Эксоцман
на главную поиск contacts

Организационная психология

Опубликовано на портале: 07-05-2003
Язык: Русский
Тематические разделы: Менеджмент, Управление человеческими ресурсами, Организационная психология

Aннотация:
Рассмотрены психологические концепции коммуникации, лидерства, интеракции, конфликта с точки зрения их встречаемости в организационной жизни. Курс содержит ролевые и деловые упражнения, рассмотрение кейсов.




Объем: 30 часов.
Контроль за результатами обучения: подготовка докладов, письменный экзамен.
Цель курса: Познакомить слушателей с современными теориями организационной психологии.
Основные задачи курса:
    1) Рассмотреть практику управления организацией с позиций современной теории психологии.
    2) Проследить эволюцию взглядов на предмет организационной психологии.
    3) Провести логические связи между общей и организационной психологией.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Личность и организация.
  • Психоанализ. Поведенческая психология. Гуманистическая психология. Теории личностных черт.
  • Х- и У-теории личности. Z-теория личности.
  • Личность и роль. Ролевые конфликты по Р.Кану и Д.Вольфу.
  • Традиционная классификация позиций: "генератор идей", "критик", "исполнитель", "искатель компромисса".
  • Позиции в организации: "связной" (Джейкобсон, Сишор, Шварц), "сторож"(К.Левин, Т.Аллен), "лидер мнения"(П.Лазарсфельд), "космополит" (Э.Роджерс).
  • Факторы, определяющие удовлетворенность работой (Ч.Робе и др.).
  • Типы сотрудников по Майерс-Бригс. Параметры: экстраверсия - интроверсия, рациональность - эмоциональность, стратегия - тактика, оперативность - теоретичность.


  • Тема 2 . Психология доверия.
  • Операциональное определение доверия. Клиент и контрактор. Доверие и делегирование.
  • Делегирование без доверия.
  • Презумпция компетентности. Презумпция желания.
  • Функции контракта.



  • Тема 3. Командообразование.
  • Модель пять больших личностных черт (Дигман, МакКрэй) в диагностике сотрудников и командообразовании.
  • Модель соотношения накопленных и различный личностных черт (Дж.Нойман и др.) в командообразовании.
  • Теория самокатегоризации и социальная идентификация: привлекательность группы, деперсонализация, восприятие включенности в групповые отношения, межгрупповая конкуренция (Дж.Джексон).
  • Поведение, ориентированное на себя и на команду (Э.Шайн, З.Стогдилл, К.Смит).



  • Тема 4. Становление теорий лидерства.
  • Приложения теорий лидерства: житейские представления об удачливости. Формальное и неформальное лидерство. Успешное и эффективное лидерство по Б.Бассу.
  • Источники стремления к лидерству (А.Адлер, Э.Фромм).
  • Теории лидерства как отдельной личностной черты: когнитивный стиль (Струп-тест), уровень интернальности (Роттер), А- и В-типы поведения, уровень самооценки.
  • Модель лидерства Р.Танненбаума и Шмидта. Четыре модели стиля лидерства по Р.Лайкерту. "Стимулирующий" и "предупреждающий" стили лидерства. Управленческая "решетка" Р.Блейка и Д.Моутон. Теория 3-D Теория лидерства Ф.Фидлера. Процедуры принятия управленческого решения по В.Вруму.



  • Тема 5. Современные представления о лидерстве.
  • Многофакторный опросник лидерства (Б.Басс и Б.Эволио) и Школа управленческой практики (Г.Юкл): конкуренция и сходства.
  • Независимость руководителя: плюсы и минусы (Дж.Вагнер и др.).
  • Предпринимательское лидерство (Н.Никольсон): отличия от традиционных представлений.
  • Умения и навыки опытного управленца (Дж.Джианг и др.).
  • Приложение поведенческого подхода в менеджменте к реалиям российского рынка (Ф.Лютенс и др.).



  • Тема 6. Теории мотивирования сотрудников.
  • Ценности, потребности, мотивы, эмоции. Определение мотива, мотивации и мотивирования.
  • Внешняя и внутренняя мотивация. Феномен полимотивированности.
  • Иерархия потребностей по А.Маслоу. Теория потребностей С.Альдерфера (Existence, Relatedness, Growth). Двухфакторная теория мотивации Герцберга.
  • Теория ожидания В.Врума, Л.Портера и Е.Лоулера (усилия, ожидания, результаты I-го и II-го рода, мотивирующая сила).
  • Методика мотивирования сотрудников фирмы "3М".



  • Тема 7. Общение сотрудников.
  • Общение с точки зрения символического интеракционизма Г.Мида.
  • Функции общения: коммуникативная, информационная, когнитивная, эмотивная, конативная, креативная.
  • Социометрическое исследование общения.
  • Невербальное общение.
  • Теория транзакция Э.Берна.
  • Эффекты межличностного восприятия. Модель межличностных отношений Д.Кислера. Половые различия в общении.
  • Понятие группы. Этапы групповой динамики. Межличностное восприятие. Феноменология межличностного восприятия. Роли в группе. Роль и личностные свойства. Модель Дж.Хоменса.



  • Тема 8. Организационные климат и культура.
  • Культура и цивилизация. Эмпирическое определение организационной культуры. Корпоративная культура. Эффективность организации и культура.
  • Компоненты и уровни организационной культуры: мировоззрение, ценности, нормы, поведение, символы, организационный климат, награждение и наказание.
  • Методы исследования организационной культуры. Методы развития культуры.



  • Тема 9. Научающиеся организации.
  • Параметры научающейся организации (М.Педлер и др.). Различия в орг.културе, ведущие к разной стратегии и тактике обучаемости (Дж.Кэрролл).
  • Теории микрополитики в обучении (Хойл, М.Вест).




  • Почасовой план
    Номер по порядку Тема Форма обучения Количество часов
    1. Личность и организация Лекция 3 часа
    2. Психология доверия Лекция 3 часа
    3. Командообразование Лекция 3 часа
    4. Становление теорий лидерства Лекция 3 часа
    5. Современные представления о лидерстве Лекция 3 часа
    6. Теории мотивирования сотрудников Лекция, практическое занятие 2 часа
    7. Общение сотрудников Практическое занятие 3 часа
    8. Организационные климат и культура Лекция 3 часа
    9. Самообучающиеся организации Лекция 3 часа
    10. Направления повышения самообучаемости Практическое занятие 3 часа
    Итого:     30 часов

    ЛИТЕРАТУРА

       Бауэр Р., Коллар Э., Тан В. Управление инвестиционным проектом. Опыт IBM. -М., ИНФРА-М. 1995.-208 с.
       Берк Д. Подготовка к собеседованию: как получить желанную работу: Учеб.пособие. -М.:КОНЭСКО, 1994. -96 с.
       Виханский О.С. Стратегическое управление. -М.: МГУ, 1995. -252 с.
       Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. -М., МГУ. 1995. - 415 с.
       Волгин Н.А. Кейзы как эффективная форма обучения экономистов и менеджеров: Феномен, методика составления и использования. -М.: РАУ, 1994. -104 с.
       Волгин Н.А., Николаев С.В. Доходы работника и результативность производства:Проблемы, реалии, перспективы.-М.: Универсум, 1994.-274 с.
       Друкер П.Ф. Управление, нацеленное на результаты: Пер.с англ. -М.: Технол.школа бизнеса, 1994. -191 с.
       Дятлов С.А. Рабочая сила в системе рыночных отношений. -СПб.: УЭФ, 1992. -116 с.
       Зуб А.Т., Смирнов С.Г. Лидерство в менеджменте. -М., Воскресенье. 1999. -212 с.
       Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. -М., Славянский диалог. 1996. -335 с.
       Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент. -М., МГУ. 1995. -208 с.
       Кураков Л.П., Краснов А.Г. Рынок труда: Вопросы теории. Чебоксары: АН ЧР, 1995. -112 с.
       Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер.с англ.-М., Дело. 1994.
       Мильнер Б.З. Теория организаций. - М., Инфра-М. 1998. - 320 с.
       Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. -М., Бизнес-школа Интелл-синтез. 2000.- 260 с.
       Моргунов Е.Б., Ромашкевич А. (1999) Разборка по правилам. БОСС: бизнес, организация, структуры, стратегии. N 7 -8. С.58 - 61.
       Поляков В.А. Технология карьеры: Практ.рук. -М.: Дело Лтд., 1995. -128 с.
       Социальная психология и этика делового общения: Учеб.пособие для вузов/В.Ю.Дорошенко, Л.И.Зотова, Н.А.Нартов и др.: Под общ.ред.В.Н.Лавриненко. -М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1995. -160 с.
       Управленческое консультирование. В 2-х томах// Под ред.М.Кубра. -М., Интерэксперт. 1992.
       Фрейд З. О психоанализе. Пять лекций. Методика и техника психоанализа. СПб., Алетейя СПб. 1997. -222 с.
       Юксвярав Р.К., Хабакук М.Я., Лейманн Я.А. Управленческое консультирование: теория и практика. -М., Экономика. 1988. -240 с.
       Buhanan,D.A.and Huczynski,A.A.(1985) Organizational Behaviour. An Introduction Text. Prentice Hall Int.
       Casey, D. (1993) Managing Learning in Organizations. Buckinham. Open University Press. - 102 p.
       Dictionary of Human Resources and Personnel Management. Ed.. by Ivanovic, A. @ Collin,P.H. (1997). Peter Collins Publishing. - 248 p.
       Flanagan, H. & Spurgeon, P. (1996) Public Sector Management Effectiveness. Theory and Practice in the National Health Service. Buckingham/ Open University Press. 128 p.
       Hellriegel,D., Slocum,J.W.and Woodman,R.W.(1995) Organizational Behavior.N.Y.: West Publishing Company.
       Muchinsky, P.M. (1997) Psychology Applied to Work. An Introduction to Industrial and Organizational Psychology. - NY: Brook/Cole Publishing Company. - 538 p.
       Pugh,D.S. @ Hickson,D.J. (1996) Writers on Organizations. Penguin. -218p.
       Schein,E.H.(1988) Organizational Psychology. Prentice Hall Int.
       Small Groups and Personal Change. Ed.by P.B.Smith. Methuen. 1980.- 262 p.


Ключевые слова

См. также:
Борис Михайлович Генкин
[Книга]
Маргарита Владимировна Курбатова, Наталья Федоровна Апарина
TERRA ECONOMICUS. 2008.  Т. 6. № 4. С. 45-61. 
[Статья]
Константин Иванович Микульский, Лилия Васильевна Бабаева, Алла Евгеньевна Чирикова
Рубеж (альманах социальных исследований). 1997.  № 10-11. С. 116-123. 
[Статья]
Виктор Сергеевич Мартьянов
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2018.  Т. 10. № 1. С. 41-58. 
[Статья]
Баграт Айкович Ерзнкян
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017.  Т. 9. № 1. С. 27-38. 
[Статья]