Эксоцман
на главную поиск contacts

Сравнительный менеджмент

Опубликовано на портале: 05-12-2003
Год: 2000
Язык: Русский
Тематические разделы: Менеджмент, Общий и стратегический менеджмент

Aннотация:
Расширение международных связей российского бизнеса диктует необходимость подготовки современных менеджеров, способных осуществлять деловые контакты в условиях межкультурной бизнес-среды. В индустриально развитых странах, вступивших в процесс глобализации раньше России, уже несколько десятилетий развивается направление, получившее название сравнительного менеджмента. Эта исследовательская и учебная дисциплина посвящена изучению принципов и практики менеджмента в различных национальных культурах. Очевидно, что преподавание такого курса крайне необходимо в российских вузах. Это и послужило причиной разработки курса "Сравнительный менеджмент" для студентов ВШЭ.
Курс "Сравнительный менеджмент" читается в VI семестре для студентов, специализирующихся по кафедре менеджмента.
Цели данного курса:
- познакомить студентов с реализацией функций менеджмента в различных бизнес-культурах
- дать студентам представление о характере влияния национальной культуры на стиль менеджмента, показать пути и способы ведения бизнеса
- подготовить студентов к международным контактам в рамках практической деятельности в качестве менеджеров
Курс основывается на знаниях, полученных при изучении общего менеджмента.
Учебное время делится поровну между лекциями и практическими занятиями. На практических занятиях студенты знакомятся с видеоматериалами и кейсами, посвященными различным аспектам сравнительного менеджмента. При проведении практических занятий также широко используются материалы деловой прессы (как российской, так и англоязычной).
Курс завершается экзаменом.



Программа дисциплины "Сравнительный менеджмент" для направления 521500 - Менеджмент (второй уровень высшего профессионального образования - бакалавриат)
Москва 2000 г.

Пояснительная записка
Расширение международных связей российского бизнеса диктует необходимость подготовки современных менеджеров, способных осуществлять деловые контакты в условиях межкультурной бизнес-среды. В индустриально развитых странах, вступивших в процесс глобализации раньше России, уже несколько десятилетий развивается направление, получившее название сравнительного менеджмента. Эта исследовательская и учебная дисциплина посвящена изучению принципов и практики менеджмента в различных национальных культурах. Очевидно, что преподавание такого курса крайне необходимо в российских вузах. Это и послужило причиной разработки курса Сравнительный менеджмент" для студентов ВШЭ.

Курс Сравнительный менеджмент" читается в VI семестре для студентов, специализирующихся по кафедре менеджмента. Цели данного курса:
    - познакомить студентов с реализацией функций менеджмента в различных бизнес-культурах
    - дать студентам представление о характере влияния национальной культуры на стиль менеджмента, а также приемы и характер ведения бизнеса
    - подготовить студентов к международным контактам в рамках практической деятельности в качестве менеджеров.
Курс основывается на знаниях, полученных при изучении общего менеджмента.

Учебное время делится поровну между лекциями и практическими занятиями. На практических занятиях студенты знакомятся с видеоматериалами и кейсами, посвященными различным аспектам сравнительного менеджмента. При проведении практических занятий также широко используются материалы деловой прессы (как российской, так и англоязычной).

Курс завершается экзаменом.

Содержание курса

Введение
Национальная культура и бизнес-культура как объекты исследования. Исторические этапы развития международного бизнеса. Глобализация и актуальность межкультурных проблем в бизнесе.

Тема 1. Национальная культура как источник ценностей и норм.
Структура национальной культуры. Основные типы ценностных ориентации. Процесс формирования норм культуры и их динамика.
Сравнительный анализ ценностей и норм национальных культур на примерах классических произведений художественной литературы.
Опасность стереотипизации проявлений национальной культуры.

Тема 2. Переменные" национальной культуры и примеры их проявления в бизнес-культуре.
Понятие о переменных" национальной культуры. Природа (окружающая среда): подчинение - господство - гармония. Время: горизонты планирования, деловая этика. Действие: статус и результат.
Коммуникации: контекстуальность культуры и стиль общения. Пространство: пространственный символизм, личное и социальное пространство.
Отношение к власти: диапазон власти, иерархическая вертикаль. Уровень индивидуализма: корпоративная этика, мотивация к труду. Конкурентность: стиль ведения бизнеса, поведение человека в группе. Структуризация: формализация процедур, число уровней управления. Система мышления: прагматизм и целостность.

Тема 3. Поведенческие различия в бизнес-культурах.
Национальные особенности межличностных коммуникаций. Переменные культуры и процесс коммуникаций. Контекстуальность культуры и соотношение вербальных и невербальных коммуникаций. Язык телодвижений в национальных культурах.
Национальные особенности переговорного процесса. Цель переговоров. Фактор времени в переговорном процессе. Содержание и контекст переговоров. Этапы подготовки и проведения переговоров (выбор места и времени проведения переговоров, протокол, роль переводчика в процессе переговоров). Поведение участников на переговорах. Значение и формы контактов с партнерами после завершения переговоров. Проблемы организации и проведения многосторонних международных переговоров.

Тема 4. Культурологические различия в мотивации и отношении к труду.
Значение труда в различных культурах. Факторы, определяющие отношение к труду в различных культурах (религия, география, история и др.).
Особенности подбора персонала, подготовки и переподготовки кадров в различных бизнес-культурах.
Значимые для работников факторы труда: статус, заработная плата, качество трудовой жизни, возможность повышения квалификации, уровень неопределенности, терпимость или склонность к риску, инициативность, потребность в социализации, работа в команде.
Применимость западных теорий мотивации в странах с неамерикано-европейскими культурными традициями.

Тема 5. Национальные особенности управления и лидерства.
Философия менеджмента в различных национальных культурах. Целостный (холистический) и прагматический подходы к менеджменту.
Национальные особенности корпоративной культуры. Средства и методы управления в различных культурах (системы планирования, методы принятия решений, принципы и приемы контроля).
Управления изменениями и их отличия в различных национальных бизнес-культурах.
Обобщенная модель лидерства. Доминантная основа лидерства. Применимость западных теорий ситуационного лидерства в бизнес-культурах неамерикано-европейского типа.
Возможности переноса неэффективных приемов менеджмента из одной национальной бизнес-культуры в другую.

Тема 6. Особенности управления многонациональными корпорациями (МНК) и совместными предприятиями (СП).
Соотношение фактора национальной культуры и других факторов внешней среды для функционирования МНК и СП.
Типы организационных структур в многонациональных корпорациях. Трудности, связанные с конкретными типами структур.
Сравнение стратегий американских, европейских и японских МНК и их связи с особенностями национальной бизнес-культуры.
Особенности создания и функционирования СП: мотивация создания СП, подбор партнеров, набор персонала, система оплаты труда, подготовка и переподготовка кадров.

Заключение
Взаимодействие национальных бизнес-культур в России. Формы подготовки менеджеров для работы с представителями других бизнес-культур.

Сетка часов
Название темы Лекции (ч.)
Введение 2
1. Национальная культура как источник ценностей и норм 4
2. "Переменные" национальной культуры и примеры их проявления в бизнес-культуре 6
3. Поведенческие различия в бизнес-культурах 4
4. Культорологические различия в мотивации и отношении к труду 4
5. Национальные особенности управления и лидерства 4
6. Особенности управления многонациональными корпорациями (МНК) и совместными предприятиями (СП) 6
Заключение 2
Всего 32


Избранная библиография
Основная литература
1. Андерсон Р., Шихирев П. Акулы" и дельфины": психология и этика российско-американского делового партнерства. М.: Дело, 1994.
2. Сэлэкьюз Дж. Ч. Секреты заключения международных сделок. Мастерство ведения переговоров. М.: Book Chamber International, 1994.
3. Фаст Дж. Язык тела. Холл Э. Как понять иностранца без слов. М.: Вече-Персей-АСТ, 1995.

Дополнительная литература
1. Acuff F.L. How to Negotiate Anything with Anyone Anywhere around the World. New York: AMАСОМ, 1993.
2. Adler N. International Dimensions of Organizational Behavior. Second edition. Boston: PWS-Kent, 1991.
3. Brake Т., Walker D.M., Walker T. Doing Business Internationally. The Guide to Cross-Cultural Success. Burr Ridge, HI: IRWIN, 1995.
4. Cohen R. Negotiating Across Cultures: Communication Obstacles in International Diplomacy. Washington, D.C.: United States Institute of Peace Press, 1991.
5. Elashmawi F., Harris P.R. Multicultural Management: New Skills for Global Success. Houston: Gulf, 1993.
6. Foster D.A. Bargaining Across Borders: How to Negotiate Business Successfully Anywhere in the World. N.Y.: McGraw-Hill, 1992.
7. Hall E.T. Beyond Culture. Garden City, N.Y.: Anchor Books, 1981.
8. Hall W. Managing Cultures: Making Strategic Relationships Work. Chichester: Harris P.R., Moran R.T. Managing Cultural Differences. High-Performance Strategies for a New World of Business. Third edition. Houston: Gulf, 1991.
9. Hofstede G. Culture's Consequences. International Differences in Work Related Values. Beverly Hills: SAGE, 1980.
10. Lewis R.D. When Cultures Collide: Managing successfully across cultures. London: Nicholas Brealey Publishing, 1996.
11. Luostarinen R. Internalization of the Firm. Helsinki: The Helsinki School of Economics, 1979.
12. Moran R.T., Braaten D.O., Walsh J.E., Jr. (eds.) International Business Case Studies for Multicultural Marketplace. Houston: Gulf, 1994.
13. Rhinesmith S.H. A Manager's Guide to Globalization: Six Skills for Success in a Changing World. Second edition. Chicago: IRWIN, 1996.
14. Ronen S. Comparative and Multinational Management. N.Y.: John Wiley & Sons, 1986.

Работы, посвященные изучению национальных культур и межкультурным
1. Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М.: Прогресс, 1995.
2. Ситарам К.С., Когделл Р.Т. Основы межкультурной коммуникации. // Человек: 2, 1992, с. 51-64; 3, 1992, с. 60-68; 4, 1992, с. 106-116; 5, 1992, с. 100-107.
3. Kottak C.P. Cultural Anthropology. Fifth edition. N.Y.: McGraw-Hill, 1991.
4. Nakamura H. The Ways of Thinking of Eastern Peoples. Honolulu: University Press, 1960.
5. П.5. Samovar L.A., Porter R.E. Intercultural Communication. Sixth edition. Belmont: Wadsworth, 1991.

Страноведение.
1. Американский характер: очерки культуры США. Импульс реформаторства. Сост. О.Э.Туганова. М.: Наука, 1995. .
2. Бродель Ф. Что такое Франция? Книга первая. Пространство и история. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1994.
3. Бродель Ф. Что такое Франция? Книга вторая. Люди и вещи. Часть первая. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1995.
4. Великобритания. Лингвострановедческий словарь. М.: Русский язык. 1980.
5. Душков Б.А. География и психология. Подход к проблемам. М.: Мысль, 1987.
6. Зэлдин Т. Все о французах. М.: Прогресс, 1989.
7. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства ( XVIII - начало XIX века). С-Пб: Искусство-СПБ, 1994.
8. Национально-культурная специфика речевого поведения. М.: Наука, 1977.
9. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы. Этнопсихологические очерки. 3-е изд., доп. М.: ВиМ, 1996.
10. Хьюитт К. Понять Британию. Реальности западной культуры для озадаченного гостя из России. М.: Книжный мир, 1992.
11. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. С-Пб: Наука, 1991.
12. Этнические стереотипы поведения. Сб. ст. под ред. А.К.Байбурина. Л.: Наука, 1985.
13. Япония. Справочник. М.: Республика, 1992.
14. Axtell R.E. Gestures: The DO's and TABOOs of Body Language Around the World. N.Y.: John Wiley & Sons, 1991.
15. Axtell R.E. (ed.) DO's and TABOOs Around the World. N.Y.: John Wiley & Sons, 1993.
16. Condon J.C. With Respect to the Japanese: A Guide for Americans. Yarmouth: Intercultural Press, 1984.
17. 11Hall E.T., Hall M.R. Hidden Differences: Doing Business with the Japanese. N.Y.: Doubleday, 1990.
18. Mole J. Mind Your Manners: Managing Business Cultures in Europe. New edition. London: Nicholas Brealey Publishing, 1996.
19. Moore C.A. (ed.) The Status of the Individual in East and West. Honolulu: University Press, 1968.
20. Morris D. Body talk: The Meaning of Human Gestures. N.Y.: Crown, 1994.
21. Phillips-Martinsson J. Sweeds As Others See Them: Facts, Myths or a Communication Complex? Lund: Studentlitteratur, 1984.
22. Richmond Y. From Nyet to Da. Yarmouth: Intercultural Press, 1992.
23. Smith R.F. Negotiating with the Soviets. Bloomington: Indiana University Press, 1989.

Совместные предприятия.
1. Вознесенская Н.Н. Совместные предприятия как форма международного экономического сотрудничества. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Наука, 1989.
2. Браков Е.А. и др. Можно ли управлять предприятием вместе? М.: Внешторгиздат, 1990.
3. Geringer J.M. Joint Venture Partner Selection: Strategies for Developed Countries. Westprot: Quorum Books, 1988.

Автор - д.ф-м.н., проф. Филонович C.P.


Ключевые слова

См. также:
Владимир Павлович Бранский, С.Д. Пожарский
Общественные науки и современность. 2006.  № 1. С. 109-121. 
[Статья]
Сергей Владимирович Бирюков
Общественные науки и современность. 2011.  № 3. С. 36-50. 
[Статья]
Александр Федорович Храмцов
Социологические исследования. 2012.  № 9. С. 74-80. 
[Статья]
Анатолий Васильевич Жожиков
Университетское управление. 2001.  № 4(19). С. 46-50. 
[Статья]
Сергей Васильевич Дубовский
Общественные науки и современность. 2015.  № 2. С. 157-165. 
[Статья]
Олег Николаевич Яницкий
Общественные науки и современность. 2017.  № 4. С. 153–164. 
[Статья]