. Связь языка и пола, исторический аспект. 2. Мужественность и женственность как культурные концепты.
Два периода изучения взаимосвязи языка и пола его носителей: биологический детерминизм (символико-семантическая теория Гердера, Гримм, в Гумбольдта о связи природного пола и грамматического рода; Э.Борнеман о роли гендерного фактора в развитии общества) и собственно гендерные исследования (открытие XVII века «экзотических» первобытных языков с разделением на женский и мужской варианты; Э.Сепир, О.Есперсон, Ф.Маутнер о социальных и исторических причинах гендерных различий в языке). Развитие социолингвистики в 60е годы XX века: квантитативные исследования В.Лабова и П.Трудгилля о влиянии пола носителей языка на языковую компетенцию. Возникновение феминистской лингвистики: труды Р.Лакофф «Язык и место женщины», С.Тремель-Плетц «Лингвистика и женский язык», Л.Пуш «Немецкий язык как язык мужчин» об андроцентричности языков и ущербности образа женщины в картине мира.
Образ женщины, представления о женственности и мужественности в мифах, сказках, пословицах, в мировой литературе. Современная массовая культура, образы и гендерные стереотипы, создаваемые ею.

Литература:
1. Галина М.С. Гендер в зеркале фантастики. // ОНС, 1998. №1.
2. Галина М.С. Авторская интерпретация универсального мифа (Жанр «фэнтези» и женщины-писательницы). // ОНС, 1998. №6.
3. Женщина и визуальные знаки. Под ред. А.Альчук. – М.: Идея-Пресс, 2000.
4. Жеребкина Ирина «Прочти моё желание…». Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. – М.: Идея – Пресс, 2000.
5. Иваницкий В.Г. От женской литературы – к «женскому роману»? // ОНС, 2000. №4. – С. 151 – 163.
6. Кирилина А.В. Гендерные исследования в зарубежной и российской лингвистике (Философский и методологический аспекты). // ОНС, 2000. №4. – С.138 – 143.
7. Клименкова Т. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. – М.: Преображение, 1996.
8. Люсин В.Н. Особость архетипов женского / девичьего успеха в русской сказке. // ОНС, 2000. №4. – С. 88- 102.
9. Суковатая В.А. Сатира как репрессия: гендерные политики в бытовом фольклоре. // ОНС, 2000. №4. – С. 103 – 108.
10. Трофимова Е.И. Женская литература и книгоиздание в современной России. // ОНС, 1998. №5.
11. Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований». / Под ред. О.А.Ворониной, Н.С.Григорьевой, Л.Г.Луняковой/. – М.: МЦГИ / МВШСЭН, 2000.
12. Чучин-Русов А.Е. Гендерные аспекты культуры. // ОНС, 1996. - №6. – С.141 – 153.
13. Герасимов И.В. Право- и левополушарные формы сознания в истории культуры. Опыт исторического эксперимента. // ОНС, 1996. - №6. – С.154 – 162.

Семинар 1. Основные идеи и направления феминизма.
1. Социальные и интеллектуальные предпосылки феминизма.
2. Концепции либерального, марксистского, социалистического, радикального, психоаналитического и постмодернистского феминизмов.

Семинар 2. Понятие гендера.
1. Основные направления гендерной теории. Различия понятий пол и гендер.
2. Определения гендера.

Семинар 3. Институты социализации и проблема гендерной идентичности.
1. Понятие гендерной идентичности.
2. Роль семьи, школы и средств массовой информации в формировании гендерных ролевых стереотипов и идеалов.

Вопросы к зачету:
1. Предпосылки становления гендерных исследований.
2. Понятие «гендер», его отличие от понятия «пол».
3. Основные подходы к представлению «женского» и «мужского» в античной философии.
4. Представления о взаимоотношениях полов в Средние Века.
5. Представление «женского» и «мужского» в период Нового Времени.
6. Представление пола в философских теориях и концепциях конца XIX – начала XX веков.
7. Теории пола в «неклассической» философии XX века. Понятия языка, дискурса, власти и субъективности.
8. Идеи женской эмансипации в трудах Н.Г.Чернышевского, А.И.Герцена.
9. Традиционность взглядов Л.Н.Толстого.
10. Проблемах пола в христианской философии: взгляды Вл.Соловьёва, Н.Бердяева, С.Булгакова, В.Розанова, Д.Мережковского.
11. Политическая мысль о роли женщин в политической жизни общества.
12. Основные этапы женского движения.
13. Основные политические концепции феминизма.
14. Предпосылки женского движения в России. Этапы женского движения в России.
15. Идеологические направления женского движения в России второй половины XIX века – начала XX века.
16. Решение «женского вопроса» в советский период (1917 – 1991 гг.)
17. Современное женское движение в России.
18. Гендерное измерение политических процессов. Критика конвенциональной политики.
19. Типы вхождения женщин в политику: женские политические элиты.
20. Стратификация по признаку пола.
21. Социализация как механизм конструирования женственного и мужественного. Понятие гендерной идентичности.
22. Исторические подходы к анализу женского труда.
23. Гендерное экономическое неравенство - дискриминация на рынке труда по признаку пола; гендерная сегрегация на рынке труда.
24. Современная ситуация на рынке занятости в России.
25. Связь языка и пола, исторический аспект.
26. Мужественность и женственность как культурные концепты.

Темы творческих работ:
1. Женщины – философы.
2. Образ феминизма в общественном сознании.
3. Социальная политика в отношении женщин в России.
4. Гендерные стереотипы в речи.
5. Насилие в отношении женщин в семье и на работе.
6. Права женщин в Российском обществе.
7. Международное законодательство о правах женщин.
8. Женщины и предпринимательство.
9. Женщины-политики.

Методические рекомендации для творческих работ:
В творческой работе необходимо показать понимание проблематики и раскрыть тему. Работа предполагает самостоятельное овладение соответствующим теоретическим материалом. Разработка темы должна быть основана на изучении материалов периодических изданий, комментариев и статей.
Выполнение работы по написанию творческой работы включает в себя:
     Выбор темы, который производится в соответствии с интересами студентов, а также с учетом имеющихся для работы над темой источников. Предложенные в настоящем пособии темы в отдельных случаях могут быть конкретизированы, уточнены или изменены.
     Исследование проблемы и сбор материала.
     Составление плана работы. Она должна быть конкретна и иметь строгую логическую структуру. План работы должен быть представлен в начале работы.
     Изложение темы: подробно раскройте каждый пункт плана.
     Составление списка литературы, который обязательно должен быть представлен в конце работы.
     Сноски в тексте должны включать в себя точное указание источника и страниц (особенно это касается статистики).


Ключевые слова

См. также:
Ирина Ромуальдовна Чикалова
Gross Vita. 2004.  № 4.
[Статья]
[Интернет-ресурс]
Анна Адриановна Темкина, Anna Rotkirch
Социологические исследования. 2002.  № 11. С. 4-14. 
[Статья]
Халимахон Отамбековна Хушкадамова
Социологические исследования. 2009.  № 5. С. 76-80. 
[Статья]
Людмила Николаевна Попкова
Общественные науки и современность. 2004.  № 1. С. 164-173. 
[Статья]