Эксоцман
на главную поиск contacts

Методы обучения персонала

Опубликовано на портале: 17-04-2003
Язык: Русский
Тематические разделы: Менеджмент, Управление человеческими ресурсами

Aннотация:
Рассматриваются этапы создания программ обучения для сотрудников организации. Анализируются критерии сравнения различных методов обучения. Показаны преимущества и недостатки разных методов обучения взрослых. Слушатели знакомятся с интерактивными технологиями групповой работы за рубежом, осваивают методы работы с сообществами и экспертами, изучают методики работы в малых группах.




Объем : 21 час лекции, семинары и практические занятия.
Контроль за результатами обучения: подготовка докладов, письменный экзамен.
Цель курса: ознакомить слушателей с технологиями и методами работы с малыми группами и с сообществами.
Основные задачи курса:
  • 1) Ознакомить слушателей с интерактивными технологиями групповой работы за рубежом.
  • 2) Освоить методы работы с сообществами и экспертами.
  • 3) Познакомиться с методами работы в малых группах.


  • Содержание курса

    Тема 1. Классификации методов групповой работы (1час).
      Очерк истории групповой работы. Исследования и результаты, полученные в школе К.Левина.
      Сравнительный анализ индивидуальной и групповой работы.
      Основания классификации: по целям работы, по процессу работы, по феноменологии, по продуктам работы.
    Тема 2. Области приложения групповой работы как социальной технологии ( 7 часов).
      2.1.Девиантное поведение и работа с осужденными (2 часа).
      Социальные источники девиантного поведения. Исследования источников преступности в Чикагской социологической школе. Девиантное поведение и теории агрессии.
      Служба пробации как альтернатива тюремному заключению. Основные функции службы пробации. Отчет суду к вынесению приговора.
      Связь службы пробации с агентствами по трудоустройству и местными властными структурами.
      Служба пробации между помощью и контролем.

      2.2. Работа в сообществе и самопомощь (1 час).
      Сравнение традиционной помощи и самопомощи: социологический, психологический и финансовый аспекты.
      Самопомощь и наделение силой.
      Структура и функции территориальной системы самопомощи.

      2.3. Дельфийские группы (2 часа).
      Сферы приложения дельфийских групп. Особенности технологии проведения. Отработка технологии.

      2.4. Фокус-группы (2 часа).
      История возникновения фокус-групп. Сферы приложения. Особенности реализации. Отработка технологии.
    Тема 3. Консультирование общественных организаций (2 часа).
      Экспертное и процессное консультирование.
      Фазы консультационного процесса. Организационная диагностика. Методы организационной диагностики.
      Организационное развитие. Стратегическое планирование.
    Тема 4. Групповая динамика (2 часа).
      Понятие "малая группа". Верхняя и нижняя границы группы. Две координаты группы по Такмену: межличностная и содержательная. Независимые, промежуточные и результирующие переменные в модели Креча, Крачфилда и Белленчи.
      Позиционирование членов группы. Членство в группе и роль. Борьба за лидерство в группе. Этапы групповой динамики.
    Тема 5. Проектирование групповой работы (1 час).
      Проектирование работы в группе. Описание целей и действий. Выделение базальных проблем. Выбор стиля поведения ведущего. Параметры, принимаемые в расчет: размер группы, тип лидерства, уровень разогрева, содержание и смысл упражнений.
    Тема 6. Проблемы группового обучения (1 час).
      Классические теории обучения. Параметры классификации концепций обучения.
      Сравнение активных форм обучения. Тренинг и кейс-стади - сходства и различия.
      Обучение посредством личного опыта. Проблемное обучение. Технологии повышения креативности обучения.
    Тема 7. Процедуры групповой работы ( 6 часов)
      Функции фасилитации. Функции модерации. Характеристики шеринга. Виды предоставления обратной связи.
      Отработка процедур. Акценты внимания ведущего группы: групповая динамика, уровень разогрева, уровень директивности, управление лидерством.

    Литература

    Представлена в списках источников для семинарских занятий.

    Почасовой план

    Номер по порядкуТема занятияФормы работыКоличество часов
    1.Классификации методов групповой работыЛекция1 час
    2.Сферы приложения групповой работы. Девиантное поведение и работа с осужденнымиЛекция2 часа
    Работа в общине и самопомощьЛекция1 час
    Дельфийские группыПрактическое занятие2 часа
    Фокус группыПрактическое занятие2 часа
    3.Консультирование общественных организацийЛекция и практическое занятие2 часа
    4.Групповая динамикаЛекция2 часа
    5.Проектирование групповой работыЛекция и практическое занятие2 часа
    6.Проблемы обучения социальных работниковЛекция1 час
    7.МодерацияПрактическое занятие2 часа
    8.ФасилитацияПрактическое занятие2 часа
    9.Обратная связьПрактическое занятие2 часа
    Итого:21 час


    СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ И ТЬЮТОРИАЛЗ

    В течение обучения каждый слушатель должен подготовить презентацию одной статьи из списка (10 мин.) и письменное резюме статьи (1 стр.).


    Ключевые слова

    См. также:
    Giovanni Russo, Piet Rietveld
    International Journal of Career Management. 1995.  Vol. 7. No. 3. P. 3 - 13. 
    [Статья]
    Надежда Михайловна Розанова
    TERRA ECONOMICUS. 2010.  Т. 8. № 1. С. 142-153. 
    [Статья]