Эксоцман
на главную поиск contacts

Психология труда

Опубликовано на портале: 07-05-2003
Язык: Русский
Тематические разделы: Менеджмент, Управление человеческими ресурсами

Aннотация:
Курс знакомит с моделями и методами психологии труда и эргономики: основными понятиями; анализом и описанием профессиональной деятельности; с современными методами исследования и проектирования работы человека-оператора. Показывает связь анализа работы и разработки должностных инструкций. Рассматривает роль и функции эргономики.





Цель курса: Познакомить слушателей с моделями и методами психологии труда и эргономики.

Задачи курса:
    1. Освоить основные понятия психологии труда, психологии профессий и эргономики.
    2. Познакомиться с методами анализа и описания профессиональной деятельности.
    3. Освоить связь анализа работы и разработки должностных инструкций.
    4. Познакомиться с современными методами исследования и проектирования деятельности человека-оператора.
Объем программы: 14 часов.
Формы обучения: лекции и практические занятия.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Тейлоризм (2 часа).
    Три причины низкой производительности по Ф.Тейлору: солидарность, медлительность и отсутствие инструктажа. Принципы научной организации труда: классификация действий и операций, отбор сотрудников, материальное поощрение успехов, сотрудничество персонала, разделение труда. Понятие "урок" по Тейлору.

Тема 2. Становление психологии труда (2 часа).
    Различия научной организации труда и психотехники. Направления психотехники по Г.Мюнстербергу. Проблемы хозяйственной психотехники. Три задачи психотехники: оценка профпригодности, повышение производительности труда, помощь в проявлении желательных психических эффектов.
    Профпригодность: профотбор, профконсультация, профориентация. Упражнение и кривая обучения. Субъективные и объективные параметры утомления.
    Место психологии труда среди наук о трудовой деятельности: эргономики, инженерной психологии, психологии профессий, физиологии труда, НОТ, гигиены труда.

Тема 3. Методы психологии труда (2 часа).
    Методы анализа и проектирования деятельности. Опросные методы: интервью, анкета, фокус-группа. Аппаратные методы. Анализ документации. Методы анализа процессов и продуктов деятельности. Виды наблюдения. Методы анализа действий. Тестовые методы.
    Производственный и лабораторный эксперимент. Анализ рабочего пространства. Направления использования компьютера в исследовании.
    Профессиографический метод. Профессиограмма и психограмма.

Тема 4. Функциональные состояния человека (2 часа).
    Понятие функционального состояния. Методы диагностики функциональных состояний. Функциональное состояние и шкала активации.
    Динамическое рассогласование. Адекватная мобилизация.
    Кривая работоспособности.
    Методы коррекции функциональных состояний.

Тема 5. Описание рабочего места и должностная инструкция (2 часа).
    Алгоритмический анализ деятельности. Оценка тяжести труда.
    Описание и анализ работ. Анализ работ и анализ заданий. Определение задания. Непрерывные, дискретные и разветвленные задания.
    Иерархический анализ заданий. Правило Р Х С.
    Представление задания в списке, блок-схеме и графике сложности.

Тема 6. Классификации профессий (1 час).
    Профессии первого и второго типа. Классификация профессий С.Г.Струмилина по уровню автоматизации. Перенос центра исследований с полуавтоматизированных видов деятельности на автоматизированные.
    Профессионально важные качества.

Тема 7. Основные понятия эргономики (3 часа)
    Понятие социотехнических систем. Классификация систем человек-машина. Понятие человек- оператор. Информационные модели и средства отображения информации. Типы информационных моделей. Компьютерный пользовательский интерфейс как информационная модель. Методы эргономического анализа пользовательских интерфейсов.
    Принципы эргономического анализа и проектирования деятельности. Понятие внешних и внутренних средств деятельности человека-оператора. Образно-концептуальная модель. Когнитивная эргономика. Информационные модели и зрительный анализ. Модели переработки информации у человека.
    Концепция П.А.Флоренского о технических устройствах как органопроекциях человека.
    Средства исполнительной деятельности (органы управления). Модели исполнительной деятельности. Концепция построения движений Н.А.Бернштейна. Современные модели сенсомоторной деятельности.


ТЕМЫ ДОКЛАДОВ НА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Семинар 1. Этапы становления наук о трудовой деятельности.
    А) Становление дисциплины.
    Б) Науки о труде и компьютерные технологии.

Семинар 2. Методы психологии труда.
    А) Профессиография и психография.
    Б) Использование контрольных карт и перечней.

Семинар 3. Анализ работы.
    А) Методы анализа рабочего места.
    Б) Алгоритмический анализ деятельности.

Семинар 4. Функциональные состояния человека.
    А) Методы оценки функционального состояния.
    Б) Методы коррекции функционального состояния.

Семинар 5. Эргономический анализ и проектирование.
    А) Классификации внешних и внутренних средств деятельности.
    Б) Процедуры проектирования деятельности человека-оператора.

Семинар 6. Когнитивная эргономика.
    А) Методы анализа компьютерных интерфейсов.
    Б) Схемы когнитивно-психологических экспериментов.



ЛИТЕРАТУРА
 Введение в практическую эргономику./Под ред.В.П.Зинченко, Е.Б.Моргунова. -М., МИРЭА. 1990. - 80 с.
  Дагаев А.А. Фактор НТП в современной рыночной экономике. -М.: Наука. 1994. -205 с.
  Зинченко В.П., Мунипов В.М. Эргономика: человеко-ориентированное проектирование. -М.: Логос. 2000. -490 с.
  Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. -М., МГУ. 1979.
  Касти Дж. Большие системы. Связность, сложность и катастрофы. Пер.с англ. -М.: Мир. 1982. -216 с.
  Климов Е.А. Введение в психологию. Пособие для самообразования работников службы занятости. -М.: МГУ. 1992. -158 с.
  Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда. -М., МГУ. 1986. - 120 с.
  Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. -М., МГУ. 1987. -208 с.
  История советской психологии труда. Тексты./Под ред.В.П.Зинченко, В.М.Мунипова, О.Г.Носковой. -М., МГУ. 1983. -360 с.
  Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. -М., МГУ. 1984.
  Лабораторный практикум по основам инженерной психологии/ Под ред.Б.А.Душкова. -М.: Высшая школа. 1983. -240 с.
  Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека. -М., МГУ. 1987.
  Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Хрестоматия по производственной психологии. -М., 1996.
  Лютенс Ф. Организационное поведение. - М.: ИНФРА-М. 1999. - 692 с.
  Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования/ Под ред.Е.Э.Смирновой. -Л.: ЛГУ. 1984. -176 с.
  Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. -М.: Бизнес-школа Интел-Синтез. 2000. -262 с.
  Моргунов Е.Б. Человеческие факторы в компьютерных системах. -М., Тривола. 1994.
  Моргунов Е.Б. Компьютер как органопроекция интеллекта// Вестн.высшей школы. 1988. N 10. С.18 - 24.
  Мюнстерберг Г. Психология и экономическая жизнь. -М., 1924.
  Мюнстерберг Г. Основы психотехники. в 2-х частях. - М., 1922-1924.
  Новая технократическая волна на Западе. Пер.с англ./Под ред.П.С.Гуревича. -М.: Прогресс. 1986. -452 с.
  Носкова О.Г. История психологии труда в России. - М.: МГУ. 1997. 304 с.
  Основы инженерной психологии./Под ред.Б.М.Ломова. -М., Высшая школа. 1986.
  Практикум по инженерной психологии и психологии труда: Учебное пособие. Зинченко Т.П., Суходольский Г.В., Дмитриева М.А. -Л.: ЛГУ. 1983. -208 с.
  Солсо Р. Когнитивная психология. -М.: Тривола. 1996. -598 с.
  Тейлор Ф. Научная организация труда. -М., 1924.
  Флоренский П.А. Органопроекция// Декоративное искусство в СССР. 1969. N 12
  Человеческий фактор. В 6-ти томах./Под ред.Г.Салвенди. -М., Мир. 1990-1993.
  Kulka, H. (1980) Ergonomie - wofur? Leipzig. VEB Fachbildungverlag. 1980. -232 p.
  Laurig W. (1982) Grundzuege der Ergonomie. Beuth Verlag GmbH. Berlin, Koeln.
  Muchinsky, P.M. (1997) Psychology Applied to Work. An Introduction to Industrial and Organizational Psychology. - NY: Brook/Cole Publishing Company. - 538 p.
  Pearn,M, Kandola,R. (1988) Job Analysis. A Practical Guide for Managers. -L., Institute of Personnel Management. -137 p.
  Ross, R.R. (1994) Intervention in Occupational Stress.


Ключевые слова

См. также:
Марина Николаевна Макарова
Социологические исследования. 2011.  № 2. С. 93-98. 
[Статья]
Giovanni Russo, Piet Rietveld
International Journal of Career Management. 1995.  Vol. 7. No. 3. P. 3 - 13. 
[Статья]
Ирина Александровна Белова, Л. Я. Французова, Михаил Михайлович Французов
Социологические исследования. 2000.  № 5. С. 103-106. 
[Статья]
Игорь Анатольевич Винтин
Социологические исследования. 2004.  № 2. С. 86-93. 
[Статья]
Владимир Андреевич Дятлов
[Книга]
Joseph A. Belizzi, Ronald W. Hasty
Journal of Organizational Change Management. 2000.  Vol. 13. No. 5.
[Статья]
Jack Lane
Health Manpower Management. 1992.  Vol. 18. No. 2.
[Статья]