Эксоцман
на главную поиск contacts

Вертикальная интеграция нефтегазовых компаний в условиях неопределенности мировых цен на нефть

Опубликовано на портале: 25-04-2005
Москва, 2003
Подтип: Кандидатские
Тематические разделы: Экономика, Экономика отраслевых рынков
Номер совета: Д 212.048.02

Aннотация:
Основной целью настоящей работы является разработка теоретического и методологического аппарата стратегии вертикальной интеграции современных нефтегазовых компаний, направленной на обеспечение сбалансированного развития входящих в их состав основных секторов нефтегазового бизнеса: upstream (нефть и газ) - downstream (продукты их переработки) - нефтехимия в условиях неопределенности долгосрочного уровня мировых цен на нефть.


В соответствии с целью исследования в работе решаются следующие задачи:

  • проанализировать альтернативные объяснения процессов вертикальной интеграции в нефтегазовом бизнесе с учетом многоотраслевой структуры современных нефтегазовых компаний;
  • проанализировать вопрос об изменении соотношения между стимулами вертикальной интеграции предприятий смежных нефтегазовых бизнес-секторов с эволюционным развитием нефтегазовой бизнес-среды;
  • предложить теоретическое объяснение механизма действия стимулов вертикальной интеграции, связанных с неопределенностью мировых цен на нефть;
  • разработать математическую модель эффективной стратегии вертикальной интеграции нефтегазовых компаний в основные нефтегазовые бизнес-сектора и провести эмпирическую проверку ее адекватности;
  • проанализировать возможности прикладного применения разработанной модели как инструмента обеспечения сбалансированного развития нефтегазовых компаний в основных бизнес-секторах;
  • разработать методику моделирования эффективной структурной политики в условиях неопределенности мировых цен на нефть и провести ее апробацию.

Предмет и объект исследования. Предметом проведенного исследования являются аспекты мотивации вертикальной интеграции крупных частных нефтегазовых компаний, действующих в условиях развитых мировых рынков и неопределенности долгосрочного уровня мировых цен.
Объектом исследования являются 22 крупнейшие частные нефтегазовые компании мира, в совокупности осуществляющие одну четвертую от всех мировых продаж нефти и около половины от всех мировых продаж нефтепродуктов. По данной группе компаний были собраны и проанализированы статистические данные по показателям чистой прибыли, объемов продаж и активов в разрезе трех основных нефтегазовых бизнес-секторов за период 1987-2000 гг.

Научная новизна работы отражена в следующих положениях:

  • выявлено, что с развитием мировых рынков нефти и нефтепродуктов распространяются механизмы рыночной координации, эффективно ограничивающие риск оппортунизма, в частности, создаются предпосылки для замещения вертикальной интеграции предприятий смежных нефтегазовых бизнес-секторов долгосрочными контрактами с нефиксированными ценами поставки (устанавливаемыми на базе биржевых котировок);
  • показано, что после первого кризиса мировых цен на нефть в середине 70-х годов на нефтегазовые компании действуют стимулы вертикальной интеграции в смежные нефтегазовые бизнес-сектора, связанные с возможностью ограничения негативного эффекта вытеснения инвестиций с длительными сроками амортизации вследствие неопределенности долгосрочного уровня мировых цен на нефть;
  • предложена математическая модель эффективной стратегии вертикальной интеграции в основные нефтегазовые бизнес-сектора на основе применения портфельного подхода к анализу показателей эффективности и риска в представлении нефтегазовой компании бизнес-портфелем;
  • проверены предположения о характере влияния мировых цен на нефть (существенность и обратная корреляция) на параметры распределения прибыли между продуктами смежных нефтегазовых бизнес-секторов на основе регрессионного анализа эмпирических данных компаний первой двадцатки, что подтверждает адекватность предложенной модели;
  • предложена и апробирована методика сравнительного анализа стратегических конкурентных преимуществ нефтегазовых компаний на основе полученных регрессионных коэффициентов чувствительности прибыльности продукции к изменению мировых цен и факторам, равномерно изменяющимся со временем;
  • предложен новый инструмент корпоративного менеджмента нефтегазовых компаний - структурная политика, состоящая в определении и последующем стремлении к эффективным пропорциям распределения корпоративного капитала в основные нефтегазовые бизнес-сектора с учетом комплексного критерия риск-результат;
  • на основе применения методики стохастического моделирования к регрессионным моделям показателей удельной прибыли основных нефтегазовых бизнес-секторов разработана оптимизационная модель, позволяющая анализировать эффективность структурной политики нефтегазовых компаний на практике;
  • с помощью разработанного аппарата проведен анализ эффективности структурной политики первой двадцатки крупнейших частных нефтегазовых компаний мира.


Ключевые слова

См. также:
Ольга Анатольевна Третьяк
Российский журнал менеджмента. 2009.  Т. 7. № 3. С. 61-64. 
[Статья]
Иван Иванович Мазур, Валерий Дмитриевич Шапиро, Эдуард Михайлович Коротков, Наталия Георгиевна Ольдерогге
[Книга]
Роман Михайлович Качалов
Российский журнал менеджмента. 2007.  Т. 5. № 2. С. 147–151. 
[Статья]
Валерий Михайлович Цветаев
[Книга]
Наталья Юрьевна Воронина
Университетское управление. 1998.  № 3(6). С. 35-37. 
[Статья]
Валерий Сергеевич Катькало
Российский журнал менеджмента. 2003.  Т. 1. № 1. С. 7-30. 
[Статья]