Эксоцман
на главную поиск contacts

Оценка последствий либерализации импорта услуг для российской экономики (на примере финансовых услуг)

Опубликовано на портале: 30-06-2005
Москва, 2003
Подтип: Кандидатские
Тематические разделы: Экономика, Экономика отраслевых рынков, Международная экономика, Международная экономика: Международные экономические отношения
Номер совета: Д 212.048.02

Aннотация:
Цели и задачи исследования. Целью исследования является разработка ключевых элементов экономической политики государства в отношении либерализации доступа иностранных компаний в сектор услуг. При этом выбор рекомендаций в отношении экономической политики основан на прикладном моделирование последствий, которые будет иметь подобная либерализация как для экономики России в целом, так и для отдельного сектора российской экономики в частности.


Цели и задачи исследования. Целью исследования является разработка ключевых элементов экономической политики государства в отношении либерализации доступа иностранных компаний в сектор услуг. При этом выбор рекомендаций в отношении экономической политики основан на прикладном моделирование последствий, которые будет иметь подобная либерализация как для экономики России в целом, так и для отдельного сектора российской экономики в частности. Реализация цели исследования определила следующий круг решаемых задач:
  • Оценка значимости существующих нетарифных барьеров для иностранных поставщиков услуг.
  • Построение модели российской экономики, позволяющей прогнозировать среднесрочные и долгосрочные последствии либерализации режима международной торговли услугами.
  • Разработка методологии сценарного анализа и проведение экспериментов на основе российских данных с целью оценить последствия либерализации международной торговли услугами в российских условиях.
Объект исследования. Международная торговля услугами в целом и финансовыми услугами в частности в приложении к российской экономике. При изучении процесса предоставления услуги следует учитывать необходимость непосредственного взаимодействия между агентом, оказывающим услугу и потребителем данной услуги. Это заставляет обращать особое внимание на условия конкуренции, существующие для иностранных компаний в стране потребителя. Потенциальная возможность такого режима взаимодействия является определяющей с точки зрения перспективы развития международной торговли услугами.

Предмет исследования. Влияние либерализации режима, предоставляемого страной иностранным компаниям на национальном рынке услуг, на ряд важнейших экономических показателей. Среди этих показателей особое внимание уделяется реальным доходам экономических агентов, которых либерализация международной торговли услугами коснется в первую очередь. Это, во-первых, квалифицированные работники-резиденты, занятые в секторе услуг, во-вторых, национальные собственники капитала, инвестированного в данный сектор, и, в третьих, отечественные потребители.

Научная новизна диссертации определяется следующими научными результатами, обосновываемыми соответствующими методическими и инструментальными разработками:

  • Построена прикладная оптимизационная модель российской экономики, использующая схему и информацию межотраслевого баланса. Модель специально создавалась для анализа экономической политики в отношении сектора услуг в рамках национальной экономики.
  • Доказана значимость устранения Х-неэффективности российских компаний в отраслях сферы услуг как одного из важнейших позитивных последствий либерализации режима международной торговли услугами.
  • Проверена и подтверждена гипотеза о возможности сформулировать такую экономическую политику государства, которая позволит в результате открытия сектора услуг для международной конкуренции добиться роста национального дохода в экономике, повысить производительность труда и улучшить внешнеторговую позицию страны.
  • Показано, что экономическая политика государства, заключающаяся в открытии сектора услуг для международной конкуренции, может быть принципиально различной в рамках переходного (короткого) периода и долгосрочной перспективы. В краткосрочной перспективе целесообразно сохранить ограничения на долю иностранных факторов производства в структуре издержек компаний, работающих в России, тогда как в долгосрочном периоде самой эффективной политикой государства будет реформа, способствующая повышению мобильности факторов производства между секторами национальной экономики.
  • Осуществлена количественная оценка нетарифных барьеров на пути прямых иностранных инвестиций в сектор финансовых услуг российской экономики.
Автор выносит на защиту. В основе выносимых на защиту положений лежат результаты прикладного анализа либерализации режима международной торговли услугами в условиях российской экономики.
  1. Проведенный анализ позволяет говорить о том, что либерализация международной торговли услугами может способствовать приближению производительности факторов производства в России к среднемировому уровню. Причиной этого, в первую очередь будет интенсификация внутриотраслевой конкуренции, способствующая устранению Х-неэффективности национальных компаний в отраслях услуг. Устранение Х-неэффективности является и количественно, и качественно наиболее значимым эффектом либерализации международной торговли услугами для экономики России в целом и сектора услуг в частности.
  2. Либерализация международной торговли финансовыми услугами в режиме коммерческого присутствия может привести к снижению цены банковских услуг в среднем на 25%, 6-10%% из которых будет обусловлено снижением Х-неэффективности, а оставшиеся 15-19%% - устранением дискриминирующих ограничений для банков с иностранным капиталом.
  3. Степень мобильности факторов производства между секторами экономики в значительной степени определяет последствия либерализации режима прямых иностранных инвестиций в российские сектора услуг. Чем ниже мобильность, тем в большей степени будут снижаться реальные доходы квалифицированных работников и отечественных собственников капитала в результате проведения либерализации. Исходя из вышесказанного можно предположить, что оптимальной политикой государства в долгосрочном периоде в части создания условий для повышения межотраслевой мобильности специалистов и денежного капитала должна быть реформа, направленная на формирование эффективного финансового сектора и сектора профессионального образования. Только в таком случае возможно создание механизмов, которые позволят национальной экономике эффективно адаптироваться к изменениям глобальной ситуации и получать максимальную выгоду от участия в международной торговле.
  4. В краткосрочном (переходном) периоде экономическая политика в отношении либерализации международной торговли услугами, при которой возможен рост национального дохода и минимизация отраслевой оппозиции либерализации доступа иностранных компаний на отечественные рынки услуг, должна предусматривать жесткие ограничения доли иностранного капитала в собственном капитале поставщиков услуг и/или защиту реальных доходов отечественных квалифицированных специалистов наряду с проведением либерализации в как можно большем числе подсекторов сектора услуг.


PDF Document
сохранить
[463 КБ]
Ключевые слова

См. также:
Henrik Horn, James A. Levinsohn
NBER Working Paper Series. 1997.  No. 6077.
[Статья]
Pinelopi Koujianou Goldberg, Nina Pavcnik
NBER Working Paper Series. 2001.  w8575.
[Статья]
Karolina Ekholm, Rikard Forslid, James R. Markusen
NBER Working Paper Series. 2003.  w9517.
[Статья]
Oleh Havrylyshyn, Peter Kunzel
IMF Working Paper Series. 1997.  No. 97/47.
[Статья]
Tito Cordella, Isabel Grilo
IMF Working Paper Series. 1998.  No. 98/48 .
[Статья]
Xiangming Li
IMF Working Paper Series. 2003.  No. 03/124.
[Статья]
Марина Евгеньевна Дорошенко, Марина Евгеньевна Дорошенко
Форсайт. 2007.  Т. 1. № 2. С. 37-45. 
[Статья]