Социология организаций
Опубликовано на портале: 23-04-2003
|
Aннотация:
Рассмотрены основные социологические направления в исследовании организаций (источники организованности, типология, цели, задачи, структура и функции организаций, стадии их развития, технологии и методы работы консультантов по управлению). Показаны основные модели жизни организаций. Приведены методические приемы повышения эффективности деятельности менеджеров по работе с персоналом.
Рассмотрены основные социологические направления в исследовании организаций (источники организованности, типология, цели, задачи, структура и функции организаций, стадии их развития, технологии и методы работы консультантов по управлению). Показаны основные модели жизни организаций. Приведены методические приемы повышения эффективности деятельности менеджеров по работе с персоналом.
Цели и задачи курса:
Знакомство слушателей с основами теории организаций, феноменом организации и источниками организованности, типологией организаций, целями, задачами, структурой и функциями организации, стадиями развития организаций, типами организационных патологий и способами их преодоления.
Слушателям дается представление об организационных изменениях, инновационных технологиях, о консультировании организационного развития, о технологии и методах работы консультантов по управлению.
В ходе курса совместно со слушателями отрабатываются некоторые методические приемы повышения эффективности деятельности менеджеров по работе с персоналом.
Количество учебных часов - 21.
Формы обучения: лекции, семинарско-практические и тренинговые занятия.
Контроль результатов обучения: эссе, практическая работа.
Содержание курса
Тема 1. Социология организаций как специальная социологическая теория(4 часа).
- Объект, предмет и статус социологии организаций. Специфика социологии организаций
в сравнении с другими социолого-управленческими дисциплинами (социологией труда,
социологией управления, социологией менеджмента, а также социальным управлением,
социальной инженерией, социальным планированием и проектированием). Теоретико-методологический
статус социологии организаций (Т.Парсонс).
Прикладная функция социологии организаций.
Основные этапы в развитии социологии организаций. Потребность в организационно-управленческой проблематике в конце XIX столетия. Организационная проблематика в работах классиков социологии (М.Вебер, Э.Дюркгейм, К.Маркс, Т.Парсонс, Р.Мертон, Дж.Хоманс и др.).
Обобщение опыта управленцев-практиков (Ф.У.Тейлор, Г.Форд, А.Файоль, Л.Урвик, П.Дракер и др.). Развитие общей и специальных психологических теорий (структура личности, когнитивный подход, мотивационная проблематика, групповая динамика, бихевиоризм), а также кибернетики, теории систем, ситуационного подхода.
Институционализация социологии организаций. Развитие социологии организаций (Э.Мэйо, Ф.Ротлисбергер, Р.Лайкерт, К.Левин, А.Этциони, Ф.Селзник, К.Арджирис, Э.Шайн и др.).
Этапы развития отечественной социологии организаций. Работы Д.М.Гвишиани, В.Г.Подмаркова, Н.И.Лапина, А.И.Пригожина, В.С.Дудченко, В.В.Щербины, Г.П.Щедровицкого и др.
Развитие социологии организаций как полемика и смена парадигм. Плюрализм концепций. Социология организаций в ожидании новой парадигмы.
Тема 2. Организации как объект изучения социологии (4 часа).
- Общество как самоорганизующаяся система. Феномен организованности. Человек
как субъект и объект регламентации поведения. Общность и целевой продукт как итог
процесса упорядочения.
Организация как процесс, как универсальная функция социальных систем, как инструмент целедостижения, как социальный организм, как целевая общность.
Признаки организации: ориентация на социальные потребности, целенаправленность и целедостижимость, целостность и интегрированность, иерархия, власть, человеческий компонент - субъект и объект управления, наличие организационной культуры.
Типы организации.
Взаимоотношения организации с макросредой: взаимозависимость, сотрудничество, конкуренция. Среда как система финансовых ресурсов и сырья, как рынок сбыта товаров и услуг, как источник рабочей силы, как совокупность активных социальных субъектов.
Флуктуация среды и проблема эффективного функционирования организации как потребность в изменениях.
Тема 3: Функционирование организаций (4 часа).
- Модель организации как открытой и закрытой системы.
Признаки организации как системы. Система как единство динамических и структурных компонентов. Структура как механизм, обеспечивающий воспроизводство и повторяемость. Типы структур (технологические, социальные, социально-профессиональные, социально-демографические, организационные, групповые, формальные-неформальные, горизонтальные-вертикальные.
Внутренняя среда организации. Цели, задачи, структуры, власть, технология. Разделение труда. Организация как система координации.
Функционально-целевая природа организации.
Динамика трудовых функций как источник изменения в организации.
Формальные и неформальные структуры. Вертикальные и горизонтальные структуры. Управление в организациях: целеполагание, стратегия, планирование, организация, координация, контроль.
Власть в организации.
Темы рефератов к семинарским занятиям
- 1. Социология организаций: предмет, история, место среди гуманитарных
наук
и научных дисциплин по бизнесу и управлению.
2. Управленческое консультирование как сфера деятельности.
3. Диагностика предприятий.
4. Стадии развития организации и кризисы организационного развития.
5. Методы разработки проектов и принятия решений в организации: метод номинальных групп, сценарный метод, групповая работа и т.д.
6. Технология построения стратегии в организациях.
Ключевые слова
См. также: