Эксоцман
на главную поиск contacts

Психологическое консультирование сотрудников

Опубликовано на портале: 26-05-2003
Язык: Русский
Тематические разделы: Менеджмент, Управление человеческими ресурсами

Aннотация:
Рассмотрены основные методики психологического консультирования. Проведен их сравнительный анализ с точки зрения реализуемости менеджером по работе с персоналом, который не является профессиональным психологом. Студенты имеют возможность в практических упражнениях лично убедиться в трудностях того или иного метода консультирования.





Цели и задачи курса: ознакомление слушателей с основами психологического консультирования, а также формирование базовых консультативных навыков.
Количество учебных часов: лекций - 4, семинарско-практических занятий - 4, тренинг - 8 (всего - 16).
Формы обучения: лекции, семинарско-практические и тренинговые занятия.
Контроль результатов обучения: реферат, практическая работа.

Содержание курса

Тема 1. Психологическое консультирование: цели и формы. (1 час лекц.)
    Психологическое консультирование и его отличие от таких видов воздействия, как просветительская работа, психокоррекция и не-медицинская психотерапия.
    Главная цель психологического консультирования - фасилитация личностного роста клиента с точки зрения возникновения у него чувства перспективы, наделения/развития его способности к анализу и видению ситуаций в различных ракурсах, умения разрабатывать различные стратегии поведения и осознанно им следовать.
    Основные виды и модусы консультирования: очное - заочное, экстренное - краткосрочное - долгосрочное, индивидуальное - семейное - групповое.
    Роль и задачи консультирования в деятельности менеджеров. Производственные вредности в психологическом консультировании, их профилактика и преодоление.

Тема 2. Методологические основы и принципы консультирования (2 час лекц.)
    Основные подходы в практике психологического консультирования: психодинамические теории и глубинная психология, бихевиоральное направление, гуманистическое направление.
    Этический кодекс консультирования и личность консультанта.
    Базовые принципы консультативной помощи: ориентация на нормы и ценности клиента, доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту, разграничение личных и профессиональных отношений, запрет давать советы, конфиденциальность или анонимность, включение клиента в процесс консультирования в рамках партнерских отношений.
    Учет культурно-этнических и половозрастных детерминант в процессе консультирования.
    Учет индивидуально-типологических особенностей клиентов и их ожиданий по отношению к консультанту и процессу консультирования.

Тема 3. Структура и этапы процесса консультирования. (1 час лекц.)
    Консультирование как обследование и его переменные: условия, цели, задачи, личность консультанта и личность консультируемого.
    Консультирование как взаимодействие. Виды и уровни взаимодействия. Проблема контроля в консультировании.
    Консультирование как воздействие.
    Консультирование как решение проблемы и как конфликт.

Тема 4. Основные методы и техники консультирования. (2 час сем.-практ.)
    Методические приемы и вспомогательные средства организации процесса консультирования. Возможность использования психологических тестов и вопросников в процессе консультирования.
    Позиционный анализ процесса консультирования (пристройки на равных, сверху и снизу).
    Техники слушания, убеждения, передачи рекомендаций и эмоционального контакта.
    Языки тела и их использование в ходе консультирования.
    Особенности анонимного, телефонного и письменного консультирования.

Тема 5. Беседа (интервью) как основной метод индивидуального психологического консультирования (2 час сем.-практ. + 8 час. тренинга)
    Консультирование как беседа и как диалог. Классификации типов бесед:
  • а) по целям и содержанию: анамнестическая, диагностическая и рекомендующая;
  • б) по характеру организации: полностью контролируемые, частично контролируемые и свободные.
  • Понятия жалобы, запроса, самодиагноза и пр. Явный и скрытый локус запроса.
    Основные стадии беседы (интервью):
  • 1) знакомство и достижение взаимопонимания;
  • 2) сбор информации о контексте запроса, первичная идентификация проблемы и оценка потенциальных личностных ресурсов клиента;
  • 3) определение желательного результата;
  • 4) заключение контракта на совместную работу и выработка альтернативных решений;
  • 5) обобщение предыдущих этапов и переход от обучения к действиям;
  • 6) завершающий этап.

  • Заполнение карты приема и фиксация процесса консультирования. Особенности рекрутерской деятельности менеджера и технология работы с аппликантами.
    Понятие успешности в консультировании. Подходы к измерению успешности консультирования