Эксоцман
на главную поиск contacts

Социальные основы формирования ценности антикварных вещей (на примере антикварного рынка Санкт-Петербурга).

Опубликовано на портале: 19-04-2005
Москва, 2001
Подтип: Кандидатские
Тематические разделы: Социология, Методы сбора и анализа социологических данных, Экономическая социология, Экономическая социология: Потребление и стили жизни
Номер совета: Д 212.048.01

Aннотация:
Проблема исследования: на сегодняшний день нам не известно, как, в результате каких социальных изменений возник современный антикварный рынок как особый институт, каким образом происходил процесс его формирования, как он функционирует сегодня, какие агенты являются его участниками и какие интересы при этом преследуют. Кроме того, нам неизвестно, почему антикварные вещи оказываются ценными в современном российском обществе.
Цель исследования. Целью исследования является изучение механизмов создания и поддержания ценности антикварных вещей и, в итоге, выработка ответа на вопрос о том, почему антикварные вещи оказываются ценными в современном российском обществе.
Задачи исследования. Достижение поставленной цели было осуществлено путем решения следующих задач:
- Описать процесс формирования антикварного рынка Санкт-Петербурга: выделить социальные и политические факторы его формирования.
- Выделить и описать агентов, действующих на антикварном рынке Санкт-Петербурга.
- Проанализировать процессы взаимодействия выделенных ранее агентов, участвующих в процессах конструирования ценности антикварных вещей.
- Выработать социологическое определение понятия «антиквариат».
Методы сбора и анализа данных включали фокусированное полуструктурированное интервью, анализ официальных документов и прессы.При анализе материалов тексты интервью полагались основным источником информации. Информанты выступали одновременно как эксперты - носители эксклюзивного профессионального знания, и как респонденты - свидетели событий собственной жизни, источники информации о практиках других участников деятельности, связанной с антиквариатом.
Предметом исследования являются способы взаимодействия агентов антикварного рынка Санкт-Петербурга, а также способы оценивания вещей агентами, то есть процедуры, в результате которых производятся оценки и утверждается наличие или отсутствие у вещей ценности.
Научная новизна работы состоит в актуальности эмпирических, теоретических и методологических задач исследования.
- На примере антикварного рынка Санкт-Петербурга впервые описано новое явление социальной и экономической жизни современного российского общества, которым является антикварный рынок. Дана его социологическая интерпретация.
Впервые проанализированы процессы социального производства ценности антикварных вещей как товаров, в создании ценности которых ни труд, ни полезность не играют существенной роли. Предположено существование нескольких видов ценности, приписываемых антикварным вещам рыночным агентами и институтами (культурная, социальная, личная). Показано, что эти виды ценности используются экономическими агентами для аргументации цены антикварных вещей.
Дано социологическое определение антиквариата, что предоставляет возможности для дальнейших исследований в этой области. Согласно данному определению, антиквариатом является такой предмет, который может способствовать групповой интеграции (на индивидуальном, групповом и общесоциальном уровне) посредством истории и прошлого, которые он воплощает. Антиквариат есть товарное состояние вещи, которое позволяет перемещение вещей от одной группы к другой.
На основании собственного массива данных об антикварном рынке Санкт-Петербурга получены результаты, характеризующие организацию взаимодействия и процедуры приписывания ценности антикварным вещам на рынке.

PDF Document
сохранить
[310 КБ]
Ключевые слова

См. также:
Наталья Евгеньевна Тихонова
Общественные науки и современность. 2015.  № 3. С. 19-33. 
[Статья]
Наталья Евгеньевна Тихонова
Общественные науки и современность. 2015.  № 1. С. 52-63. 
[Статья]
Марина Сергеевна Максименкова, Анна Андреевна Сорокина
Общественные науки и современность. 2014.  № 5. С. 166-176. 
[Статья]
Наталья Евгеньевна Тихонова
Общественные науки и современность. 2012.  № 2. С. 38-52. 
[Статья]
Наталья Евгеньевна Тихонова
Общественные науки и современность. 2012.  № 3. С. 5-21. 
[Статья]
Борис Евгеньевич Степанов
Полития. 2008.  № 3. С. 89-104. 
[Статья]
Софья Борисовна Абрамова
Социологические исследования. 2000.  № 7. С. 37-41. 
[Статья]