Эксоцман
на главную поиск contacts

Этика современного предпринимательства

Опубликовано на портале: 26-11-2003
Дисциплина: Граждановедение
Год: 2002
Язык: Русский

Aннотация:
Программа модуля "Этика современного предпринимательства" содержит материалы для преподавания основ экономики в школьном курсе граждановедения и предназначена для учащихся старших классов средней школы. Целью данного модуля является помощь учителю граждановедения в выборе оптимального направления при изучении основ экономической теории. Для ее достижения выбрана соответствующая структура. В рамках программы предложено описание курса, словарь терминов, вопросы для самоконтроля и разработка деловой игры "Бизнес-старт".



Структура курса:
  • Введение
    Понятие экономики как науки, способа рационального хозяйствования и системы жизнеобеспечения человечества. Экономические системы: натуральное хозяйство, рынок и государственное регулирование. Взаимосвязь экономических систем. Человеческий фактор в экономике. Экономические отношения в процессе производства, распределения, обмена и потребления; отношения собственности. Экономические субъекты, инфраструктура социальная и производственная, экономические ресурсы, объекты и результаты. Труд как источник благ - продуктов, товаров, работ и услуг.
  • Главные вопросы экономики
    Главные факторы производства: земля, рабочая сила, капитал и предприимчивость. Закон ограниченности ресурсов. Объективная и субъективная ограниченность. Эффективный экономический выбор на основе принципов упущенной выгоды и рационального поведения. Конкуренция, нормирование и дискриминация как экономические явления. Три главных вопроса экономики: что, как и для кого производить?
  • Обмен
    Труд, благо, полезность, ценность, богатство. Обмен, дополнительное богатство. Закон убывающей полезности. Закон возрастающих издержек. Закон спроса. Закон предложения. Цена равновесия.
  • Рынок
    Рынок. Виды рынков. Роль государства в рыночных отношениях. Контракты и их роль в торговле. Участники рыночных отношений и их функции. Коммерция как вид бизнеса. Формула "товар - деньги - товар". Дилер, брокер, маклер. Этапы коммерческой операции: поиск, закупка, транспортировка, хранение, доставка, продажа. Биржа и ее роль в экономике. Биржи: фондовые, валютные, товарные, труда. Игра на бирже.
  • Финансы
    Деньги как всеобщий эквивалент. История их возникновения. Виды: натуральные, металлические, бумажные, электронные и "почти деньги". Функции денег: мера стоимости, средство обращения, средство платежа и кредита, сокровища и валюта. Инфляция, девальвация, масштаб цен. Акции, облигации, чеки и векселя.
  • Национальная банковская система России. Центральный банк. Коммерческие банки: депозитные, инвестиционные, инновационные и ипотечные. Сберегательные кассы, страховые компании и пенсионные фонды.
  • Управление
    Менеджмент. Модуль управления. Этапы менеджмента в проведении бизнес-операции: выбор цели, стратегия действий, планирование результатов, проектирование работы, мотивация коллектива, координация работы, учет результатов, контроль. Типовые структуры управления. Профессия - менеджер: работать с людьми на производстве.
  • Маркетинг. Качество товара: сервис, доставка, упаковка, имидж, кредит, долговечность, гарантии. Ниша рынка и борьба за нее.
    Маркетинговая проводка товара на рынке сбыта. Возраст товара. Реклама товаров. Недопустимая реклама.
  • Производство
    Производство - источник экономических благ и основная экономическая ячейка общества. Предприятие - юридическое лицо. Собственники предприятий. Организационные формы предприятий: единоличные, кооперативы, партнерства, корпорации, муниципальные и государственные.
  • Денежная выручка предприятия. Себестоимость продукции. Экономические издержки: внешние и внутренние, постоянные и переменные.
    Зарплата коллектива. Прибыль предпринимателя. Прибавочная стоимость. Налоги. Прибыль предприятия: валовая, чистая, бухгалтерская и экономическая.
  • Этика чистого бизнеса.

Полный текст программы на сайте Учительской газеты:
http://www.ug.ru/01.52/pg15.htm

Ключевые слова

См. также:
В.В. Аксенов
Среднее профессиональное образование. 2000.  № 8. С. 25-26. 
[Статья]
Юрий Дмитриевич Красовский
Социологические исследования. 1992.  № 11. С. 82-94. 
[Статья]
Татьяна Августовна Пичугина
[Учебная программа]
Борис Иванович Мишин
[Книга]