Эксоцман
на главную поиск contacts

Детерминационный анализ экономической и социологической информации

Опубликовано на портале: 25-07-2003
Факультет: экономики
Кафедра: Социально-экономических систем и социальной политики
Дисциплина: Детерминационный анализ экономической и социологической информации
Год: 2001 год
Язык: Русский
Тематический раздел: Экономика

Aннотация:
Предмет спецкурса - теория, технология и практика детерминационного анализа (сокращение - "ДА"). Подобным образом называется и группа методов анализа данных. В социологии и экономике ДА обеспечивает уникальные возможности решения задач социальной типологизации и стратификации, сегментации рынка, объяснения и прогноза социального и потребительского поведения. Технология ДА обслуживает все этапы работы с данными: от ввода данных до анализа и отчета.



В основе ДА лежат работы автора спецкурса С.В. Чеснокова, посвященные математической теории правил (детерминаций) и ее приложениям. Многие из них выполнены в 70-80-е годы в ведущих научных институтах Академии Наук (Институт социологии, отдел Б.А.Грушина; Институт системных исследований, отдел С.С.Шаталина; Институт экономики и прогнозирования НТП, отдел С.С.Шаталина). Базовая монография с изложением оснований ДА опубликована в издательстве "Наука" в 1982 по рекомендации лауреата Нобелевской премии по экономике академика Л.В.Канторовича.

Технология ДА реализована в пакете "ДА-система, версия 4.0 для Windows 95, 98 и Windows NT". Пакет разработан компанией Контекст Консалтинг (с 1996 авторизованный разработчик корпорации Microsoft) под руководством Сергея Чеснокова. Технология широко используется в социологических, маркетинговых, аналитических отделах, службах, подразделениях фирм и предприятий разного профиля, в информационных и аналитических службах администраций городов и регионов России, в организациях, специализирующихся на маркетинговых, социально-экономических и социологических исследованиях.

На конкретных примерах из современной практики социологических, маркетинговых и политических исследований в спецкурсе раскрываются возможности технологии ДА, даются практические навыки работы с пакетом "ДА-система, версия 4.0". Слушатели знакомятся с основами математической теории правил (элементарной и продвинутой), получают представление о соотношении оснований теории правил с основаниями популярных методов описательной статистики (таких, как методы автоматической классификации, кластерный анализ, регрессионный анализ, метод главных компонент, факторный анализ, коэффициенты статистической связи).

В спецкурсе прослежено взаимоотношение между задачами анализа данных, с одной стороны, и культурой проведения опросов в социологии, экономике, смежных областях, - с другой. Основное внимание уделяется базовым задачам анализа социологических и социально-экономических данных, а также критериям выбора математических методов решения этих задач.

Прослушав спецкурс, слушатели познакомятся с популярной современной технологией анализа данных, получат навыки ее использования, смогут увереннее ориентироваться в арсенале методов анализа данных. Спецкурс рассчитан на студентов магистратуры и аспирантов. Предполагается, что слушатели владеют основами математической статистики и статистических методов анализа данных, а также начальными представлениями о технике проведения социологических, социально-экономических и маркетинговых опросов.