Эксоцман
на главную поиск contacts

Социология образования

Опубликовано на портале: 05-11-2003
Год: 1999-2002
Язык: Русский
Язык оригинала: русский
Тематические разделы: Социология, Социология образования

Aннотация:
Курс читается в рамках специализированных курсов по социологии Центра социологического образования Института социологии РАН (ЦСО ИС РАН).
Целью работы курсов является, в первую очередь, повышение уровня профессиональной квалификации преподавателей и исследователей из российских вузов и научно-исследовательских центров по отдельным социологическим дисциплинам. Программа представляет собой 4-недельные интенсивные курсы. Обучение проходит в форме лекций и семинаров авторов курса и завершается круглым столом с обсуждением учебной программы и защитой индивидуальных проектов слушателей.




Автор учебной программы курса "Социология образования" - доктор социологических наук, зам. Директора Института социологии РАН, зав. сектором "Социология образования и молодежи" Института социологии РАН, Д.Л.Константиновский.

Основную задачу курса его автор видит в том, чтобы ознакомить слушателей с историей возникновения как отдельной отрасли социологического знания и основными современными направлениями и идеями социологии образования. Также большая часть времени уделяется анализу некоторых наиболее актуальных проблем современной системы образования.

Структура данного курса представляет собой четыре больших тематических раздела.
* Первая тема курса посвящена рассмотрению института образования в культурно-историческом контексте. Детально рассматривается изменение образовательных концепций в истории человечества, начиная с систем образования древнейших цивилизаций и средневековья до современных тенденций глобализирующегося сообщества. Сравниваются «западные» и «восточные» модели образования.
* Вторая тема посвящена анализу социологии образования в контексте социологических дисциплин. Приводится систематический обзор различных социологических теорий образования.
* В третьей теме рассматриваются концепции таких социальных феноменов, как (1) институт, (2) система, (3) организация и (4) процесс. Образование здесь рассматривается в терминах каждого из указанных феноменов.
* В четвертой теме обсуждаются вопросы, с которыми сталкивается институт образования в начале XXI века повсюду в мире. И, прежде всего, это необходимость модернизации. Рассматриваются такие проблемы современных институтов образования, как гендерная специфика образования, образование и девиантное поведение, концепция непрерывного образования.
Программа сопровождается списком литературы по каждой теме (включает как русскоязычные, так и иностранные источники), темами для рефератов по курсу и контрольными вопросами.
Ссылка на сайт Центра социологического образования ИС РАН

http://www.sociology.ru/couedkon.html

Ключевые слова

См. также:
Trevor Williams
Sociology of Education. 1975.  Vol. 48. No. 4. P. 432-456. 
[Статья]
Давид Львович Константиновский, Владимир Николаевич Шубкин
[Книга]
Наталья Юрьевна Пименова
Университетское управление. 2005.  № 2(35). С. 35-41. 
[Статья]
Наталья Юрьевна Воронина
Университетское управление. 1998.  № 3(6). С. 35-37. 
[Статья]