Эксоцман
на главную поиск contacts

Экономический механизм регулирования социально-трудовых отношений

Опубликовано на портале: 28-02-2005
Москва , 2003
Подтип: Докторские
Тематические разделы: Экономика, Экономика труда
Номер совета: Д 501.001.17

Aннотация:
Работа выполнена в Институте труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Объект исследования - система социально-трудовых отношений как объект государственного регулирования, предмет - экономический механизм регулирования социально-трудовых отношений. Целью диссертационной работы является разработка методологического и методического подходов к формированию экономического механизма, регулирующего социально-трудовые отношения в Российской Федерации, проведение комплексного исследования этого механизма и его составных элементов и выработка на этой основе моделей, алгоритмов, процедур и практических рекомендаций по его совершенствованию.


Актуальность исследования определяется незавершенностью разработки методологической и методической базы создания принципиально нового для России экономического механизма регулирования социально-трудовых отношений.

Заимствованная из советской практики патерналистская модель социального развития оказалась неэффективной при регулировании социально-трудовых отношений в современном обществе. Эта модель была ориентирована преимущественно на сохранение масштабов оказываемых государством социальных услуг. В то же время, усилия, направленные на повышение их эффективности, отступали на второй план. По этим причинам на фоне быстрого падения ВВП происходило увеличение доли социальных расходов в совокупных расходах государства. К лету 1995 года она увеличилась до 50%. Но даже это не смогло предотвратить резкого снижения уровня жизни населения. Более того, данная модель привела к резкому обострению проблем бюджетного дефицита.

Переход от патернализма к адресной социальной модели был определен (еще в середине 90-х годов) в качестве одной из стратегических задач развития страны на современном этапе, что потребовало выработки нового экономического механизма регулирования социально-трудовых отношений, соответствующего рыночной системе хозяйствования. Однако сформировавшийся к настоящему времени механизм, обслуживающий эти отношения, все еще во многом сохраняет свой прежний вид. Серьезные недостатки присущи и механизму в целом, и основным его элементам. Особую актуальность в этом контексте приобретают проблемы бюджетно-налогового регулирования, прогнозирования, мониторинга и контроля состояния социально-трудовых отношений, анализа эффективности программ и мероприятий социальной политики, обоснования и использования социальных нормативов.

Последствия несовершенства действующего экономического механизма для социально-трудовой сферы исключительно тяжелы. Все еще четверть населения страны имеют доходы ниже прожиточного минимума. Беспрецедентных масштабов достигло имущественное расслоение общества.
Важность проблемы совершенствования экономического механизма регулирования социально-трудовых отношений для теории и практики формирования эффективной социальной политики, а также ее сложность и масштабность требуют серьезного теоретического осмысления, методологических и методических разработок, прежде всего на основе системного подхода к ее решению.

Степень разработанности проблемы

Исследованию механизмов государственного регулирования социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики посвящено множество работ как зарубежных, так и отечественных авторов. В частности, в своей диссертационной работе автор опирался на широко известные работы по теории рынка труда Р.Джакмана, Д.Кейнса, Д.Гелбрейта, К.Макконнелла, П.Самуэльсона, А.Филлипса, Р.Эренберга Р.Смита. В России значительный вклад в разработку теоретических основ экономики труда внесли Л.Абалкин, Б.Бреев, Н.Волгин, Н.Гриценко, Т.Заславская, Е.Катульский, В.Куликов, К.Микульский, Н.Римашевская, Г.Слезингер. Интересные теоретические подходы к решению проблем становления рынка труда и развития социально-трудовых отношений в России предложили Е.Белкин, А.Жуков, А.Зубкова, В.Казаков, Р.Капелюшников, Р.Колосова, В.Костаков, Л.Костин, А.Котляр, Т.Малева, И.Маслова, Ж.Зайончковская, А.Панкратов, Ф.Прокопов, К.Ремизов, В.Роик, А.Саградов, А.Сафонов, Г.Сергеева, С.Смирнов, Т.Четвернина, Л.Чижова, Л.Якобсон. Серьезный научный вклад в разработку проблематики сферы социальных услуг внесли С.Валентей, Е.Егоров, А.Елисеев, Е.Жильцов, В.Жуков, С.Калашников. Проблеме регулирования уровня жизни и заработной платы в условиях перехода к рыночной экономике посвящены работы ряда отечественных ученых-экономистов: В.Бобкова, А.Никифировой, А.Разумова, Б.Ракитского, В.Ракоти, Л.Ржаницыной, Р.Яковлева. Работы этих экономистов в разной степени раскрывают содержание складывающихся отношений в области доходов и оплаты труда работников как материального, так и нематериального сектора экономики и отличаются неоднородностью суждений по данной проблеме.

Теоретический анализ институтов и институциональных изменений дан в работах М.Алле, К.Арроу, Г.Беккера, И.Колемана, Р.Лейярда, Д.Норта, Х.Кресс, Р.Нуреева, В.Тамбовцева, А.Шаститко.

Значимые проблемы социально-экономического развития все более активно изучаются с позиций системного анализа. Указанные аспекты отражены в работах Ст.Бира, М.Вудкока, У.Дункана, Д.Френсиса, Т.Саати, А.Дорофеюка, Л.Коричнева, В.Спицнаделя, Н.Цыгичко и других.

При исследовании проблем экономического прогнозирования и планиро вания автор опирался в методологическом и теоретическом отношениях на работы В.Белова, С.Глазьева, В.Ивантера, Л.Канторовича, В.Леонтьева, Д.Львова, Г.Парсаданова, Ю.Петрова, Ю.Яременко, Е.Ясина.

Проблемы бюджетно-налогового регулирования глубоко исследовались в публикациях Г.Ахинова, А.Година, А.Грязновой, А.Дадашева, О.Мещеряковой, И.Подпориной, А.Улюкаева.

В то же время обобщенный системный анализ проблемы формирования экономического механизма применительно к регулированию социально-трудовых отношений (особенно в таких важных его составных частях, как бюджетирование, налогообложение, прогнозирование, мониторинг, целеполагание, планирование, нормирование, анализ эффективности) не получил адекватного отражения в современных научных исследованиях.

Объект исследования - система социально-трудовых отношений как объект государственного регулирования, предмет - экономический механизм регулирования социально-трудовых отношений.

Целью диссертационной работы является разработка методологического и методического подходов к формированию экономического механизма, регулирующего социально-трудовые отношения в Российской Федерации, проведение комплексного исследования этого механизма и его составных элементов и выработка на этой основе моделей, алгоритмов, процедур и практических рекомендаций по его совершенствованию.

Задачи:

  • исследовать систему социально-трудовых отношений как объект государственного регулирования, проанализировать по каждому ее элементу (рынок труда, заработная плата, доходы и уровень жизни населения, трудовые отношения, охрана труда, социальная защита и социальные услуги населению) состояние, проблемы развития, адекватность используемых методов и технологий государствен ного регулирования;
  • раскрыть структуру экономического механизма регулирования социально-трудовых отношений и систематизировать выявленные проблемы государственного регулирования по каждому элементу экономического механизма, что позволит решить следующую задачу - определить основные пути совершенствования экономического механизма (в целом и по каждому элементу) и, соответственно, на правления необходимых для этого углубленных научных исследований;
  • усовершенствовать методологическую и методическую базу государственного прогноза социально-трудовых отношений на основе моделирования основных показателей социально-трудовой сферы и уточнения организационных процедур прогнозирования социально-экономического развития страны;
  • исследовать возможности использования социального норматива «минимальный размер оплаты труда (МРОТ)» в качестве инструмента социальной и фискальной политики государства;
  • провести анализ существующих методов бюджетного регулирования социально-трудовых отношений (на примере сферы социальных услуг населению) и развить методологические подходы к формированию и реализации социального бюджета;
  • разработать предложения по совершенствованию налоговой политики с позиций улучшения социально-трудовых отношений;
  • исследовать эффективность мер структурной политики в социально-трудовой сфере (на примере социальных федеральных целевых программ) и обосновать направления ее повышения;
  • обобщить теоретические подходы к формированию институциональной структуры социально-трудовой сферы, раскрыть роль и содержание общественных институтов в разработке и достижении целей социального развития.

Теоретическая и методологическая основа проведения исследования. Проблема формирования экономического механизма регулирования социально-трудовых отношений является междисциплинарной. Поэтому в диссертации она рассматривается в широком научном контексте, включая системный анализ, ин ституциональный подход, теорию социальной рыночной экономики, экономику и социологию труда, экономику сферы услуг, общую теорию управления, прогно стику.

Проводя исследование на стыке научных дисциплин, автор в своей работе использовал общенаучные методы структурного, факторного, функционального и сравнительного анализа, различные приемы прикладного статистического анализа.

Эмпирической базой исследования послужили данные государственной статистики, административная отчетность и аналитические материалы федеральных органов власти (Минтруда России, Минэкономразвития России, Минфина России и др.), обзоры международных организаций (МОТ, ОЭСР, Мирового банка, ТАСИС), публикации в российских и зарубежных изданиях, материалы социологических опросов населения, российские нормативно-законодательные документы.

Научная новизна исследования в целом заключается в разработке целостного концептуального подхода к формированию экономического механизма регулирования социально-трудовых отношений, в проведении комплексного (с позиций системного анализа) исследования данного механизма и выработке на этой основе моделей, методов, процедур и практических рекомендаций по функционированию этого механизма как в целом, так и каждого его элемента.

Автором выносятся на защиту следующие наиболее существенные научные результаты, полученные в ходе диссертационного исследования:

в области экономики труда

  • раскрыта структура сложившегося в России экономического механизма регулирования социально-трудовых отношений. На основе детального исследования его основных элементов, оказывающих существенное влияние на социальное развитие страны, доказаны разрегулированность этого экономического механизма, нескоординированность функционирования большинства его элементов, неподчиненность их общим целям. Определены основные направления совершенствования основных элементов экономического механизма, регулирующего социально-трудовые отношения;
  • усовершенствована методологическая и методическая база государственного прогноза социально-экономического развития страны (в части социально- трудовых отношений). Определены пути улучшения организационных процедур прогноза, разработан расширенный перечень социальных показателей государственного прогноза. Проведено экономико-математическое моделирование основных показателей социально-трудовой сферы, причем как на основе экстраполяции тенденций, так и на основе факторного анализа. Разработанные прогнозные модели и методы удовлетворяют всем известным критериям качества;
  • обоснованы и предложены количественные методы оценки влияния МРОТ на такие важные социальные показатели, как заработная плата работников, степень ее дифференциации. Показано, что этот показатель может реально выполнять роль важнейшего инструмента социальной политики государства. Кроме того, на основе построенных функций, выражающих зависимость дополнительных доходов и расходов бюджета расширенного правительства от величины МРОТ, было доказано, что этот показатель может и должен являться инструментом не только социальной, но и фискальной политики. Таким образом, в диссертационном исследовании дано обоснование методических подходов к установлению величины МРОТ с фискальных позиций;
  • на основе зарубежного опыта разработаны предложения по ослаблению налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. Решение данной задачи рассматривалось автором по двум направлениям: снижение ставки единого социального налога с соответствующим замещением выпадающих доходов (за счет перераспределения налогообложения на другие экономические факторы) и снижение порогового значения дохода налогоплательщика, по достижении которого начинает действовать регрессивная шкала ставок этого налога. Реализация разработанных в работе предложений позволила бы достичь приемлемого для работодателей совокупного уровня налогообложения оплаты труда в 30-33% (что соответствовало бы мировой практике), а также заинтересовать предприятия и работников легализовать заработную плату, платить налоги, и тем самым существенно повысить обеспеченность финансовыми ресурсами бюджеты всех уровней, а также государственные вне бюджетные фонды, увеличить доходы населения и его социальную защищенность;
  • подтверждена выдвинутая в работе гипотеза о наличии таких видов социально-значимой продукции, отмена налога на добавленную стоимость на которую не только не приведет к бюджетным потерям, но наоборот, (за счет эластичности спроса по цене и снижения ущерба населению в результате ее использования) принесет дополнительные доходы в консолидированный бюджет и внебюджетные фонды. Доказан высокий экономический и бюджетный эффект от отмены НДС на некоторые виды средств индивидуальной защиты (СИЗ) работников;
  • обоснована классификация факторов, определяющих особенности институциональной среды в социально-трудовой сфере. Установлено, что эти особенности предопределяются широким спектром достаточно разнородных факторов, которые можно свести в четыре группы: вытекающие из социально-психологических характеристик общества; обусловленные особенностями нормотворческой практики на данном этапе развития страны; выражающие динамику социально- экономических условий жизни общества; связанные с научно-техническим прогрессом;
  • Разработаны предложения по совершенствованию институциональной структуры социально-трудовых отношений, в частности, по развитию таких относительно новых для России форм регулирования социально-трудовых отношений, как социальный диалог, трехсторонние переговоры субъектов трудовых отношений (работодателей, работников и государства). Выявлен качественно новый многомерный вектор развития названных институтов.

в области экономики, организации и управления предприятиями, отраслями и комплексами (сфера услуг)

  • в целях повышения эффективности бюджетной политики (как инструмента государственного регулирования) в сфере оказания социальных услуг населению уточнено понятие «социальный бюджет», развита концептуальная модель социального бюджета, отражающая ключевые финансовые аспекты реализации политики государства в этой сфере. Разработана методология формирования социального бюджета, основанная на системе индикативного планирования и на законодательно установленных социальных нормативах. Соответственно, предложены новые методические, нормативные, организационные и технологические процедуры формирования и исполнения социального бюджета;
  • в целях более полного обеспечения социальных гарантий в сфере оказания населению социальных услуг и наделения каждого уровня власти достаточны ми для реализации социальных законов финансовыми ресурсами разработана методика оптимизации распределения налогов между различными уровнями власти, прежде всего между федерацией и ее субъектами. Ее применение могло бы сократить дефицитность региональных бюджетов (в том числе муниципальных) и соответственно обеспечить более высокий уровень финансирования социальных услуг;
  • обоснованы принципы и механизмы формирования структурной политики в сфере социальных услуг. В частности, предложены методологические подходы к построению механизма разработки и реализации федеральных целевых программ, направленных на расширение видов и повышение качества оказываемых населению социальных услуг. Сформулированы критерии социально-экономической эффективности программ и мероприятий в области оказания социальных услуг населению, разработаны алгоритмы их расчета. Доказана высокая экономическая и бюджетная эффективность ряда социальных программ. Предложен новый методический подход к формированию эффективной инвестиционной политики, который в отличие от существующей практики предусматривает де тальные процедуры обоснования потребности и распределения государственных инвестиций на федеральном уровне, в результате чего существенно снижается влияние субъективных факторов, негативно влияющих на данный процесс.


Ключевые слова

См. также:
Ирина Марксовна Козина
Экономическая социология. 2002.  Т. 3. № 5. С. 75-92. 
[Статья]
Борис Михайлович Генкин
[Книга]
Сергей Александрович Коротаев, Овсей Ирмович Шкаратан, Елена Николаевна Гасюкова
Общественные науки и современность. 2017.  № 6. С. 110–122. 
[Статья]
Александр Лазаревич Темницкий, Галина Петровна Бессокирная
Социологический журнал. 1998.  № 1/2.
[Статья]
Александр Лазаревич Темницкий
Социологические исследования. 2004.  № 6. С. 26-37. 
[Статья]
U.S. Department of Labor
[Книга]
Виталий Иванович Видяпин
[Книга]