Вертикальная интеграция нефтегазовых компаний в условиях неопределенности мировых цен на нефть
Подтип: | Кандидатские |
Тематические разделы: | Экономика, Экономика отраслевых рынков |
Номер совета: | Д 212.048.02 |
Aннотация:
Основной целью настоящей работы является разработка теоретического и методологического аппарата стратегии вертикальной интеграции современных нефтегазовых компаний, направленной на обеспечение сбалансированного развития входящих в их состав основных секторов нефтегазового бизнеса: upstream (нефть и газ) - downstream (продукты их переработки) - нефтехимия в условиях неопределенности долгосрочного уровня мировых цен на нефть.
В соответствии с целью исследования в работе решаются следующие задачи:
- проанализировать альтернативные объяснения процессов вертикальной интеграции в нефтегазовом бизнесе с учетом многоотраслевой структуры современных нефтегазовых компаний;
- проанализировать вопрос об изменении соотношения между стимулами вертикальной интеграции предприятий смежных нефтегазовых бизнес-секторов с эволюционным развитием нефтегазовой бизнес-среды;
- предложить теоретическое объяснение механизма действия стимулов вертикальной интеграции, связанных с неопределенностью мировых цен на нефть;
- разработать математическую модель эффективной стратегии вертикальной интеграции нефтегазовых компаний в основные нефтегазовые бизнес-сектора и провести эмпирическую проверку ее адекватности;
- проанализировать возможности прикладного применения разработанной модели как инструмента обеспечения сбалансированного развития нефтегазовых компаний в основных бизнес-секторах;
- разработать методику моделирования эффективной структурной политики в условиях неопределенности мировых цен на нефть и провести ее апробацию.
Предмет и объект исследования. Предметом проведенного исследования являются
аспекты мотивации вертикальной интеграции крупных частных нефтегазовых компаний,
действующих в условиях развитых мировых рынков и неопределенности долгосрочного уровня
мировых цен.
Объектом исследования являются 22 крупнейшие частные нефтегазовые компании мира,
в совокупности осуществляющие одну четвертую от всех мировых продаж нефти и около
половины от всех мировых продаж нефтепродуктов. По данной группе компаний были собраны
и проанализированы статистические данные по показателям чистой прибыли, объемов продаж
и активов в разрезе трех основных нефтегазовых бизнес-секторов за период 1987-2000
гг.
Научная новизна работы отражена в следующих положениях:
- выявлено, что с развитием мировых рынков нефти и нефтепродуктов распространяются механизмы рыночной координации, эффективно ограничивающие риск оппортунизма, в частности, создаются предпосылки для замещения вертикальной интеграции предприятий смежных нефтегазовых бизнес-секторов долгосрочными контрактами с нефиксированными ценами поставки (устанавливаемыми на базе биржевых котировок);
- показано, что после первого кризиса мировых цен на нефть в середине 70-х годов на нефтегазовые компании действуют стимулы вертикальной интеграции в смежные нефтегазовые бизнес-сектора, связанные с возможностью ограничения негативного эффекта вытеснения инвестиций с длительными сроками амортизации вследствие неопределенности долгосрочного уровня мировых цен на нефть;
- предложена математическая модель эффективной стратегии вертикальной интеграции в основные нефтегазовые бизнес-сектора на основе применения портфельного подхода к анализу показателей эффективности и риска в представлении нефтегазовой компании бизнес-портфелем;
- проверены предположения о характере влияния мировых цен на нефть (существенность и обратная корреляция) на параметры распределения прибыли между продуктами смежных нефтегазовых бизнес-секторов на основе регрессионного анализа эмпирических данных компаний первой двадцатки, что подтверждает адекватность предложенной модели;
- предложена и апробирована методика сравнительного анализа стратегических конкурентных преимуществ нефтегазовых компаний на основе полученных регрессионных коэффициентов чувствительности прибыльности продукции к изменению мировых цен и факторам, равномерно изменяющимся со временем;
- предложен новый инструмент корпоративного менеджмента нефтегазовых компаний - структурная политика, состоящая в определении и последующем стремлении к эффективным пропорциям распределения корпоративного капитала в основные нефтегазовые бизнес-сектора с учетом комплексного критерия риск-результат;
- на основе применения методики стохастического моделирования к регрессионным моделям показателей удельной прибыли основных нефтегазовых бизнес-секторов разработана оптимизационная модель, позволяющая анализировать эффективность структурной политики нефтегазовых компаний на практике;
- с помощью разработанного аппарата проведен анализ эффективности структурной политики первой двадцатки крупнейших частных нефтегазовых компаний мира.

[726 КБ]