Стратегический менеджмент
Опубликовано на портале: 06-12-2003
|
Aннотация:
Цель курса - развитие у студентов, будущих руководителей и специалистов в области управления, стратегического и креативного мышления, ориентированного на перспективу, поиск оригинальных идей и получение системного эффекта.
Основными задачами курса являются:
-ознакомление с современными тенденциями и проблемами развития компаний и управления ими.
-изучение теоретических основ стратегического менеджмента (динамики базовых понятий, концепций и моделей теории стратегии).
-ознакомление с основами практического стратегического менеджмента (моделями и методами, практическими подходами и приемами, используемыми в диагностике проблемной ситуации, в процессе формирования имиджа фирмы, при разработке стратегических планов и путей их реализации. Учет особенностей, а также позитивного и негативного опыта как зарубежных фирм и корпораций, так и отечественных предприятий и организаций по стратегическому управлению.
Курс предназначен для студентов магистратуры. Изучается в первом семестре в качестве обязательной дисциплины по программам "Стратегическое управление", "Управленческое консультирование направления менеджмент". Для других направлений является курсом по выбору.
Интегрированный и междисциплинарный характер курса предъявляет особые требования к методике его преподавания и к базе знаний студентов. Для полного усвоения концепций и приобретения практических навыков в области стратегического планирования и управления необходимо знание базовых понятий, концепций и социально-психологических основ современного менеджмента, основ теории фирмы (в частности, базовых концепций: экономической, социальной, менеджериальной), теории организации, микроэкономики, теории отраслевых рынков, теории трансакционных издержек, маркетинга, владение компьютером и умение работать с профессиональной литературой на иностранных языках.
Основу курса составляют лекционные занятия с элементами дискуссии, экспресс-анализа и мозгового штурма.
Практические занятия нацелены на освоение эффективных приемов и методов практического стратегического планирования и управления, а также развитие способностей к творческому, системному и стратегическому мышлению. Базируются на использовании активных методов обучения (кейс-анализа, имитационного моделирования с применением компьютера, анализа проблемных и деловых ситуаций, ролевых и компьютерных деловых игр).
Самостоятельная работа студентов включает изучение материалов и деловых ситуаций из зарубежной и российской практики, выполнение тематических письменных работ (реферат по материалам зарубежной печати, эссе на основе изучения деловых ситуаций из российской практики, кейс-анализ).
Формы контроля. Промежуточный контроль осуществляется в виде зачета по результатам выполненных студентом письменных работ, письменной или устной презентации кейс-анализа. Итоговый контроль знаний - в виде письменного экзамена. Оценка знаний и полученных навыков складывается из обобщения результатов выполненных студентом тематических письменных работ, презентации кейс-анализа, ответа на экзаменационные вопросы и оценки идей, выводов и предложений, высказанных на занятиях.
Учитывая особенности базовой подготовки студентов, обучающихся по направлению менеджмент (часть из них не изучала базовый курс стратегического менеджмента по программе бакалавриата на предыдущих уровнях профессионального образования), в программу настоящего курса введен ряд основополагающих концепций и элементов из программы бакалавриата, изучение которых предполагает значительный объем самостоятельной работы студентов.
Цель курса - развитие у студентов, будущих руководителей и специалистов в области управления, стратегического и креативного мышления, ориентированного на перспективу, поиск оригинальных идей и получение системного эффекта.
Основными задачами курса являются:
-ознакомление с современными тенденциями и проблемами развития компаний и управления ими.
-изучение теоретических основ стратегического менеджмента (динамики базовых понятий, концепций и моделей теории стратегии).
-ознакомление с основами практического стратегического менеджмента (моделями и методами, практическими подходами и приемами, используемыми в диагностике проблемной ситуации, в процессе формирования имиджа фирмы, при разработке стратегических планов и путей их реализации. Учет особенностей, а также позитивного и негативного опыта как зарубежных фирм и корпораций, так и отечественных предприятий и организаций по стратегическому управлению.
Курс предназначен для студентов магистратуры. Изучается в первом семестре в качестве обязательной дисциплины по программам "Стратегическое управление", "Управленческое консультирование направления менеджмент". Для других направлений является курсом по выбору.
Интегрированный и междисциплинарный характер курса предъявляет особые требования к методике его преподавания и к базе знаний студентов. Для полного усвоения концепций и приобретения практических навыков в области стратегического планирования и управления необходимо знание базовых понятий, концепций и социально-психологических основ современного менеджмента, основ теории фирмы (в частности, базовых концепций: экономической, социальной, менеджериальной), теории организации, микроэкономики, теории отраслевых рынков, теории трансакционных издержек, маркетинга, владение компьютером и умение работать с профессиональной литературой на иностранных языках.
Основу курса составляют лекционные занятия с элементами дискуссии, экспресс-анализа и мозгового штурма.
Практические занятия нацелены на освоение эффективных приемов и методов практического стратегического планирования и управления, а также развитие способностей к творческому, системному и стратегическому мышлению. Базируются на использовании активных методов обучения (кейс-анализа, имитационного моделирования с применением компьютера, анализа проблемных и деловых ситуаций, ролевых и компьютерных деловых игр).
Самостоятельная работа студентов включает изучение материалов и деловых ситуаций из зарубежной и российской практики, выполнение тематических письменных работ (реферат по материалам зарубежной печати, эссе на основе изучения деловых ситуаций из российской практики, кейс-анализ).
Формы контроля. Промежуточный контроль осуществляется в виде зачета по результатам выполненных студентом письменных работ, письменной или устной презентации кейс-анализа. Итоговый контроль знаний - в виде письменного экзамена. Оценка знаний и полученных навыков складывается из обобщения результатов выполненных студентом тематических письменных работ, презентации кейс-анализа, ответа на экзаменационные вопросы и оценки идей, выводов и предложений, высказанных на занятиях.
Учитывая особенности базовой подготовки студентов, обучающихся по направлению менеджмент (часть из них не изучала базовый курс стратегического менеджмента по программе бакалавриата на предыдущих уровнях профессионального образования), в программу настоящего курса введен ряд основополагающих концепций и элементов из программы бакалавриата, изучение которых предполагает значительный объем самостоятельной работы студентов.
Программа дисциплины "Стратегический менеджмент"
для направления 521500 - Менеджмент
(третий уровень высшего профессионального образования - магистерская подготовка)
Москва, 2000г.
Пояснительная записка
Жизнеспособность и успешная деятельность фирмы на современном этапе, по мнению одного из основоположников стратегического менеджмента И.Ансоффа, будет определяться тем, насколько она способна отказаться от привычного, обращенного на традиционные рынки и виды продукции, взгляда вовнутрь в пользу взгляда во внешний мир будущих тенденций, опасностей и новых возможностей.
Изменения, которые произошли в экономике и общественной жизни России, в еще большей мере требуют от руководителей всех уровней умения видеть перспективы, принимать стратегические решения и оценивать долгосрочные последствия этих решений с участием консультантов и экспертов, реализовывать предпринимательские идеи. У подавляющего большинства российских предприятий нет ни практического опыта в организации решения стратегических проблем, ни осознания своей ответственности за последствия принимаемых решений. Переходный период в российской экономике характеризуется скорее накоплением опыта выживания, адаптации к экстремальным условиям, нежели развитием способностей принятия стратегических решений по обеспечению долговременного предпринимательского успеха. В то же время выход из кризиса и переход к устойчивому развитию невозможны без становления на российских предприятиях систем эффективного стратегического менеджмента.
Необходимость освоения и практического применения стратегического менеджмента - одно из следствий получившей в мире развитие новой философии менеджмента, которая, в отличие от прежних подходов, базируется на идеях согласия, согласования интересов, сотрудничества. Современным менеджерам, наряду с интеллектом, образованностью и аналитическими способностями, всё больше необходимы умение мыслить стратегически и предпринимательские способности, в основе которых лежит творческий подход и стремление к нестандартным решениям, склонность к риску, кругозор, умение использовать знания консультантов, деловой опыт и напористость.
На сегодняшний день практический стратегический менеджмент, т. е. применение идей и методов стратегического менеджмента различными организациями разных стран в своей деловой практике, несколько опережает теоретический уровень обучения ему в большинстве университетов и ВУЗов.
Выпускники российских ВУЗов, специализирующиеся в области менеджмента, для профессиональной подготовки к будущей работе в условиях расширяющейся интернационализации и глобализации экономики, должны не только получить всю необходимую информацию о концепциях и сложившейся практике стратегического менеджмента, о традициях и особенностях российской управленческой культуры, но и развить свои способности к творческому использованию этой информации. Кроме того, перед ними стоит еще одна, более сложная задача, - стать творцами, участниками становления российской школы стратегического менеджмента.
Содержание программы
Особенности современной ситуации, определяющей развитие фирмы: темпы появления и смены базовых технологий, изменение жизненных стилей, глобализация. Современная философия и парадигма управления: ситуационный, системный, инновационный и стратегический подходы. Роль культуры и этики. Предпринимательский стиль и стратегическое управление. Стратегические решения как основа предпринимательского успеха фирмы, их роль в теории стратегии и в практическом стратегическом менеджменте. Стратегический и операционный аспекты управления фирмой.
Эволюция теоретических концепций и практического стратегического менеджмента: стратегическое планирование, бюджетирование, стратегическое управление. Концепции, школы и современные подходы в стратегическом менеджменте. Концепции Г.Минцберга и И.Ансоффа. Компоненты стратегического менеджмента.
Тема 2. Фирма как активная система
Современная концепция рыночной ориентации фирмы. Модель развития предприятия. Факторы, определяющие поведение организации. Ключевые факторы успеха. Понятие и этапы стратегической ориентации фирмы. Внутренняя и внешняя среда фирмы. Группы интересов и влияния. Фирма как активная организационная, социальная и экономическая система. Адаптивный и активный стиль стратегического поведения фирмы. Типы конкурентного поведения. Типология стилей планирования по Р. Акоффу.
Экономическая, социальная и менеджериальная коцепции фирмы, их особенности и влияние на теорию стратегии. Структура и базовые модели теории стратегии. Развитие, стратегический успех и стратегический потенциал фирмы. Основные компетенции, сравнительные и стратегические преимущества фирмы. Понятие конкурентного преимущества. Экономичность, качество, инновации и реакция потребителей как основы создания и поддержания конкурентного преимущества. Взаимовлияние структуры отрасли и стратегического выбора фирмы. Концепция конкурентной борьбы М. Портера. Входные и выходные барьеры в сфере бизнеса. Концепция стратегических групп.
Тема 4. Элементы стратегии фирмы
Стратегия, тактика и политика фирмы. Концепция стратегий Г. Минцберга. Стратегические направления развития фирмы. Организационные формы бизнеса. Концепция социальной роли бизнеса. Корпоративная миссия, философия и видение фирмы. Концепция миссии Д. Абелля. Стратегические цели, ценности и интересы. Синергический эффект. Виды синергии.
Основные виды стратегий. Концепция жизненного цикла организации. Деловое развитие компании. Стратегии роста, развития и спада. Конкурентные стратегии. Корпоративные, функциональные и бизнес-стратегии.
Тема 6. Стратегии бизнес - уровня
Концепция жизненного цикла отрасли. Типовые стратегии М. Портера. Стратегии сокращения масштабов и переориентации бизнеса. Стратегии управления подразделениями фирмы.
Тема 7. Функциональные стратегии фирмы
Производственные и маркетинговые стратегии. Инновационные, технологические и инвестиционные стратегии фирмы Стратегия разработки нового продукта. Стратегия управления персоналом.
Тема 8. Корпоративные стратегии фирмы
Стратегии концентрации. Стратегии вертикальной интеграции. Стратегии диверсификации. Стратегии глобальной экспансии. Управление корпоративным портфелем. Стратегии обновления и реструктуризации.
Стратегическая концепция развития фирмы. Стратегические возможности, альтернативы и решения. Ситуационный анализ. Ситуации нормальные и экстраординарные. Концепция инновационного и маркетингового подходов. Диагностика проблемной ситуации, построения дерева целей, проблем и решений. Формирование миссии и целей фирмы. Внутрифирменный стратегический анализ. Анализ стратегической позиции, основных компетенций и ключевых факторов успеха. Организационная диагностика. Стратегическая диагностика внешнего окружения фирмы: анализ макроокружения, конкурентной, социально-экономической, политической и инновационной ситуации. Выявление зон синергии. Диагностика стратегий.
Тема 10. Структура и процессы стратегического управления
Процессы разработки плановых и случайных стратегий. Этапы и методы формирования и реализации корпоративного плана. Формирование и выбор стратегических альтернатив. Японская и американская модели разработки и реализации стратегических планов. Системы стратегической информации. Управление на основе слабых сигналов. Концепция ситуационного плана. Системы стратегического обучения.
Тема 11. Моделирование стратегических процессов и ситуаций
Методы и модели стратегического управления (метод сценариев, методы анализа и диагностики проблемных ситуаций). Методы и модели стратегической диагностики (методы анализа и оценки потенциала, анализа конкурентных преимуществ по М.Портеру, модели кривой обучения, PEST- анализ, SWOT-анализ, PIMS, риск-анализ, GAP-анализ.) Модель разработки стратегии. Имитационная модель формирования и реализации ситуационного плана. Принятие стратегических решений в турбулентном окружении.
Тема 13. Согласование интересов
Координация и интеграция. Системы согласования интересов отдельных групп влияния. Согласование интересов поставщиков и потребителей. Стратегические альянсы. Культура как ценностная категория, инструмент управления и согласования интересов. Корпоративная, инновационно-предпринимательская, экономическая, организационная и управленческая культура фирмы. Взаимовлияние и взаимосвязь со стратегией, организационной структурой, философией и стилем поведения. Модели Г. Хофштеде и Э. Шайна.
Стратегические зоны хозяйствования. Целевые программы и проекты как инструмент реализации плановых стратегий. Зоны стратегических проектов. Инновационные, инвестиционные и организационные проекты. Организационный и функциональный механизмы управления. Стратегический контроль и система контроллинга. Роль группового контроля и самоконтроля. Организационные конфликты и кризисные ситуации. Управление стратегическими изменениями. Модель 7К. Институциональные аспекты стратегического управления.
Тема 15. Особенности и проблемы стратегического менеджмента в России
Развитие предприятия в условиях переходной экономики. Проблемы в области управления, характерные для экономики России. Роль и место стратегического менеджмента. Стратегические преимущества и стратегический потенциал российских предприятий. Особенности проблемных ситуаций и стратегические решения российских предприятий в условиях переходного периода и кризисов.
Примерное распределение учебного времени по темам курса
Примерные темы эссе
1. Стратегические преимущества и стратегический потенциал российских предприятий.
2. Стратегический потенциал фирмы (на примере конкретного предприятия)
3. Стратегические преимущества фирмы (на примере конкретного предприятия).
4. Проблемы формирования видения, миссии и философии российских предприятий.
5. Миссия и корпоративная культура российской фирмы или организации (малое предприятие, банк, холдинг, ВУЗ и др.)
6. Какими мне представляются идеальное будущее и видение современного экономического ВУЗа
7. Как согласовать внутрифирменные интересы различных групп.
8. Особенности стратегий развития и поведения акционированных, конверсионных, малых предприятий
9. Особенности проникновения на российский рынок фирм, реализующих стратегии глобализации.
10.Виды и особенности стратегических интеграционных соглашений фирм на российском рынке
11.Виды и особенности стратегий диверсификации, их роль в решении проблем реструктуризации и развития российских предприятий.
12.Анализ оригинальных предпринимательских идей и стратегических решений.
Основная литература
1. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента. Пер. с англ. М.: ЮНИТИ,1997
2. Ансофф И. Стратегическое управление. Пер. с англ. М.: Экономика, 1989
3. Виханский О. Стратегическое управление. М.: МГУ, 1995
4. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985
5. Виссема Х. Менеджмент в подразделениях фирмы. Пер. с англ. М.: ИНФРА-М,1996.
6. Карлоф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. Пер. с англ. М.: Экономика, 1992
7. Abell D. Defining the Business: The Starting Point of Strategic Planning. Englewood Cliffs, N.Y.: Prentice Hall.,1980.
8. Andrews K. The Concept of Corporate Strategy. (Rev. ed.) Homewood, Ill:Irwin,1980.
9. Digman L. A. Strategic management. Cocepts, Decisions, Cases. Homewood, Ill:Irwin,1992.
10.Tompson J. L. Strategic management: Awareness and Change, London, 1990.
11.Mintzberg H. The Design School: Reconsidering the Basic Premises of Strategic management. Strategic management Journal, Vol.11, 1990.
12.Porter M. Competitive Strategy. Free Press,1980.
13.Porter M. Competitive Advantage: creating and Sustaining Superior Performance. New York, Free Press,1985.
Дополнительная литература
(для самостоятельной работы, подготовки к практическим занятиям и выполнения тематических письменных работ)
14.Toffler A. Future Shock. New York: Bantam,1971.
15.Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. Пер. с англ., 1992.
16.Портер М. Международная конкуренция. Пер. с англ. М.: Международные отношения,1993.
17.Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. Пер. с нем. М.: Экономика, Интерэксперт, 1995.
18.Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. Пер. с англ. М.: Прогресс,1987.
19.Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Пер. с франц. С-Пб, 1996
20.Менеджмент и рынок. Германская модель. Пер. с нем. М.: Бек, 1996
21.Хучек М. Стратегия управления трудовым потенциалом предприятия. М., 1993.
22.Экономическая стратегия фирмы. Под ред. Градова А.П. С-Пб, 1995.
23.Стратегия и тактика антикризисного управления. С-Пб, 1996.
24.Пригожин А.И. Современная социология организаций. М.: Интерпракс, 1995.
25.Журналы: Проблемы теории и практики управления, Long Range Planning, International Journal of Strategic Management; Strategic Management Journal.
Автор программы доцент Бек Н.Н., канд. экон. наук
Москва, 2000г.
Пояснительная записка
Жизнеспособность и успешная деятельность фирмы на современном этапе, по мнению одного из основоположников стратегического менеджмента И.Ансоффа, будет определяться тем, насколько она способна отказаться от привычного, обращенного на традиционные рынки и виды продукции, взгляда вовнутрь в пользу взгляда во внешний мир будущих тенденций, опасностей и новых возможностей.
Изменения, которые произошли в экономике и общественной жизни России, в еще большей мере требуют от руководителей всех уровней умения видеть перспективы, принимать стратегические решения и оценивать долгосрочные последствия этих решений с участием консультантов и экспертов, реализовывать предпринимательские идеи. У подавляющего большинства российских предприятий нет ни практического опыта в организации решения стратегических проблем, ни осознания своей ответственности за последствия принимаемых решений. Переходный период в российской экономике характеризуется скорее накоплением опыта выживания, адаптации к экстремальным условиям, нежели развитием способностей принятия стратегических решений по обеспечению долговременного предпринимательского успеха. В то же время выход из кризиса и переход к устойчивому развитию невозможны без становления на российских предприятиях систем эффективного стратегического менеджмента.
Необходимость освоения и практического применения стратегического менеджмента - одно из следствий получившей в мире развитие новой философии менеджмента, которая, в отличие от прежних подходов, базируется на идеях согласия, согласования интересов, сотрудничества. Современным менеджерам, наряду с интеллектом, образованностью и аналитическими способностями, всё больше необходимы умение мыслить стратегически и предпринимательские способности, в основе которых лежит творческий подход и стремление к нестандартным решениям, склонность к риску, кругозор, умение использовать знания консультантов, деловой опыт и напористость.
На сегодняшний день практический стратегический менеджмент, т. е. применение идей и методов стратегического менеджмента различными организациями разных стран в своей деловой практике, несколько опережает теоретический уровень обучения ему в большинстве университетов и ВУЗов.
Выпускники российских ВУЗов, специализирующиеся в области менеджмента, для профессиональной подготовки к будущей работе в условиях расширяющейся интернационализации и глобализации экономики, должны не только получить всю необходимую информацию о концепциях и сложившейся практике стратегического менеджмента, о традициях и особенностях российской управленческой культуры, но и развить свои способности к творческому использованию этой информации. Кроме того, перед ними стоит еще одна, более сложная задача, - стать творцами, участниками становления российской школы стратегического менеджмента.
Содержание программы
Модуль 1. Стратегический менеджмент. Современные концепции
Тема 1. Концепции, школы и современные подходы в стратегическом менеджментеОсобенности современной ситуации, определяющей развитие фирмы: темпы появления и смены базовых технологий, изменение жизненных стилей, глобализация. Современная философия и парадигма управления: ситуационный, системный, инновационный и стратегический подходы. Роль культуры и этики. Предпринимательский стиль и стратегическое управление. Стратегические решения как основа предпринимательского успеха фирмы, их роль в теории стратегии и в практическом стратегическом менеджменте. Стратегический и операционный аспекты управления фирмой.
Эволюция теоретических концепций и практического стратегического менеджмента: стратегическое планирование, бюджетирование, стратегическое управление. Концепции, школы и современные подходы в стратегическом менеджменте. Концепции Г.Минцберга и И.Ансоффа. Компоненты стратегического менеджмента.
Тема 2. Фирма как активная система
Современная концепция рыночной ориентации фирмы. Модель развития предприятия. Факторы, определяющие поведение организации. Ключевые факторы успеха. Понятие и этапы стратегической ориентации фирмы. Внутренняя и внешняя среда фирмы. Группы интересов и влияния. Фирма как активная организационная, социальная и экономическая система. Адаптивный и активный стиль стратегического поведения фирмы. Типы конкурентного поведения. Типология стилей планирования по Р. Акоффу.
Модуль 2. Стратегии и политика фирмы
Тема 3. Теория стратегии: основные элементы и базовые концепцииЭкономическая, социальная и менеджериальная коцепции фирмы, их особенности и влияние на теорию стратегии. Структура и базовые модели теории стратегии. Развитие, стратегический успех и стратегический потенциал фирмы. Основные компетенции, сравнительные и стратегические преимущества фирмы. Понятие конкурентного преимущества. Экономичность, качество, инновации и реакция потребителей как основы создания и поддержания конкурентного преимущества. Взаимовлияние структуры отрасли и стратегического выбора фирмы. Концепция конкурентной борьбы М. Портера. Входные и выходные барьеры в сфере бизнеса. Концепция стратегических групп.
Тема 4. Элементы стратегии фирмы
Стратегия, тактика и политика фирмы. Концепция стратегий Г. Минцберга. Стратегические направления развития фирмы. Организационные формы бизнеса. Концепция социальной роли бизнеса. Корпоративная миссия, философия и видение фирмы. Концепция миссии Д. Абелля. Стратегические цели, ценности и интересы. Синергический эффект. Виды синергии.
Модуль 3. Деловые стратегии фирмы
Тема 5. Виды стратегийОсновные виды стратегий. Концепция жизненного цикла организации. Деловое развитие компании. Стратегии роста, развития и спада. Конкурентные стратегии. Корпоративные, функциональные и бизнес-стратегии.
Тема 6. Стратегии бизнес - уровня
Концепция жизненного цикла отрасли. Типовые стратегии М. Портера. Стратегии сокращения масштабов и переориентации бизнеса. Стратегии управления подразделениями фирмы.
Тема 7. Функциональные стратегии фирмы
Производственные и маркетинговые стратегии. Инновационные, технологические и инвестиционные стратегии фирмы Стратегия разработки нового продукта. Стратегия управления персоналом.
Тема 8. Корпоративные стратегии фирмы
Стратегии концентрации. Стратегии вертикальной интеграции. Стратегии диверсификации. Стратегии глобальной экспансии. Управление корпоративным портфелем. Стратегии обновления и реструктуризации.
Модуль 4. Стратегический выбор и формирование стратегий
Тема 9. Стратегическая диагностикаСтратегическая концепция развития фирмы. Стратегические возможности, альтернативы и решения. Ситуационный анализ. Ситуации нормальные и экстраординарные. Концепция инновационного и маркетингового подходов. Диагностика проблемной ситуации, построения дерева целей, проблем и решений. Формирование миссии и целей фирмы. Внутрифирменный стратегический анализ. Анализ стратегической позиции, основных компетенций и ключевых факторов успеха. Организационная диагностика. Стратегическая диагностика внешнего окружения фирмы: анализ макроокружения, конкурентной, социально-экономической, политической и инновационной ситуации. Выявление зон синергии. Диагностика стратегий.
Тема 10. Структура и процессы стратегического управления
Процессы разработки плановых и случайных стратегий. Этапы и методы формирования и реализации корпоративного плана. Формирование и выбор стратегических альтернатив. Японская и американская модели разработки и реализации стратегических планов. Системы стратегической информации. Управление на основе слабых сигналов. Концепция ситуационного плана. Системы стратегического обучения.
Тема 11. Моделирование стратегических процессов и ситуаций
Методы и модели стратегического управления (метод сценариев, методы анализа и диагностики проблемных ситуаций). Методы и модели стратегической диагностики (методы анализа и оценки потенциала, анализа конкурентных преимуществ по М.Портеру, модели кривой обучения, PEST- анализ, SWOT-анализ, PIMS, риск-анализ, GAP-анализ.) Модель разработки стратегии. Имитационная модель формирования и реализации ситуационного плана. Принятие стратегических решений в турбулентном окружении.
Тема 13. Согласование интересов
Координация и интеграция. Системы согласования интересов отдельных групп влияния. Согласование интересов поставщиков и потребителей. Стратегические альянсы. Культура как ценностная категория, инструмент управления и согласования интересов. Корпоративная, инновационно-предпринимательская, экономическая, организационная и управленческая культура фирмы. Взаимовлияние и взаимосвязь со стратегией, организационной структурой, философией и стилем поведения. Модели Г. Хофштеде и Э. Шайна.
Модуль 5. Управление реализацией стратегий
Тема 14. Реализация стратегийСтратегические зоны хозяйствования. Целевые программы и проекты как инструмент реализации плановых стратегий. Зоны стратегических проектов. Инновационные, инвестиционные и организационные проекты. Организационный и функциональный механизмы управления. Стратегический контроль и система контроллинга. Роль группового контроля и самоконтроля. Организационные конфликты и кризисные ситуации. Управление стратегическими изменениями. Модель 7К. Институциональные аспекты стратегического управления.
Тема 15. Особенности и проблемы стратегического менеджмента в России
Развитие предприятия в условиях переходной экономики. Проблемы в области управления, характерные для экономики России. Роль и место стратегического менеджмента. Стратегические преимущества и стратегический потенциал российских предприятий. Особенности проблемных ситуаций и стратегические решения российских предприятий в условиях переходного периода и кризисов.
Примерное распределение учебного времени по темам курса
п/п | Тема лекционных и практических занятий | Всего (часов) | лекции | практ. занятий |
1 | Концепции, школы и современные подходы в стратегическом менеджменте | 4 | 4 | |
2 | Фирма как активная система | 4 | 4 | |
3 | Теория стратегии: основные элементы и базовые концепции | 4 | 4 | |
4 | Элементы стратегии фирмы | 4 | 2 | 2 |
5 | Виды стратегий | 2 | 2 | |
6 | Стратегии бизнес - уровня | 4 | 4 | |
7 | Функциональные стратегии фирмы | 6 | 4 | 2 |
8 | Корпоративные стратегии фирмы | 4 | 4 | |
9 | Стратегическая диагностика | 8 | 4 | 4 |
10 | Структура и процессы стратегического управления | 4 | 2 | 2 |
11 | Моделирование стратегических процессов и ситуаций | 8 | 4 | 4 |
12 | Согласование интересов | 8 | 4 | 4 |
13 | Управление реализацией стратегий | 6 | 4 | 2 |
14 | Особенности и проблемы стратегического менеджмента в России | 2 | 2 | |
Итого | 68 | 48 | 20 |
Примерные темы эссе
1. Стратегические преимущества и стратегический потенциал российских предприятий.
2. Стратегический потенциал фирмы (на примере конкретного предприятия)
3. Стратегические преимущества фирмы (на примере конкретного предприятия).
4. Проблемы формирования видения, миссии и философии российских предприятий.
5. Миссия и корпоративная культура российской фирмы или организации (малое предприятие, банк, холдинг, ВУЗ и др.)
6. Какими мне представляются идеальное будущее и видение современного экономического ВУЗа
7. Как согласовать внутрифирменные интересы различных групп.
8. Особенности стратегий развития и поведения акционированных, конверсионных, малых предприятий
9. Особенности проникновения на российский рынок фирм, реализующих стратегии глобализации.
10.Виды и особенности стратегических интеграционных соглашений фирм на российском рынке
11.Виды и особенности стратегий диверсификации, их роль в решении проблем реструктуризации и развития российских предприятий.
12.Анализ оригинальных предпринимательских идей и стратегических решений.
Основная литература
1. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента. Пер. с англ. М.: ЮНИТИ,1997
2. Ансофф И. Стратегическое управление. Пер. с англ. М.: Экономика, 1989
3. Виханский О. Стратегическое управление. М.: МГУ, 1995
4. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985
5. Виссема Х. Менеджмент в подразделениях фирмы. Пер. с англ. М.: ИНФРА-М,1996.
6. Карлоф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. Пер. с англ. М.: Экономика, 1992
7. Abell D. Defining the Business: The Starting Point of Strategic Planning. Englewood Cliffs, N.Y.: Prentice Hall.,1980.
8. Andrews K. The Concept of Corporate Strategy. (Rev. ed.) Homewood, Ill:Irwin,1980.
9. Digman L. A. Strategic management. Cocepts, Decisions, Cases. Homewood, Ill:Irwin,1992.
10.Tompson J. L. Strategic management: Awareness and Change, London, 1990.
11.Mintzberg H. The Design School: Reconsidering the Basic Premises of Strategic management. Strategic management Journal, Vol.11, 1990.
12.Porter M. Competitive Strategy. Free Press,1980.
13.Porter M. Competitive Advantage: creating and Sustaining Superior Performance. New York, Free Press,1985.
Дополнительная литература
(для самостоятельной работы, подготовки к практическим занятиям и выполнения тематических письменных работ)
14.Toffler A. Future Shock. New York: Bantam,1971.
15.Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. Пер. с англ., 1992.
16.Портер М. Международная конкуренция. Пер. с англ. М.: Международные отношения,1993.
17.Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. Пер. с нем. М.: Экономика, Интерэксперт, 1995.
18.Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. Пер. с англ. М.: Прогресс,1987.
19.Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Пер. с франц. С-Пб, 1996
20.Менеджмент и рынок. Германская модель. Пер. с нем. М.: Бек, 1996
21.Хучек М. Стратегия управления трудовым потенциалом предприятия. М., 1993.
22.Экономическая стратегия фирмы. Под ред. Градова А.П. С-Пб, 1995.
23.Стратегия и тактика антикризисного управления. С-Пб, 1996.
24.Пригожин А.И. Современная социология организаций. М.: Интерпракс, 1995.
25.Журналы: Проблемы теории и практики управления, Long Range Planning, International Journal of Strategic Management; Strategic Management Journal.
Автор программы доцент Бек Н.Н., канд. экон. наук
Ключевые слова
См. также:
Management Development Review.
1996.
No. 4.
P. 5-8.
[Статья]
Регион: экономика и социология.
2007.
№ 3.
С. 259-277.
[Статья]
[Учебная программа]